Критическую зависимость от импорта энергоносителей рядовые граждане Украины на самом деле прочувствовала лишь в прошлом году. Газовый конфликт с восточным соседом заставил многих вникнуть в узкоспециальные аспекты, которые ранее отдавались на откуп отраслевому сообществу и властным кругам. В тот, например, что в общем объеме годового потребления 50,4 млрд. м3 на внутреннюю добычу природного газа в 2013 году пришлось немногим более 41%. Остальное пришлось закупать за рубежом.
Есть и другие показатели, величина которых — тоже не повод для гордости. Нынешний ежегодный уровень потребления газа населением и теплогенерирующими компаниями составляет около 25 млрд. м3. (Для сравнения: вся украинская промышленность в 2013‑м использовала 20 млрд. м3. Это притом, что в отдельных ее секторах газ применяется как сырье и заметно снизить его потребление — очень проблематично без срыва производственных программ. На комбинатах азотной химии, скажем, доля голубого топлива в себестоимости выпускаемых минудобрений достигает 80%.)
Два месяца назад в Госагентстве по вопросам энергоэффективности прогнозировали: к 2025 году реально уменьшить ежегодную газовую потребность населения до 8,4 миллиарда кубометров, а теплокоммунэнерго и бюджетная сфера смогут обходиться 4,6 млрд. м3 в год.
Иными словами, сокращение в этой сфере предусматривается почти двукратное. Благодаря чему? Проект национального плана действий по энергоэффективности до 2020 года рисовал совокупную стоимость необходимых мероприятий — свыше 1,1 трлн. грн. Сейчас в ходу куда более скромные объемы финансирования. В начале ноября 2014 года в правительстве рассматривали вопрос о выделении 440 млн. грн. (поступления из европейских источников) для программы замещения газа на предприятиях посредством установки котлов, не потребляющих голубое топливо.
Для тяжелой промышленности газовое замещение вовсе не новость. В металлургии, например, уже не один год и за свой счет внедряют технологию вдувания угольной пыли в доменные печи. В ряде случаев это позволяет полностью отказаться от использования газа при выплавке металла. Пять предприятий отрасли уже освоили такие технологии, еще несколько — работают в этом направлении. В зависимости от разновидности технология приносит экономию на одной тонне «безгазового» чугуна от $20–25 до $40–50. Если в год его выпускается несколько миллионов тонн, эффект для завода очень ощутим. Как в деньгах, так и сотнях миллионов кубометров сэкономленного топлива.
В «альтернативно газовой» кампании Кабмин предлагает поучаствовать и рядовым потребителям. Ключевая идея — стимулировать людей к замене используемых в отоплении газовых котлов на те же электрические. К этому обещаны льготы по оплате электроэнергии. А одно время поговаривали о выделении 50 млн. грн. (в целом по стране) на компенсацию затрат по тепловой модернизации в быту. От альтернативы газу многие частные домовладения не уйдут. Явно же актуальной она станет для них с мая 2015 года, на который намечено 40%‑ное повышение газовых тарифов для населения.