Профильный закон вступил в силу 1 октября 2015 года. Тогда же правительство приняло постановление №758, которое откладывало запуск рынка для населения на два отопительных сезона: 2015-2016 и 2016-2017.
Постановлением устанавливалась граничная цена природного газа для населения, а на дочерние структуры региональных распределяющих компаний накладывались спецобязательства по его поставке населению - так называемые PSO (Public Service Obligation).
Другими словами, правительство отложило введение рынка газа в сфере поставок населению. Основные причины: ожидаемая социальная напряженность из-за резкого скачка тарифов на газ и отсутствие в стране независимых поставляющих компаний.
С апреля 2017 года это постановление утратило силу. Предполагалось, что уже в отопительный сезон 2017-2018, через два сезона после вступления в силу закона о рынке, в Украине заработает полноценная конкуренция в сфере поставок газа населению.
Но после истечения срока действия постановления Кабмин задним числом принял аналогичное постановление №187, продлив норму о граничной цене для населения еще на один отопительный сезон – до апреля 2018 года.
Опять не рыночная цена
С 2014 года тарифы на газ для населения выросли более чем в три раза. С октября 2015 года, несмотря на регулирование постановлением №758, они формировались по импортному паритету.
Тариф на газ для населения включал стоимость газа на немецком хабе NCG, стоимость его доставки до границы Украины, транспортировки магистральными трубопроводами и распределения региональными сетями, а также торговую надбавку трейдера и НДС.
В марте 2017 года, несмотря на формирование граничной цены по тому же принципу, она была немного снижена – с 7,2 до 6,9 грн за куб. м.
Как менялась цена на газ для населения
Период | Цена |
До мая 2014 года | 2,25 грн за куб. м |
До октября 2015 года | 3,6 грн за куб. м |
До апреля 2017 года | 7,2 грн за куб. м |
До апреля 2018 года | 6,9 грн за куб. м |
Однако цена газа на хабе не является статичной. Она уже давно выше граничной цены, заложенной в постановлении правительства. Самим документом предполагается ее пересмотр каждые полгода, если цена на хабе меняется более, чем на 10%, учитывая предыдущие 12 месяцев.
Следуя этой норме, в июле правительство должно было поднять граничную цену. К примеру, сейчас на споте (одномоментно) тысяча кубов природного газа на NCG стоит более 5300 грн за тыс. куб. м. В постановлении зафиксирована цена 4849 грн за тыс. куб. м. Разница составляет около 10%.
Но изменения не были внесены. Фактически, правительство нарушило собственное постановление, опасаясь недовольства населения из-за очередного роста тарифов на газ.
В «Региональной газовой компании» Дмитрия Фирташа, которая управляет большинством облгазов, прогнозируют, что в случае внедрения рынка, конечная цена газа для бытовых потребителей составит около 10 грн за куб. м. Это на 40% выше действующего тарифа.
В первую очередь цена поднимется из-за роста биржевых индексов. Кроме того, независимые поставщики не согласятся поставлять газ бытовым потребителям с маржой в 2,5%, как то заложено в постановлении.
Бытовые потребители – это большое количество абонентов с маленькими объемами. В условиях рынка тарифы для них будут выше, чем для промышленности.
Между тем прогнозные цены НАК «Нафтогаз» для промышленности на сентябрь составляют 8750 грн за тыс. куб. м газа с НДС на условиях оплаты после поставки. На таких же условиях постоплаты, но по фиксированной цене, газ оплачивают бытовые потребители.
Европа не поможет
18 августа Европейское энергетическое сообщество (ЕЭС) направило письмо министру энергетики Игорю Насалику и вице-премьеру Владимиру Кистиону с критикой действующей модели поставок газа населению.
В частности, европейские партнеры указали на то, что две трети рынка газа – бытовые потребители и теплокомунэнерго – работают без конкуренции. У НАК «Нафтогаз Украины» и региональных газовых сетей, в основном принадлежащих Дмитрию Фирташу, сконцентрировано монопольное право поставок газа.
Письмо подписали директор секретариата ЕЭС Янош Копач и директор Мирового банка (МБ) по делам Украины, Беларуси и Молдовы Сату Кахконен. Тексты направленных ими документов опубликовали «Украинские новости».
Европейцы предложили украинскому правительству заменить постановление №187 на их вариант, в котором все подчинено одной идее – дать каждому украинскому потребителю «право переключения» – право выбора поставщика.
Для этого предлагается демонополизировать продажи газа крупнейшей газодобывающей компании «Укргаздобыча», которая находится в группе «Нафтогаз». Сейчас она реализует свой ресурс исключительно материнской компании – НАК «Нафтогаз».
В вопросе цены предлагается сохранить действующую формулу, передав полномочия по ее утверждению энергетическому регулятору - НКРЭКУ.
По задумке авторов проекта, частные трейдеры смогут покупать газ «Укргаздобычи» по цене импортного паритета и продавать его населению, не превышая граничную цену, зафиксированную очередным постановлением.
Обязанности PSO у дочерних компаний облгазов остаются. Однако потребитель может отказаться от их услуг и покупать газ у независимого поставщика.
Контроль над независимыми поставщиками предлагается возложить на Антимонопольный комитет (АМКУ) и НКРЭКУ. Такая схема, по задумке европейцев, должна действовать еще два отопительных сезона – до апреля 2019 года, когда наконец запустится полноценный рынок.
Нерабочая схема
Предложения ЕЭС и МБ 30 августа публично поддержал НАК «Нафтогаз». Все остальные участники процесса считают предложенную европейцами схему нерабочей.
Распределяющие компании (облгазы) противятся заходу независимых поставщиков, ссылаясь на то, что их тариф на распределение газа привязан к объему поставок.
В случае появления независимых поставщиков, облгазы потеряют контроль над денежными потоками. Они смогут получить свои деньги лишь тогда, когда поставщик соберет плату с потребителей и передаст облгазам их часть.
АМКУ и НКРЭКУ не заинтересованы возлагать на себя ответственность за работу газового рынка. Все участники процесса предполагают, что на первом этапе среди новых поставщиков будет много ненадежных компаний.
Правительство эта схема не устраивает, так как в новом постановлении придется поднять закупочную цену газа, заложенную в формулу. Как минимум – на 10%. Следовательно, тарифы для населения неминуемо вырастут.
Кроме того, пока не решен вопрос с монетизацией субсидий, ни один из независимых поставщиков не будет заинтересован в поставках газа населению.
Собеседники БЦ в регуляторе и правительстве сходятся на том, что в предстоящий отопительный сезон никаких регуляторных изменений не будет.
Между тем, в 2019 году должны состояться очередные выборы в Верховную раду и выборы Президента Украины. Очевидно, что и в следующий сезон правительство не решиться на внедрение рынка, так как это неминуемо повлечет за собой повышение тарифов на газ для населения.