В Интернете появился фильм-расследование о махинациях в спиртовой отрасли, вызвавший немалый резонанс. По мнению авторов фильма «Монополия. Точка невозврата», спиртовую отрасль в Украине полностью контролирует криминальная мафия, за которой стоят влиятельные политики и чиновники, близкие к Президенту Виктору Януковичу.

Создатели фильма, ссылаясь на независимых экспертов, утверждают: более 70% предприятий отрасли частично или полностью пребывают под контролем криминальных структур. Согласно украинскому законодательству, монополистом на рынке спирта является государство. В структуру ГП «Укрспирт», руководство которого постоянно меняется, входят около 70 спиртовых заводов. Однако большая их часть официально не работает. Но в тоже время активно производят так называемый левый, «черный» спирт. При этом изготавливают спирт на очень устаревшем оборудовании и, как правило, низкого качества. К примеру, на Лохвицком спиртовом комбинате (Полтавская область) спирт производят из мелассы, побочного продукта сахарного производства, а не пшеницы. Далее это сырье попадает на заводы для изготовления элитного алкоголя. По такой схеме работает большинство спиртовых заводов.

По словам журналистки, проведшей расследование деятельности «Укрспирта» Анны Бабинец, все началось с нестыковок относительно проданного и выпитого алкоголя. ВООЗ посчитала: в Украине ежегодно выпивают алкоголя больше, чем изготовлено и продано. Фактически половина рынка находится в тени. По слухам, рассказывает Бабинец, «крышует» Юрий Иванющенко, известный как Юрий Енакиевский, народный депутат Украины (Партия регионов), кум министра АПК Николая Присяжнюка и друг детства Президента Виктора Януковича.


Авторы «Монополии» установили четкую схему работы спиртовой отрасли и производства ликеро-водочных продуктов. По их мнению, руководство одной из самых стратегических отраслей Украины происходит не из властных кабинетов, а из офиса Юрия Иванющенко, находящегося по адресу: Киев, улица Рыльского, 4. На ковер к нему приходит водочный барон и мозговой центр теневого спирттреста Украины, собственник концерна «Хортица» Евгений Черняк. Задействован в схеме банкир Тарас Петраков (Банк «ТК-Кредит»). Собственник «Хортицы» играет в нынешних схемах ключевую роль. Он так называемый «смотрящий» спиртовой монополии за частными изготовителями водки. Тарас Петраков и его банк обеспечивает финансовую сторону.

Работать «в схеме», считают журналисты, означает покупать левый спирт по установленной цене и легализировать его через фальсифицированные акцизные марки. То есть, на легальных заводах организовывать нелегальное производство.

По сути, говорится в фильме, из кабинета Юрия Иванющенко назначается руководитель «Укрспирта». С этого же офиса назначен руководитель Департамента по контролю за оборотом спирта Налоговой службы (ДСАТ). Это друг Януковича и Иванющенко Анатолий Радченко. Еще по совместительству - кум украинского президента.

Иными словами, «Укрспирт» работает в двух режимах: легальном и теневом. Причем, цена на легальный спирт искусственно завышается путем повышения цен на материалы, покупку ненужного оборудования et cetera. Таким образом, невзирая на дешевые ресурсы, цена спирта в Украине – самая высокая в Европе. Если в России и Польше цена литра этилового спирта составляет меньше доллара, то у нас – около двух.

При расследовании авторы «Монополии» обнаружили, что на каждом спиртзаводе круглосуточно дежурят сотрудники налоговой ДСАТ. Без них с завода не выпускается ни одна капля спирта. Вместе с ними дежурят представители криминальных группировок. «Теневую» бухгалтерию ведут совместно. Далее спирт поставляется на ликеро-водочные заводы, где фактически легализируется. Потом водка продается всеми возможными способами: через сети магазинов и нелегально. Полученные деньги конвертируются через банк Петракова. Оттуда идут организаторам схемы и ее участникам. Политическую составляющую спиртовой мафии в парламенте обеспечивает так называемое водочное лобби.

«Бюджет не получал налоги почти с половины рынка алкоголя. Речь о миллиардах гривен. По оценкам Министерства финансов, потери за 2011 год из-за существования «черных» криминальных схем составили около 2 млрд. гривен. По оценкам независимых экспертов, около 4-5 млрд. гривен», - говорят авторы фильма.

Анна Бабинец приводит конкретный пример работы по «теневым» схемам: ликеро-водочный завод в Житомире, принадлежащий Государственному управлению делами. «На нем изготавливается президентская водка. ВИП-завод. Он закупил тары на 206 млн. гривен. Если посчитать объем продукции, вырабатываемой на заводе, и сколько надо бутылок, выходит, что тары куплено на 10-12 лет наперед».

Зачем закупать столько бутылок? Авторы фильма подробно раскрывают финансовую схему. По их утверждению, участниками схемы установлена единая цена на нелегальный спирт: 34 грн. за литр. Из них производитель получает лишь треть – 12 грн. Остальные 22 переводит в банк «ТК-Кредит». Оттуда идет дальнейшее распределение. Одна гривна с каждого «теневого» литра достается Черняку и компании. 50 копеек получает налоговая милиция. Руководство ДСАТ и МВД – по 3 гривны. На региональных исполнителей приходится по 2,5 гривны. Главный куш – 11 гривен достаются непосредственно организаторам схемы.

Согласно статистике, официально в 2011 году в Украине продано меньше, чем 400 млн. бутылок водки. По данным ВООЗ - более 700 млн. бутылок. Издание «Зеркало недели» называет цифру 1 млрд. 200 млн. бутылок. Почти 900 млн. бутылок – 70% рынка, находятся в «тени». То есть, на протяжении прошлого года нелегально было реализовано 400 млн. литров спирта. Государство потеряло почти 14 млрд. гривен. По сути, организаторы схемы из воздуха получили 4 млрд. 400 млн. гривен. Это деньги, если их вывести из «тени», могли пойти на повышение пенсий и зарплат госслужащим, компенсацию сгоревших вкладов в «Ощадбанке».

Однако власть ничего не делает в этом направлении. Народный депутат Владимир Арьев считает, что власти невыгодно работать с «чистыми» бизнесменами.

«Если человек ведет свой бизнес прозрачно, платит налоги, то чиновник любого ранга, пришедший к нему со своим интересом, ничего не получит. А к бизнесмену, имеющему хорошую часть прибыли в «тени», прийти легче. Он сам готов все отдать. Государство будет заинтересовано загонять бизнес в «тень». Чем больше «тени», тем больше будут богатеть чиновники, а государство терять огромные деньги. В результате это закончится катастрофой», - говорит парламентарий.

Тому подтверждение, рассказывают авторы фильма, история с когда-то одним из наиболее крупных производителей водки концерном «Nemiroff». Часть его акционеров согласилась работать в тени, часть – нет. В результате корпоративного конфликта власть стала на сторону «теневиков». Реальным собственникам корпорации пришлось выехать из Украины.

Таким образом, журналисты полностью раскрыли схему спиртово-алкогольной мафии, где замешаны политики, чиновники и крупный бизнесмен Евгений Черняк, «смотрящий» за частными производителями водки. Кстати, во времена «оранжевой» власти он был близок к бютовцам, но с приходом Партии регионов стал активно зарабатывать деньги для «бело-синих». Деньги, как говорится, не пахнут.

Вопрос, знает ли Виктор Янукович о том, что происходит, журналисты считают риторическим. Ведь ДСАТ возглавляет его кум. А во главе схемы – друг. Одного волевого решения руководителя государства хватило бы, чтобы вывести отрасль из «тени». Но, по информации журналистов, значительную часть «теневых» миллиардов Иванющенко обещал Партии регионов на выборы.

Конечно, можно поставить под сомнение некоторые факты проведенного расследования. Однако к похожим выводам пришел журналист издания «Forbes.ua». Автор материала «Откуда берется дешевая водка и кто контролирует спиртовую отрасль» Сергей Головнев находит прямую связь между нынешним руководителем ГП «Укрспирта» Александром Хартом, Юрием Иванющенко и старшим сыном Виктора Януковича - Александром.

Головнев пишет: «Самая примечательная страница трудовой биографии Харта – руководство мариупольской компанией ООО «Рейл-Сервис». Согласно реестру он работал ее директором с февраля по август 2006 года. На тот момент учредителями «Рейл-Сервис» были две фирмы: ООО «Финансовая компания «Лидер» и ЧП «Маран-Афа». «Лидер» – это структура, подконтрольная известному народному депутату Юрию Иванющенко и его бизнес-партнеру Ивану Аврамову.

Директор и владелец ЧП «Маран-Афа» – Сергей Радченко, упомянутый в публикации «Украинской правды» как один из учредителей общественной организации «Донбасское общество охотников и рыболовов «Донбасс-Фауна». По данным издания, «Донбас-Фауна» непосредственно связана со старшим сыном президента Александром Януковичем». Подробно схему смотрите здесь.

Автор публикации приводит факты того, что «Укрспирт», по сути, инициирует изготовление нелегальной продукции, а руководство непосредственно контролирует весь процесс. В то же время отрасль приходит в упадок из-за производства нелегального спирта. Из 80 предприятий (данные Сергея Головнева) работают только 10. Головнев пишет: «В 2011 году по сравнению с 2010-м (данные Госкомстата) производство спирта в Украине упало с 24,6 до 19,4 млн дал – примерно на 20%. Производство водки в том же году упало с 42,5 до 33,2 млн дал, или на те же 20%. Зато индекс физического объема розничного товарооборота за этот период вырос на 4%. Другими словами, в 2011 году в Украине продали более 15 млн. ящиков водки и крепких спиртных напитков, которые официально произведены не были».

Между тем собеседники журналиста боятся раскрывать детали производства, опасаясь за собственную жизнь и намекая на контроль за отраслью «семьи».

Пока политики, чиновники и бизнесмены набивают и так полные карманы колоссальными суммами прибыли от производства нелегального спирта, нация спивается и вымирает. «Монополия. Точка невозврата» приводит неутешительную статистику. В Украине по разным оценкам ежегодно от отравления алкоголем умирает 40-46 тысяч людей. По данным маркетинговых исследований международной аналитической компании Nielsen , Украина абсолютный лидер на рынке продаж алкогольной продукции и за динамикой продажи и употребления.

За 10 лет количество людей, зависимых от алкоголя выросла в 10 раз. Украинцы спиваются быстрее всех в мире. Тому способствуют доступность алкоголя и его низкое качество. Кроме того, 40% подростков в возрасте до 18 лет употребляют алкоголь систематически. Но когда для украинских власть имущих здоровье нации было важнее собственного кошелька? Хуже то, что мы собственноручно наделяем властью людей, наживающихся на здоровье украинских граждан. Более того, закрываем глаза на откровенные преступления в масштабах страны, свершаемые ими с нашего молчаливого согласия.