Десять месяцев назад на части территории Луганской области была провозглашена так называемая «Луганская народная республика». Основанием для ее создания послужил референдум, прошедший 11 мая 2014 года в нескольких населенных пунктах Луганской области. Его проведение контролировалось российскими боевиками, коллаборационистами, а также пророссийски настроенными представителями органов местной власти.

Официальные международные наблюдатели, в том числе представители России, которая дистанцировалась от всего происходящего, на референдуме не присутствовали. Наблюдавшие же все это действо независимые российские эксперты и вовсе ошалелиот количества нарушений.

Все это, впрочем, не помешало уже на следующий день объявить результаты «народного волеизъявления». Согласно им, при явке в 75% «за» независимость «ЛНР» высказались более 96% проголосовавших.

Через четыре дня Генпрокуратура Украины объявит «ЛНР» террористической организацией. Спустя 10 месяцев ее «независимость» признает только Южная Осетия, которую, в свою очередь, государством считают лишь Россия, Никарагуа, Венесуэла и Науру.

Что изменилось в жизни людей, которые живут на оккупированной территории за это время?

Кремлевские функционеры, ответственные за создание и продвижение бренда «ЛНР», пытались придать своему детищу все признаки государственности.

Выбрали (точнее назначили) главу «республики». Точно так же «выбрали» парламент из числа ностальгирующих по СССР пенсионеров, коммунистов, членов Партии Регионов и боевиков.

Они создали ЛНРовский Совмин, гербкак две капли воды похожий на логотип

.

С остальными атрибутами возникли трудности.

Административно-территориальные границы ЛНР могут меняться по нескольку раз на день – в зависимости от направления ветра.

Говорить о суверенитете республики, декларативно входящей в состав «Новороссии», которая функционирует в пределах московского офиса Олега Царева, тоже сложно.

Собственная валюта отсутствует как таковая. Мирное население «республики» практически поголовно пользуется украинскими паспортами, а не «временными удостоверениями личности, и избавляться от них предусмотрительно не спешит.

Что же представляет из себя сегодня «ЛНР»?

Иерархи

Возглавляет «республику» Игорь Плотницкий, в прошлом военный, затем мелкий бизнесмен.

В 2004 году он устроился на работу в областную инспекцию по делам защиты прав потребителей.

Голодные игры «ЛНР»

Игорь Плотницкий, в прошлом военный, затем мелкий бизнесмен. Фото предоставлено автором

По словам Максима Говорухи, который работал прокурором Лисичанска с 2005 по 2010 годы, в общей сложности Плотницкому инкриминировались около десяти эпизодов получения взяток от частных предпринимателей только по Лисичанску.

Говоруха утверждает, что уголовное дело по обвинению Плотницкого было расследовано, направлено в суд и по нему был даже вынесен обвинительный приговор. Здесь вы сможете скачать его и прочесть.

между Плотницким и лидером стахановских казаков Павлом Дремовым.

«Плотницкий получает дивиденды практически со всех прибыльных бизнес-объектов на контролируемой его боевиками территории», – говорит бизнесмен Сергей К., в прошлом близкий приятель Плотницкого, которому пришлось уехать из Луганска в целях личной безопасности.

Так, в сферу бизнес-интересов Плотницкого после создания «ЛНР» вошла «национализированная» у ритейлерской сети «АТБ» сеть супермаркетов «Народный».

В пресс-службе «АТБ» этот факт не опровергли. Всего на территории Луганской области, неподконтрольной украинским властям, находятся 50 магазинов «АТБ», рассказывает сотрудница PR-службы розничной сети «АТБ» Татьяна Ермакова. По ее словам, в Луганске, Краснодоне, Лутугино, пгт Юбилейном торговая деятельность осуществляется представителями «ЛНР».

Голодные игры «ЛНР»

Строительные гипермаркеты, некогда носившие название «Эпицентр», теперь также контролируются Плотницким. Ими управляет его супруга Лариса. Из-за боевых действий на территории Луганска стройматериалы – востребованный товар. Завозят их из России.

Голодные игры «ЛНР»

Также под контроль руководства «ЛНР», по словам сотрудников правоохранительных органов, перешел ликеро-водочный завод

и операции, связанные с валютой и драгметаллами.

По информации руководителя одного из подразделений УМВД Украины в Луганской области, все бизнес-вопросы Плотницкий контролирует с помощью своего советника по экономическим вопросам Виктора Пеннера.

Сотрудники украинских правоохранительных органов, с которыми «Украинская правда» общалась в ходе подготовки материала, характеризуют Пеннера как системного, прагматичного, жесткого управленца. Из его биографии интересен такой факт – в начале 2000-х он был осужден на девять лет за умышленное убийство и полностью отбыл срок наказания.

«Бизнес»

Это – перечень объектов промышленности, которые за время оккупации прекратили свою деятельность в Луганске и других населенных пунктах. Их оборудование либо было вырезано (или все еще вырезается) на металлолом, либо вывезено на территорию России. Данные Департамента промышленности и энергосбережения Луганской обладминистрации:

ЗАО Луганскиймашиностроительный завод имени А.Я.Пархоменко;

ООО Машиностроительныйзавод «100»;

ПАО Луганский завод горноспасательной техники «Горизонт»;

ЗАО Лугцентрокуз;


ПАО Лугансктепловоз;

ООО Поли-Пак; 


ЧАО Маршал;

ООО Луганскийтрубопрокатный завод;

ЧП Вторчермет;


ООО Брянскийрудоремонтный завод;

ОАО Юность;

ПАО Луганскийлитейно-механический завод;

ЧП Прокатсервис;

ОАО Стахановский завод ферросплавов

Еще один способ заработка руководства «ЛНР» и к ним приближенных – контрабанда. Практически все нефтепродукты на территории «ЛНР» завозятся контрабандным путем. С одной стороны – законные поставки в принципе невозможны по причине непризнания « республики», с другой – это создает возможности для обогащения, которыми пользуется руководство «республики».

Также под контролем боевиков оказались практически все легальные и нелегальные шахты Луганщины. Уголь продолжает добываться, однако официальная возможность его вывоза на территорию Украины отсутствует.

В Министерстве энергетики и угольной промышленности Украины сообщили, что не владеют информацией о реальном положении дел на шахтах, которые находятся на оккупированной территории. Уголь украинская сторона закупает только у тех предприятий, которые юридически зарегистрированы в подконтрольных украинской властью городах.

«Мы не остановились, предприятия свои не бросили. Однако из-за того, что вывезти уголь мы не можем, они работают в сокращенном режиме, с минимальным привлечением персонала, - рассказывает «Украинской правде» директор одного из департаментов принадлежащей Ахметову компании ДТЭК Руслан Богданов. - Мы не можем обеспечить эти предприятия нормально, зарплата выплачивается с задержкой. Угольные склады переполнены. У нас лежит порядка трех миллионов тонн, однако сбыта нет. Во многом это обусловлено проблемами с разрушенной инфраструктурой».

Вместе с тем, луганский уголь вывозится на территорию России, и данный факт зафиксирован представителями миссии ОБСЕ. Там он реализуется по ценам ниже рыночных российских, что уже вызывало возмущение кузбасских угольных компаний в местной прессе.

Средний и малый бизнес

Под передел попал не только крупный бизнес, но и средний и малый.

Все более или менее привлекательные объекты давно «национализированы» боевиками.

Юлия Флященко, директор предприятия «Комод», которое занимается пошивом нижнего белья, рассказывает, как боевики отобрали ее бизнес: «На территорию фабрики приехали вооруженные люди и просто вывезли оборудование на сумму более 100 тысяч гривен, а также сырье, из которого шилось белье на сумму около 700 тысяч гривен».

После этого случая Флященко поняла, что бизнес в «молодой республике» ей вести будет сложно. Теперь ее предприятие работает в Киеве.

Центральный рынок Луганска, как и раньше, находится в ведении городского совета. Регулярное получение прибыли от рыночной торговли контролирует назначенный Плотницким мэр Манолис Пилавов.

Цены на продукты за 10 месяцев «ЛНР» выросли в два-три раза в сравнении с городами Луганской области, которые контролируются Украиной.

Предприниматели, с которыми общался корреспондент «Украинской правды», объясняют разницу в ценах увеличившимися накладными расходами, то есть взятками, которые нужно давать как на украинских, так и на «ЛНРовских» блокпостах за ввоз товара.

Порядок цен на продукты и напитки в «республике» следующий: 1 кг свинины – 120 грн, картофеля – от 12 до 16 грн, сала – 120 грн, риса – 30 грн, сахара – 30 грн. Десяток яиц стоит 30 грн., 2-литровая бутылка Pepsi – 50 грн., маленький тюбик зубной пасты «Blend-a-Med» - 52 грн. Цена упаковки «памперсов» в «ЛНР» стоит 700 грн.

Также на рынках возобновилась продажа подакцизной продукции – водки и сигарет. Вопросы «акциза» курирует все тот же Пеннер – с помощью перешедших на сторону «ЛНР» сотрудников налоговой милиции, которые отвечают за поставки на рынки и в магазины товаров указанной категории.

В основном реализуется продукция, отобранная у луганских оптовиков. Бутылки и пачки обклеиваются собственной акцизной маркой.

Голодные игры «ЛНР»

За соблюдением акцизной дисциплины следит еще один «перебежчик» – Сергей Ляшенко, экс-заместитель начальника областной налоговой милиции, ныне – начальник финансовой полиции «ЛНР.«

«Контроль за уплатой налогов и различных сборов – жесточайший, –рассказывает владелец небольшого розничного магазина в Луганске Андрей, – Никто не знает, каким образом формируются ставки, но неявка в налоговую чревата визитом представителей силовых органов».

В «республике» очень строго следят за оплатой предпринимателями электроэнергии.

Многих это удивляет и злит, так как чиновники «ЛНР» не устают благодарить «братскую Россию» за безвозмездные поставки электричества в Луганск и прочие населенные пункты, пребывающие под контролем боевиков.

Не секрет, что на территории «ЛНР» процветает и торговля заложниками, оружием, а также отобранными у законных владельцев автомобилями.

Луганчане, которые остаются на оккупированной территории, рассказывают, что в самом городе еще как-то можно пытаться выжить. На территориях же «ЛНР», где безраздельно властвуют казачьи банды, законов не существует вовсе. Единственный довод, которым можно что-то кому-то доказать – это автомат.

Однако все перечисленное не самое страшное из того, что сегодня происходит на оккупированной территории.

Самое страшное – это то, что в искусственной Луганской банановой республике живут вполне реальные люди и рождаются дети.

Им выдают свидетельства о рождении украинского образца, но официальные печати на них можно поставить только на территории, подконтрольной Украине. Для подавляющего большинства жителей «ЛНР» это невозможно.

Сотни, а возможно уже тысячи, детей растут на территории, где не действуют законы, без прав и официальных документов.

В «народной республике», которая никогда бы не появилась без активной поддержки России.