Пару десятилетий назад, в экстазе борьбы с «тоталитарным прошлым», мы погубили самую крупную и лучшую в мире детскую организацию, которая хоть как-то занималась воспитанием будущих членов общества. С тех пор этот процесс был практически пущен на самотек, и мы уже пожинаем его плоды в виде молодого поколения «диких волчат»…
Будь готов!
Еще в первобытнообщинном племени знали, что личность взрослого человека формируется с детства. И она зависит от того, чему вы научите ребенка и кем его воспитаете. Люди тысячелетиями выживали благодаря тому, что опытные охотники и мудрые старухи передавали детям свой багаж житейского опыта и полезных знаний. А затем в древних школах закладывались основы будущих цивилизаций. Кстати, именно воспитателя следует считать самой древней профессией человечества, а также одной из самых необходимых и полезных. Это уже в эпоху «развитой демократии» на почетное место воздвигли шлюх и аферистов.
Показательна разница в подходе к воспитанию молодого поколения в двух совершенно разных социально-государственных системах Древней Греции. В «тоталитарной» Спарте, где демократия работала в паре с суровыми и обязательными для всех законами, этим занималось государство, причем детей вообще отрывали от семей и отправляли в эдакие военные лагеря-интернаты. Итог: в течение нескольких веков все, без исключения, молодые граждане Спарты получали отличную физическую подготовку, неплохое образование и, что немаловажно, равные возможности.
В условиях более «либеральной» демократии Афин тамошние граждане быстро расслоились на имущественные классы. А вместе с этим исчезла и всякая возможность единых социальных программ. Так что посещать «гимнасии» могли только дети состоятельных родителей, бедняки же учили своих детей не грамоте или владению мечом, а выращиванию проса и сбору маслин. В итоге, пока одни граждане потели на полях, не имея никакого представления о Сократе и Пифагоре, другие коротали время в театре или на публичных диспутах на ступеньках храмов. Такая система неплохо работала в мирное время, когда аристократы набивали мешки деньгами, но создавала проблемы во времена войн или социально-политических кризисов. Проще говоря, огромная масса бедноты, умеющая только ходить за плугом да ловить рыбу, зачастую устраивала бунты против богатой аристократии – а вот во время войны была абсолютно бесполезным мясом.
С похожей ситуацией столкнулись в конце XIX века и англичане, которые были неприятно удивлены сплоченному, организованному и умелому сопротивлению южноафриканских буров. Вернувшийся с войны бригадный генерал Роберт Баден-Пауэлл задумался о том, что из детей рабочих трущоб и сыновей батраков получаются дисциплинированные и храбрые, но довольно глупые и не подготовленные к войне нового типа солдаты. Порой посыльный просто не мог доставить приказ: бегущего через поле дурака подстреливали, как зайца. И тогда, мистер Баден-Пауэлл создал нечто вроде детского военно-спортивного лагеря, в котором он обучал соседских детей премудростям разведчиков. Так в 1907 году родилось движение скаутов (scout – разведчик). Кстати, девиз «Будь готов!» придумали именно скауты.
Но уже через пару лет генерал понял, что его идею нужно развивать шире, выводя детишек за узкие рамки «пластунов». Военную составляющую скаутской программы подвинули курсы выживания, природоведение (затем и экологические программы), воспитание у детей находчивости, сообразительности, мастерства, порядочности. Таким образом, вместо подготовки солдат-разведчиков, скаутские организации занялись широким воспитанием будущих добропорядочных граждан. Очень важным было то, что задумка Баден-Пауэлла исключала разделение детей по социальному признаку. В отряде скаутов равными считались и вырванные с улицы дети рабочих, и приехавшие из поместья сыновья сквайров.
Скаутское движение благословил сам король Эдуард VII, что позволило ему быстро охватить все страны Британской империи, а затем распространиться в других государствах. Так, в России на начало 1917 года скаутские отряды объединяли более 50 тысяч детей – и их было бы еще больше, если бы в скауты отпускали детей бедноты. Однако сельские мужики и городские ремесленники считали скаутские отряды бесполезной забавой для богатых: мол, зарабатывать на хлеб там не научат, чего зря время терять?
Юные ленинцы
Преобладание в отрядах отечественных скаутов детей из состоятельных семей, а также их воспитание в духе верности царю и отечеству (или нации), не замедлило сказаться в годы Гражданской войны: многие скауты приняли в ней участие на стороне антисоветских движений. Поступали с ними весьма сурово - сказывалась и классовая ненависть к «барчукам», и восприятие их как юных разведчиков противника. Даже сугубо аполитичные отряды скаутов-юннатов, которые просто изучали природу, вскоре разогнали за «связь с мировой буржуазией».
Однако, в отличие от политиков современной Украины, большевики не просто ломали старое и «чуждое», но тут же строили на его месте новое, более крупное и развитое. Создать собственных «красных скаутов» предложила в 1921 году всесоюзная бабушка Н.К. Крупская. Идея воплотилась в жизнь под именем пионеров. Почему за основу было взято прозвище американках первопроходцев, осталось неизвестным, однако впоследствии никто уже не вспоминал о его происхождении, и под пионерами подразумевали только бодро дудящих в горны детишек в красных галстуках.
Нужно заметить, что пионерия создавалась не только с целью привития детишкам «коммунистических убеждений». Она была частью большой программы, решающей больные для послереволюционной страны детские проблемы: беспризорность, безграмотность, криминализация подростков, беспросветное будущее детей из «неблагополучных семей». Эта проблема была успешно решена за десять лет, практически голым энтузиазмом – в современной Украине за двадцать лет она лишь постоянно усугубляется.
Историю советской пионерии можно разделить на два периода. Первый, от середины 20-х годов до времен Никиты Хрущева, можно назвать воспитательным. Тогда наибольшие усилия прилагались именно для воспитания детей если не идейными советскими людьми, то хотя бы просто порядочными членами общества. Барабаны, дудки, галстуки и хождение строем было лишь ритуалом, привлекающим внимание – детей собирали в отряды, чтобы отучить их курить, пить самогонку, ругаться и хулиганить, не красть самим и не давать красть другим.
Кстати, «Павликов Морозовых» в 30-е годы в СССР было довольно много: для обывателей оказалось неожиданным, что дети «стучали» в милицию на воров, дебоширов, хамов, ну и, конечно, «антисоветских элементов». Нужно заметить, что это был как раз шаг в сторону Европы, где подобные сигналы в полицию считаются долгом каждого добропорядочного гражданина. При этом на Западе не слишком задумываются о морали таких поступков. Так, многие немцы «сдавали» евреев не из неприязни к ним, а только потому, что так требовал закон.
Для того, чтобы пионеры почувствовали себя членами общества и юными гражданами страны, их нагружали разного рода поручениями. Например, «тимуровцы» помогали старикам и вдовам, а «юные друзья пограничников» выращивали и дрессировали служебных собак и коней. Во время войны появилась традиция собирать металлолом для нужд военной промышленности, впоследствии выродившаяся в никому не интересный ритуал.
Примерно с конца 50-х начался новый этап жизни советской пионерии, когда большое внимание уделялось дополнительному обучению детей. Благо, это позволяла огромная и постоянно растущая материальная база. Страна ничего не жалела для детей, поэтому как грибы росли и пионерские лагеря с санаториями, и дворцы пионеров со всевозможными кружками и мастерскими, и бесчисленные спортивные школы и секции.
В этот период советская пионерия полностью отошла в своей программе от «первоисточника»: она перестала играть в разведчиков и изучать методы разведения огня при помощи ножа и шнурка от ботинка. Если западные скауты увлекаются этим до сих пор, то советские пионеры забросили лесные походы и плотно увлеклись хоккеем и моделизмом. Это имело большой положительный эффект: во многих детях удалось пробудить интерес к спорту или технике. Нынешнее среднее и старшее поколение еще помнит своё счастливое детство, когда они после школы спешили на секцию или в клуб авиамоделизма. Помнит и то, что слоняющихся без дела детей было немного: «тоталитарная система» смогла охватить разными полезными увлечениями большинство из них. И даже летом детей не оставляли в покое – к их услугам были пионерские лагеря.
Таким образом, при непосредственной поддержке государства, советская пионерия быстро оставила позади все скаутские организации мира. Она не только стала самой массовой (охватив всех советских детей), но и самой состоятельной, имея в своем распоряжении колоссальную материальную базу. К слову, за 21 год украинской независимости для детей не построили ничего – всё это время у них лишь отнимали детсады, лагеря отдыха, помещения кружков и секций…
Однако, уча пионеров собирать модели спутников земли, прививая им техническое конструкторское воображение, в тот период резко упало внимание к воспитанию детей. Видимо, наверху сочли, что после объявления Никитой Сергеевичем эпохи «победившего социализма», все острые проблемы человеческой души разрешились сами собой. Воспитание ограничивалось лекциями на темы «пионер - всем пример» и «почему нужно любить родную партию». Довольно быстро этот пафос наскучил и стал восприниматься как бессмысленный формализм. Впрочем, в начале 80-х годов страна научилась прекрасно обходиться и без «коммунистической морали», которую заменили старые добрые человеческие ценности. Увы, прошло всего несколько лет, и они были сдуты ураганом беспредела 90-х годов, разделившего людей на испуганных баранов и озверелых волков.
Фабрики биомассы
Могла ли пионерия пережить «крах коммунизма»? Вполне! Достаточно было лишь заменить идеологический стержень пионерской организации – буквально переписать лишь несколько книжек и набор лозунгов – и она продолжила бы уверенно выполнять свои функции и дальше. Однако беда пионерии была в том, что она была не идеологическим клубом, не политической партией для детей, а серьезной и состоятельной детской организацией. И состояние пионерии многим не давало покоя. Поэтому её сначала «деидеологизировали» в 1990 году, а затем, под шумок борьбы с последствиями ГКЧП, просто ликвидировали – вместе с КПСС и комсомолом. Поспешно прибирая к рукам сначала денежные кассы, а потом и приватизируя недвижимость.
Одновременно с уничтожением пионерии (сейчас существует лишь её жалкое нищее подобие) государство фактически перестало заботиться вопросами воспитания юного поколения. Детей просто выставили на улицу, отправили в подворотню, где они занимались «самовоспитанием». Теперь они использовали клей не для сборки моделей, а чтобы получить кайф и последующее разложение печени. Поколение 90-х было воспитано в свободной от «коммунизма» демократической атмосфере, прогонявшейся «Моментом», пивом и табачным дымом. Их учителями стали голливудские боевики в гундосном переводе, секции тайского бокса, порнография и местные криминальные новости.
Как итог, мы получили первое поколение независимой Украины, отличающееся полным наплевательством на любую мораль. Их мозг реагирует только на возможность «нарубить капусты» или угрозу «получить по тыкве» - такие себе примитивные инстинкты юных волчат. А следом вырастает еще более испорченное поколение: парни, в лучшем случае, круглые сутки рубятся в онлайн-игры, а девчонки делают свои «фото-портфолио», готовясь продать себя подороже – ну, или за сколько дадут. В общем, налицо откат в начало 20-х годов, разве только современные проблемные дети ходят не в рванье, а в китайском трикотаже и с купленными в кредит (или украденными) мобильниками…
Конечно, на пионерии свет не сошелся клином. Сегодня в Украине работают (или просто числятся, получая гранты) сотни всевозможных детских организаций. Те же пионеры и скауты, различные «пластуны» и «юные казаки», военно-спортивные, историко-патриотические, туристические, религиозные, театральные движения, союзы, клубы. Казалось бы, выбор на любой вкус!
Но в том-то и беда, что на любой. При всем уважении к создателям и преподавателям этих организаций, многие из которых искренне хотят научить детей чему-то хорошему, все вместе они делают не слишком хорошее для страны и общества дело. Почему? А потому что в карпатских горах юным «пластунам» прививают любовь к Украине в духе Степана Бандеры, в донецких степях юные «казачки» воспитываются на примере своих служивших царю-батюшке предков, а современные пионеры слушают истории вожатых о том, как Красная армия била и тех, и других. Потому что в одной организации детям прививают русское православие, в другой - украинское «автокефальство», в третьей католичество, в четвертой протестантство, а в пятой вообще ислам. Потому что две организации, носящие имя историко-патриотических клубов, имеют противоположные взгляды на историю и патриотизм.
Воспитание будущих граждан в столь пестром идеологическом поле лишь обострит и без того всё более усугубляющийся политический раскол Украины. Мы же все понимаем, что через десять лет эти подросшие детишки, возможно, будут бить друг другу морды на Майдане – в полной уверенности, что поступают правильно, согласно своим убеждениям…
Поэтому со всей очевидностью возникает вывод, что Украина нуждается в единой детской организации масштабов советской пионерии или хотя бы в объединении, существующими под общими правилами и при всяческой поддержке государства, которая бы работала вместе с другими государственными социальными программами. Словом, нужно начинать с того, с чего начинали Крупская, Макаренко, Дзержинский. Если мы хотим, чтобы дети в этой стране воспитывались добропорядочными гражданами, а не учились выживанию в подворотнях.
Но это лишь пожелания. Мы же ведь прекрасно понимаем, что нынешнее государство останется глухим к подобным предложениям. И дело вовсе не в том, что на это нет денег. О, если бы наши чиновники увидели в этой программе возможность «распилить бюджет», то в неё влили бы денег еще больше, чем в бездонную бочку Евро-2012! Думается, что властям даже не наплевать на будущее миллионов детей, часть из которых ждут алкоголизм, тюрьмы, проституция, смерть в пьяных драках, суицид.
Нет, похоже, что упорное игнорирование вопроса воспитания будущих поколений обусловлено вовсе не безразличием «верхов» к проблемам «низов». А, напротив, желанием, дабы эти самые «низы» всё глубже погружались в болото невежества, деградации, политического раскола, чтобы люди вели свинский образ жизни и грызлись друг с другом, как собаки. Почему? А потому что только таким опустившимся обществом могут управлять столь ничтожные политики…