Месяц назад в центре Киева появилось несколько бил-бордов с надписями «Катя, я люблю тебя, Сергей». Чуть выше на них была выведена надпись Pacha. Один из участников рынка столичной рекламы рассказывает, что подумывал предложить неизвестному романтику разместиться на его щитах. «Я начал выяснять у коллег имя заказчика, но меня предупредили, чтоб я не лез, потому что речь идет «о грязном белье», - говорит рекламист.
По его словам, плакат – своеобразное послание губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского нардепу от «Оппозиционного блока» Сергею Левочкину. «Как мне объяснили, таким образом Левочкину якобы прозрачно намекнули, что у Коломойского есть на него компромат о том, как он провел время на одном из островов Средиземного моря, в клубе Pacha с этой самой Катей», - говорит рекламист.
Тут же на бордах, расположенных неподалеку от «послания», появились несколько плакатов с не менее романтической надписью «I love you». «Мне объяснили, что это ответ Левочкина, но к чему он, я не понял, скорее всего – сигнал о «перемирии», - говорит рекламист.
Команды группы «Приват» Коломойского и группы RosUkrEnergo Левочкина, Юрия Бойко и Дмитрия Фирташа подчеркивают: сейчас они прекратили «войну», которая длилась с прошлого лета.
«После парламентских выборов Коломойский позвонил Левочкину и предложил искать точки соприкосновения. Мы согласились. Хоть и прекрасно понимаем – это временно», - говорит нардеп Иван Фурсин, бизнес-партнер Левочкина и Фирташа.
«Конечно, Коломойский регулярно общается и с Левочкиным, и с Ахметовым, и с остальными людьми их уровня. У них постоянно то мир, то война. Но нас он в эти разговоры не посвящает», - более туманно отвечает нардеп Борис Филатов, член команды Коломойского.
Подобное перемирие можно отчасти объяснить тем, что у Коломойский обострились отношения с командой президента Петра Порошенко.
Во время коалициады Коломойский не раз бывал на заседаниях лидеров «Народного фронта», где обсуждалось, как противостоять команде президента и получить больше должностей в Кабмине.
К началу работы Верховной Рады отношения днепропетровского губернатора и команды президента достигли той точки кипения, что стороны тоже были вынуждены взять паузу и поставить их на stand-by.
INSIDER попытался разобраться, как изменилось влияние олигархов на власть после парламентских выборов, и какую стратегию в их отношении выстраивает Администрация президента.
Поствыборный расклад
Группы «Приват» и RosUkrEnergo наряду с президентом и премьером – крупнейшие «бенефициары» Верховной Рады нового созыва. Обе ФПГ делегировали своих протеже практически во все парламентские фракции и группы.
INSIDER писал, что Коломойский, как и Левочкин с Фирташем, сумел добиться включения близких к нему людей в избирательный список БПП. Это единственная политсила, в которой сосуществуют протеже двух ФПГ.
Коломойский поддерживает «Народный фронт» Арсения Яценюка и Александра Турчинова, в состав которой входят лояльные к миллиардеру экс-комбаты миротворческих батальонов Юрий Береза («Днепр-1») и Андрей Тетерук («Миротворец»), бизнесмен Юрий Савчук и ряд других нардепов.
В свою очередь, Левочкин и Бойко сделали ставку на «Оппозиционный блок», по списку которого оба прошли в парламент. Бойко избран главой этой партии. В ОБ группа RosUkrEnergo сосуществует с протеже собственника корпорации СКМ Рината Ахметова, который после начала АТО существенно утратил свои позиции в украинской власти. Группу нардепов, которые ориентируются на Ахметова, в «Оппоблоке» возглавляют бизнес-партнер Ахметова Вадим Новинский и Александр Вилкул - экс-менеджер предприятий холдинга «Метинвест» (металлургический дивизион СКМ).
Ахметов, как и группа RUE, на выборах противостоял Коломойскому. Протеже группы «Приват» конкурировали со ставленниками собственника СКМ в мажоритарных округах Днепропетровской и Донецкой областей. Это закончилось скандалом при подсчете голосов в шести мажоритарных округах, однако в итоге ЦИК фактически поделил эти округа между людьми двух миллиардеров.
При распределении руководящих постов в парламенте лояльные к Коломойскому комбаты были одними из главных противников того, чтобы пост вице-спикера достался Вилкулу. В итоге депутаты нарушили закон о регламенте и отдали эту должность Оксане Сыроид из «Самопомочи».
Партию Андрея Садового также неофициально принято связывать с Коломойским. Накануне выборов заместитель миллиардера в Днепропетровской обладминистрации Святослав Олийнык даже предлагал мэру Львова объединить список вместе с его партией «Україна майбутнього», но не срослось.
У Левочкина в Раде также есть условная «фракция №2» - Радикальная партия Олега Ляшко, которому Левочкин оказывает медиа-поддержку еще со времен прошлых парламентских выборов. Кроме того, во фракцию «радикалов» входят прямые креатуры экс-главы Администрации президента.
И наконец, как «Приват», так и RUE в парламенте могут рассчитывать на лояльность двух депутатских групп, которые не входят в коалицию. Команда Коломойского не скрывает, что сотрудничает с Виталием Хомутынником, который объединил 19 депутатов в группу «Экономическое развитие». В свою очередь, Левочкин и компания традиционно сотрудничают с Игорем Еремеевым, который собрал 20 нардепов в группу «Воля народа». Среди них Иван Фурсин, Владимир Кацуба, Ярослав Москаленко и ряд других народных избранников, относящихся к газовому лобби.
Точное количество нардепов, которые ориентируются, соответственно, на Коломойского и Левочкина с партнерами, не могут подсчитать даже их люди из окружения олигархов.
«Полной картиной владеет только Игорь Валерьевич, думаю, в парламенте около 100 понятных нам людей», - говорит один из соратников Коломойского.
В свою очередь, один из близких соратников Левочкина и Фирташа считает, что в Раде группа RosUkrEnergo может рассчитывать на поддержу по принципиальным вопросам 70-80 нардепов.
Таким образом, обе ФПГ в парламенте фактически получили паритет, с небольшим перевесом «Привата».
Укрощение строптивых
Все время «войны» команд Коломойского и Левочкина Петр Порошенко старался оставаться над схваткой. В свою очередь, члены противоборствующих команд даже в неофициальных разговорах воздерживались от критики президента.
Но во время выборов ситуация изменилась. Команда «Привата» обвинила окружение Порошенко, а именно экс-нардепа Давида Жванию и главу Госуправления делами Сергея Березенко в «сдаче» отдельных мажоритарных округов ставленникам Рината Ахметова, которых вел Александр Вилкул. В свою очередь, в Администрации президента стали всерьез готовится к возможной войне с «Приватом».
Апогеем противостояния стал вызов для дачи показаний в Генеральную прокуратуру Геннадия Корбана, еще одного заместителя Коломойского в Днепропетровской ОГА. В ГПУ он явился 26 ноября. Накануне первого заседания Рады нового созыва. По словам Корбана, ГПУ вменяет ему в вину угрозы прокурору Днепропетровской области Роману Федыку.
«Я позвонил ему и сказал, что он пид..с», - объяснил ситуацию Корбан. По его словам, Федык – «продался» Вилкулу, и во время выборов «закрывал глаза» на массовые фальсификации в 38-м, 31-м, 32-м мажоритарных округах. Кроме того, прокурор так и не привлек к ответственности организаторов завоза в Киев «титушек» во время Евромайдана. Корбан и другие члены команды Коломойского потребовали от генпрокурора уволить Федыка.
На следующее утро после допроса Корбан в беседе с INSIDER расценил действия ГПУ как давление на команду Коломойского со стороны президента. Ведь генпрокурора Виталия Ярему принято считать «человеком Порошенко». Тогда замглавы Днепропетровской ОГА считал, что его вызов на допрос только одно из проявлений наступления Порошенко на команду «Привата». Еще одним подтверждением этого, по мнению Корбана, стало увольнение главой государства в конце октября Геннадия Грищенко с должности главы СБУ в Днепропетровской области.
Уже на следующий день после визита Корбана в ГПУ из фракции БПП вышел Борис Филатов, а его коллега по фракции Игорь Палица, также близкий к совладельцу группы «Приват», заявил, что остается на посту губернатора Одесской области и сложит депутатский мандат. Впрочем, остальные протеже Коломойского во фракции БПП, в частности Александр Дубинин, Виталий Куприй, Андрей Денисенко, Тарас Батенко и другие, примеру Филатова не последовали.
Тем временем Филатов стал работать над созданием в Раде собственной депутатской группы под названием «Укроп». Соратник Коломойского рассказал INSIDER, что уже заручился поддержкой шести мажоритарщиков от «Свободы», которые в парламенте остались внефракционными, а также Дмитрия Яроша и Борислава Березы из «Правого сектора», экс-ротного батальона «Днепр-1» Владимира Парасюка, экс-командира батальона «Азов» Андрея Билецкого и еще ряда внефракционных нардепов.
Но создать «Укроп» у Филатова пока что не получилось, ведь, согласно регламенту, для регистрации депутатской группы она должна насчитывать столько же членов, как и самая маленькая фракция. В нынешнем составе Рады это «Батькивщина», в которую входит 19 человек.
Впрочем, на прошлой неделе группа уже продемонстрировала свою силу, когда на ровном месте сотник Парасюк устроил потасовку с депутатами БПП в зале. В результате виновным в «наезде» на сотника сделали Валерия Пацкана, хотя тот и не был инициатором ссоры. К Facebook-разборкам присоединился Филатов.
Но уже во вторник, по рассказам депутатов БПП, Филатов и Пацкан помирились.
Некоторые депутаты «Народного фронта» расценили «аффект Парасюка» как заготовленную комбинацию с целью показать свою силу.
Агрессивная риторика соратников Коломойского в отношении окружения президента вызвала недовольство в АП.
«Коломойский подмял под себя МВД и хотел прыгнуть на ГПУ. Садовой — его кандидат в президенты», - коротко охарактеризовал, как понимают в АП сложившуюся ситуацию, один из ближайших соратников Порошенко.
Тем не менее, на обострение конфликта с «Приватом» команда президента не пошла.
При распределении парламентских комитетов БПП отдала должность главы комитета по вопросам налоговой и таможенной политике креатуре «Привата» Роману Насирову. «Украинская правда» писала, что связь Насирова с командой губернатора Днепропетровщины прослеживается через Питера Ванхеке, руководителя «Укрнафты», 49% акций которой принадлежит Коломойскому. Насиров работал вместе с Ванхеке в инвестиционной кампании Renaissaince Capital и до сих пор поддерживает с ним дружеские отношения.
Кроме того, БПП поддержал кандидатуру Филатова на должность главы специальной комиссии Рады по вопросам приватизации. Это расширит возможности «Привата» отслеживать ход продажи госактивов. По словам Арсения Яценюка, в ближайшее время правительство исключит из списка предприятий, которые не подлежат приватизации 1,2 тысячи объектов.
Один из руководителей фракции БПП в неофициальной беседе с INSIDER рассказал, что сейчас главным лоббистом интересов «Привата» перед президентом его команда считает главу АП Бориса Ложкина. «Он в давних, очень хороших отношениях с Геннадием Боголюбовым (бизнес-партнером Коломойского, - INSIDER). Вопросы относительно главы комитета по налогам «приватовцы» решали именно через него», - говорит соратник президента.
На этой неделе риторика соратников Коломойского в отношении команды президента стала более нейтральной.
«Центральная власть пытается навязывать нам свои кадровые решения. Но мы с президентом не воюем», - говорит Корбан. На вопрос, как обстоит ситуация с ГПУ, он ответил: на допросы его «пока не дергают».
«Сейчас отношения президента с Коломойским поставлены на stand-by. Они были за этот год и хорошими, и плохими, а сейчас стороны взяли паузу, чтобы решить, как вести себя дальше», - говорит один из депутатов, приближенных к президенту.
Отдаление от тела
Команда RUE тоже не может похвастаться расположением Порошенко. 27 октября из АП уволился Олег Рафальский, давний соратник Левочкина, он с июня работал заместителем Бориса Ложкина. В АП это увольнение объясняют тем, что Рафальский подпадал под действие закона о люстрации и решил не дожидаться увольнения «по статье».
Кроме того, соратники главы государства в неофициальных беседах утверждают, что сейчас АП готовится к возможной «зачистке» людей Левочкина из Киевской государственной городской администрации (КГГА). В первую очередь речь идет о двух замах Виталия Кличко – Павле Рябикине и Игоре Никонове. «Тролли уже заточены, компромата хоть отбавляй, к информационной кампании все готово, ждем только отмашки», - поделился чиновник из команды президента.
По словам еще одного чиновника КГГА, на место нынешних замов Кличко могут прийти люди, близкие к другу президента, первому заместителю главы фракции БПП Игорю Кононенко.
Тем не менее, команда RUE уверяет, что в противостоянии президента и премьера они ближе к стороне первого. «Мы с президентом, только не можем понять, чего он хочет», - сухо говорит Фурсин. В свою очередь, один из технологов Левочкина говорит, что у команды Порошенко свои интересы, а у них – свои, и эти интересы пока что не пересекаются.
По его словам, это находит отражение в информационной политике телеканала «Интер», которым владеют Фирташ и Левочкин. «Президента критикуем меньше, Кабмин больше. Объективно именно так», - говорит технолог экс-главы АП.
В АП от команды RUE пытаются дистанциироваться. «С Левочкиным давно никаких контактов нет. Эти отношения можно охарактеризовать как холодный мир - у нас полно своих врагов, у них тоже достаточно. Незачем это усложнять еще какими-то нашими конфликтами», - говорит соратник Порошенко.
Перспективы союза
Еще до первого заседания Рады соратники Коломойского пытались частично объединить свои команды в парламенте – путем создания единой депутатской группы из команд Еремеева и Хомутынника. Инициатором идеи выступил последний, который рассчитывал, что таким образом удастся объединить до 50 нардепов. Но Еремеев от этой идеи отказался. «У нас разные интересы. А поэтому эффективно работать вместе вряд ли бы получилось», - пояснил Еремеев свою позицию INSIDER.
Стороны уверяют: о сотрудничестве между ними не может быть и речи. Да и перемирие весьма условное.
«Отношения с Коломойским - это как АТО. Выстрелит - получит в ответ три, благо фактажа на него более чем», - смеется один из медиа-менеджеров «Интера».
Таким образом, пока что в треугольнике Порошенко-Коломойский-Левочкин наступило временное перемирие, когда стороны пытаются оценить силы для следующего броска.
«Сейчас все роют окопы и готовятся к весне», - говорит один из депутатов «Народного фронта».