Весной 2016-го обещаниям власти провести реформы исполнится два года. Но заметных результатов, во всяком случае на уровне обычных граждан, не так уж и много. Пожалуй, единственный общепризнанный результат — появление патрульной полиции. Хотя на самом деле реформ не так уж и мало. Правда, не все из них общеизвестны, а некоторые воспринимаются негативно, поскольку пока бьют по кошелькам украинцев.
К последним, например, относится повышение тарифов на газ до экономически обоснованного уровня. Долгое время население в Украине платило за газ даже меньше, чем граждане РФ, разница в ценах формировала убыток Нафтогаза и покрывалась за счёт бюджета. О необходимости повышения тарифов говорили все правительства, начиная со времён президентства Леонида Кучмы, но решился на непопулярный шаг только нынешний Кабмин. Результат: если в 2014-м убытки Нафтогаза составили 88 млрд грн, то в этом году, по прогнозу главы правления НАК «Нафтогаз» Андрея Коболева, убыток сократится до 6 млрд грн, причём, по предварительным данным, в III квартале НАК даже смогла выйти в небольшой плюс.
В целом по итогам 9 месяцев 2015-го эффективность крупных госкомпаний (без учёта Нафтогаза и Укрзализныци) выросла на 80%. А из 20 крупнейших госкомпаний убыток нарастили лишь две — Центрэнерго и Государственная продовольственная зерновая корпорация. Другие зафиксировали прибыль, хотя ещё год назад большинство были убыточными. В первую очередь это следствие реформы госзакупок. И отчасти — разрушения схем необоснованного возмещения НДС и искусственного занижения прибыли, выстроенных при непосредственном участии представителей прошлой власти.
В числе удачно начатых реформ нужно упомянуть преобразования в Минобороны, причём нынешние изменения со снабжением, госзаказом и госзакупками — только первые шаги. По словам советника министра Юрия Бирюкова, сейчас в Минобороны тестируют около 15 пилотных проектов кардинального изменения системы закупок, питания, военной медицины, обеспечения жильём и т. п. Многие из них заработают уже в следующем году.
С 2015 года Минифраструктуры выложило в свободный доступ всю информацию о ремонте дорог, его стоимости и подрядчиках, хотя два-три года назад получить подобную информацию у Укравтодора было практически невозможно. Попутно выяснилось, что плачевное состояние автотрасс не только следствие воровства (хотя хватало и его) — украинские дороги буквально «убивали» нагруженные сверх всех нормативов грузовики. В итоге сейчас по дорогам национального значения запрещено передвигаться грузовикам массой свыше 40 тонн, а на дорогах регионального значения действует ограничение в 20 тонн.
Среди других достижений — изменение структуры управления Укрзализныци, значительно ускоренная перевалка в портах, прозрачные тендеры, ликвидация проблемных банков.
Стартовала децентрализация власти — в следующем году местные советы, объединившиеся согласно перспективному плану создания новых общин, получат дополнительные налоговые поступления — как минимум в виде 60% собранного налога на доходы физлиц.
2016-й также может стать годом налоговой реформы. Несмотря на критику правительственного законопроекта, если в итоговом варианте «компромиссного» Налогового кодекса Кабмина и общественности не будут ужесточены условия для малого бизнеса, документ вполне можно будет назвать прогрессивным.
Эксперт Реанимационного пакета реформ Роман Куйбида убеждён, что до конца следующего года украинцы смогут почувствовать перемены и в судебной системе. Правда, для этого необходимо принять изменения в Конституцию. В этом случае карьера судьи будет зависеть только от Высшего совета правосудия, в который должен трансформироваться нынешний Высший совет юстиции. А от одиозных персонажей поможет избавиться запланированная на следующий год переаттестация судей Верховного и высших судов.
Кроме того, в 2016-м должна стартовать и реформа госслужбы. Если принятый ВР закон подпишет президент, со следующего года новые чиновники будут назначаться по результатам конкурса, а старые пройдут переаттестацию.
Но есть и откровенные провалы. Практически ничего не сделано в пенсионной и медицинской сферах, не проведена полная замена кадров в Государственной фискальной службе (по образцу Национальной полиции), отложена земельная реформа и создание прозрачного избирательного законодательства, в котором избиратель голосует за конкретных людей, а не аморфные «партийные списки».
В целом можно констатировать: всё, что сделано, это только начало. Хотя в Украине удачно стартовало около двух десятков реформ, ни по одной из них, пожалуй, не пройдена точка невозврата, после которой количественные изменения становятся необратимыми. А после — переходят в качество. Так, чтобы это ощутили все без исключения граждане страны.