В качестве одного из аргументов в свою пользу Греция в переговорах с кредиторами из ЕС прибегла и к морализаторству, вспомнив о том, как чуть более чем 60 лет назад списывала долги ФРГ. Действительно, к 1953 году состояние западногерманской экономики было довольно плачевным. «Экономическое чудо» лишь набирало обороты, а на бюджете тяжелым бременем лежали внешние долги. Приблизительно половину из них составляли репарации, наложенные на Германию еще по итогам Версальского договора, еще столько же — кредиты, взятые после Второй мировой на восстановление разрушенной войной экономики.
По нынешним меркам, процентное соотношение внешнего долга к ВВП было смешным — 25%. Но Германия остро нуждалась в капиталовложениях для стимулирования экономического роста. И в феврале 1953 года сумела договориться с рядом стран о списании 50% долга, а выплаты по второй половине реструктуризировать на крайне выгодных условиях (рассрочка как минимум на 30 лет, возможность тратить на обслуживание долга не более 3% экспортной выручки). В итоге последний транш был выплачен только в 2010 году. И что наиболее любопытно — в числе европейских стран, простивших долги ФРГ, была и Греция.
На Ангелу Меркель такие доводы не подействовали, но интересно разобраться с вопросом, когда, каким странам и при каких условиях списывают внешнюю задолженность.
Щедрость парижская, кёльнская, неапольская…
В 1956 году, когда перед угрозой дефолта оказалась Аргентина, ее делегация встретилась в Париже с представителями стран-кредиторов, чтобы договориться о реструктуризации — переговоры прошли успешно. С этого момента начинается история Парижского клуба — одной из наиболее влиятельных неофициальных международных организаций, представляющей интересы стран-кредиторов (в настоящий момент в клубе 20 государств). Двадцатью годами позже был создан и Лондонский клуб — неформальная организация, объединяющая частные банки-кредиторы (около 1000 банков к настоящему моменту).
С начала деятельности и по май 2014-го в рамках Парижского клуба было достигнуто более 430 соглашений с 90 различными странами-должниками. Общая сумма урегулированного внешнего государственного долга различных стран составила более $583 млрд.
Но если изначально клуб сталкивался с вопросами реструктуризации госдолгов, то со временем стало очевидно, что задолженность ряда беднейших государств приобрела характер безнадежной. Особенно ярко эта тенденция проявилась в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Ведь если во время глобального биполярного противостояния страны третьего мира, в зависимости от избранного политического курса, могли рассчитывать на поддержку со стороны Запада или СССР — то с завершением этого периода оказались, по сути, предоставлены сами себе.
И если для развитых стран Парижский клуб разработал так называемые стандартные условия реструктуризации (пролонгация выплат на десять лет по рыночной процентной ставке с льготным периодом в три года), то уже в 1988 году были разработаны Торонтские условия, позволявшие списывать треть внешнего долга странам с доходом ниже установленного Всемирным банком уровня. Оставшаяся сумма реструктуризируется частями: на 14 и 25 лет (включая льготные периоды в 8 и 14 лет).
В 1994 году были приняты отдельные Лондонские условия для стран с низким уровнем дохода, которые через несколько лет пришлось еще раз пересмотреть в виде Неапольских условий. Согласно им беднейшие страны могли рассчитывать на списание уже двух третей долга с пролонгацией выплат до 40 лет (с 16-летними льготами).
Но и этого оказалось недостаточно. В 1999 году была принята Инициатива HIPC (heavily indebted poor countries), направленная на сокращение бремени внешнего долга беднейших стран мира. На данный момент в нее вовлечены более 40 стран, в основном африканских. Это те страны, внешний долг которых по отношению к экспорту товаров и услуг или к объему доходов госбюджета превышает 150 и 250% соответственно.
Для стран, привлеченных к HIPC, действуют Кёльнские условия, согласно которым возможно списание до 90% внешнего долга.
И как раз на начало XXI века приходятся наиболее крупные списания государственных долгов беднейших стран перед членами Парижского клуба и международными финансовыми организациями. Так, к примеру, в 2004 году Парижский клуб принял решение поэтапно списать 80% долга Ирака (свыше $30 млрд.). В 2006-м внешний долг Малави был уменьшен с $363 до $9 млн. В 2010-м было списано практически 100% задолженности Республики Конго ($2,4 млрд.), Либерии ($1,4 млрд.) и Гаити ($214 млн.). В 2013-м — свыше 60% долга Мьянмы (свыше $6 млрд.). И это далеко не полный список.
Отдельно в 2005 году на саммите G8 было принято решение о списании 18 беднейшим странам мира долгов перед ВБ и МВФ ($40 млрд.).
Важно отметить три принципиальных момента. Во-первых, прямое списание задолженности государств перед государствами — явление довольно частое. Но проблема в том, что оно тесно увязано с сотрудничеством должника с МВФ. Как правило, претендующая на списание страна обязана в первую очередь урегулировать спорные вопросы с фондом, согласиться выполнять его рекомендации, получая взамен дополнительную финансовую помощь от МВФ и/или ВБ. Во-вторых, речь практически всегда идет о незначительных суммах по меркам государств — участников клуба. В-третьих, претендуя на помощь в рамках той же HIPC, государство как бы автоматически попадает в «черный список» стран четвертого мира.
Исключения из правил
Тем не менее в истории, кроме упомянутого выше прецедента с ФРГ, были и другие «нестандартные» примеры списания внешнего долга. Самый недавний — списание в 2009 году с Сербии $550 млн. долга Косово (которое Белград, впрочем, все равно считает частью своей территории).
Но еще более любопытные шаги были предприняты в начале 1990-х по отношению к Польше и Болгарии, столкнувшимися с серьезными трудностями при переходе к рыночной экономике.
Так, в период 1991–1994 годов Парижский клуб списал Польше половину стоимости внешнего долга (на членов клуба приходилось 60% задолженности) и 80% просроченных процентов по нему. Оставшаяся часть была реструктуризирована почти на два десятилетия с льготными периодами. В итоге только за эти три года польский бюджет сэкономил около $9 млрд. (для страны Восточной Европы того периода — огромная сумма). В 1994 году практически аналогичное соглашение было достигнуто и с Лондонским клубом (общее снижение долга еще на $6,6 млрд.). Что характерно, списание открыло доступ Польше к новым международным кредитам (и частным, и по линии МФО), что и послужило толчком к ускоренному росту польской экономики уже к концу 1990-х.
Болгария в марте 1990 года была вынуждена объявить о своей неплатежеспособности — в отличие от Варшавы София задолжала в основном коммерческим банкам. Лишь к концу 1993 года было достигнуто соглашение с Лондонским клубом (подписали свыше 300 банков). В общей сложности Болгария получила списание 47–48% внешнего долга на сумму $8,1 млрд.
Однако подобная практика со стороны кредиторов не стала правилом для стран Восточной Европы. Румыния получила лишь возможность реструктуризировать часть долга.
Венгрия, Чехия и Словакия прошли начало 90-х с повышенной долговой нагрузкой, но без списаний и реструктуризации — из-за чего, кстати, выиграли в более долгой перспективе, заслужив репутацию добросовестных должников.
Впрочем, было бы несправедливо приписывать успех «польского экономического чуда» исключительно уступкам со стороны кредиторов. Как свидетельствует опыт той же Болгарии, подобные меры не гарантируют успеха: сегодня Болгария в списке стран по ВВП по ППС на душу населения отстает от Польши на два десятка позиций в списках МВФ и ВБ (приблизительно на 33%, или $8 тыс.).