Эскалация конфликта между депутатами, чиновниками и днепропетровским губернатором — олигархом Игорем Коломойским стала одним из самых громких событий в текущем январе. Речь идет о попытках лишить группу «Приват» единоличного контроля в крупнейшей нефтяной компании страны — «Укрнафте». Наряду с этим есть и менее очевидные процессы, которые также серьезно ослабляют влияние и нефтяной бизнес олигарха. Кто-то называет это борьбой за государственные интересы, кто-то — сведением счетов, но нельзя исключать и того, что кто-то пытается оторвать себе кусочек пирога, который после революции единолично жует днепропетровский бородач. Вполне вероятно, что происходящее — это всего лишь видимые элементы подковерного торга за бизнес, TV-каналы, политфинансирование и т.д. Борьба с Коломойским — как революция: ее проводят романтики, а результатом пользуются подлецы.

Конфликт с Коломойским на «нефтяной» почве — неотъемлемая традиция первого года любой власти. Все просто: происходит перераспределение потоков, победители требуют «чемоданы» у кураторов госкомпаний. Новейшая история не стала исключением, по крайней мере, в части публичного конфликта.

Самый уязвимый актив Коломойского — «Укрнафта». Контрольный пакет акций в размере 50% + 1 акция принадлежит государственному «Нафтогазу Украины», но на днях исполнится 12 лет, как компанией фактически руководит «Приват», консолидировавший 43% акций. И с тех пор этот меньший, но блокирующий пакет позволяет миноритарию решать, проводить ли собрание акционеров, менять ли менеджмент и выплачивать ли государству дивиденды.

Дело в том, что согласно закону собрание акционеров может состояться лишь при регистрации держателей 60% акций. Имея немногим больше 40%, собрания можно блокировать, лишая государственного акционера возможности влиять на ситуацию в компании. Но чтобы не обострять ситуацию, Коломойский с партнерами изобрели отличную схему. На протяжении многих лет они используют постоянную нужду Кабмина «всех созывов» в деньгах и фактически выменивают выплату законных дивидендов государству на дальнейший контроль в компании. Мы вам ваши дивиденды и славу великих реформаторов экономики на 1+1, а вы не лезете в менеджмент и финансы «Укрнафты» — принцип примерно такой. Есть основания полагать, что отдельно выстраивался диалог и с президентской вертикалью. Благо, компания исправно воспроизводит «аргументы» для любых диалогов…

В прессе зачастую неправильно формулируется основная претензия к Коломойскому и цели восстановления действенного государственного участия в «Укрнафте». Именно непонимание специфики компании и, что самое главное, ее значения и потенциала является главной проблемой постоянно меняющихся державных «керманычей», которые даже не могут понять, сколько зарабатывает и на что способна эта структура. Всем понятно «отжать Коломойского», а вот что делать с «Укрнафтой», знают немногие из тех, кто мыслит такой терминологией. Государству необходимо усиление контроля за ее финансами и реализация своих стратегических задач, на которые «частные» акционеры обычно плевать хотели, и «Укрнафта» здесь не исключение.

Во-первых, очистка финансов компании позволит резко, в разы, увеличить официальную прибыль «Укрнафты» и, соответственно, дивиденды. Ведь проблема не столько в том, что злобный губернатор не отдает государству дивиденды, а в том, что это смешные деньги как по меркам нефтяной отрасли. Речь здесь идет о прозрачной и справедливой бухгалтерии, а не об «отжиме» прав миноритарных акционеров. Во-вторых, государственное участие должно иметь своей целью развитие компании, так как она давно деградирует, изголодавшись по инвестициям. Если хотите, речь об энергетической безопасности, так как чем больше нефти и газа мы добудем внутри страны, тем меньше заплатим импортерам, которые так или иначе запитаны на Россию.

Битвы патриотов

Преждевременная эйфория

Проект внесения изменений в Закон «Об акционерных обществах» с целью снижения кворума собрания акционеров с 60 до 50% акций родился не в этом январе и даже не в прошлом году. Эта дубинка зависла над приватовским менеджментом «Укрнафты» еще при Ющенко, но была быстро спрятана, надо понимать, после «решения вопроса». В 2010 г. из-под сукна этот проект достали уже регионалы. Однако вскоре в «Укрнафте» появился смотрящий от Стоматолога, и до
2014 г. собрание акционеров никто даже не пытался созывать.

Поэтому появление дубинки в 2014 г. не особо удивило. А вот то, что 16 января за законопроект Олега Ляшко проголосовало необходимое большинство в 230 голосов, — да. До такой стадии ситуация еще не доходила, и это качественно отличает ее от предыдущих. И хотя попытка эффективно взять под государственные узды Коломойского провалилась, о чем будет сказано ниже, голосование получилось крайне познавательным. Одобрение парламента базировалось на голосах президентской фракции, «Самопомочі», Радикальной партии, Оппозиционного блока и ряда внефракционных депутатов. В то же время, несмотря на внесение данного законопроекта в коалиционное соглашение, проект поддержали только 13 из 85 депутатов «премьерской» фракции «Народный фронт». Немногим позже НФ заявил, что, мол, не голосовал из-за несовершенства проекта. Посмотрим, как фракция проголосует за «совершенный», который уже анонсировал Арсений Яценюк. Для пущей убедительности премьер поручил Минэнергоугольпрому и «Нафтогазу» объявить собрание акционеров «Укрнафты» и сменить менеджмент компании. Однако поможет ли это?

Видимо, недостаточно лидер радикалов консультировался в сессионном зале с Воропаевым — юристом Ахметова. Действительно, принятый впопыхах проект Ляшко с его формулировкой не имел шансов достичь цели, так как речь в нем шла о компаниях с государственной долей участия. Но акционером «Укрнафты» государство является опосредованно — через НАК, а это, как говорят в вверенном Игорю Палице регионе, две большие разницы с «корпоративными правами государства». Но и обещанное премьером «покращення» законопроекта, которое учтет эту закавыку, не факт, что опрокинет Коломойского.

«Приват» давно осознал угрозу своему шаткому положению в «Укрнафте» и кое-что предпринял для его укрепления. В 2010 г., между двумя турами президентских выборов, было проведено собрание акционеров, на котором было подписано акционерное соглашение между правительством («Нафтогазом») и миноритарными акционерами. Если кратко, то по этому соглашению госакционер не может даже чихнуть без согласования с миноритарием. Например, председатель правления назначается только из кандидатур, представленных «Приватом». Или вот: шесть членов правления выбираются исключительно наблюдательным советом, но… из кандидатов, предложенных главой правления, т.е. опять же «Приватом». Казалось бы, зато у государства большинство в набсовете — шесть из десяти членов. Но решения принимаются только кворумом из восьми человек, т.е. опять без миноритария никуда.

Все нормы данного соглашения имплементированы в устав «Укрнафты». Да, и вот еще: внесение изменений в устав возможно лишь 75% голосов акционеров, которых у государства при явке на собрание миноритарного акционера нет. Что получила взамен санкционировавшая подписание соглашения премьер и кандидат в президенты Юлия Тимошенко, неизвестно. Возможно, что всего лишь право на все те же законные государственные дивиденды, которые были выплачены на том собрании. Еще раз подчеркнем: с такими нормами государство не сможет провести ни кадровое, ни финансовое решение в «Укрнафте».

«Легитимность этого соглашения весьма сомнительна, однако его нормы выписаны в уставе — это действующий документ, который необходимо оспаривать в суде», — считает источник в «Нафтогазе Украины». Какие шансы выиграть в суде у Коломойского в Украине? Скажем так, теоретически они есть.

Однако нельзя сказать, что еще не принятый законопроект о снижении кворума бесполезен — это первый шаг на долгом пути. И он нужен в любом случае.

Ответ Коломойского

Необходимо отметить, что парламентские события — не единственные, досаждающие днепропетровскому олигарху в последнее время. От источников в Минэнергоугольпроме известно, что при нынешнем министре не имеет шансов остаться в своем кресле замминистра Игорь Диденко. (Это при условии, что сам президентский министр не «вылетит» раньше.) Неизвестно, выполнил ли Игорь Николаевич возложенные на него задачи и надежды, но он очень старался, чтобы «днепропетровские» интересы не пострадали и преумножились. Одних проектов переработки государственной технологической нефти, выкачанной структурами, находящимися под кадровым контролем олигарха, весной 2014 г., настрочил не менее пяти. Вместе с Диденко уходят и другие функционеры министерства, которые были замечены в проектах днепропетровского губернатора.

Но основной шаг Демчишина заключается в другом. 21 января Кабмин принял поправку министра энергетики в постановление о порядке проведения аукционных торгов по продаже нефти «Укрнафты». Она поистине революционна, так как отменяет скидку 15%, с которой продавалась эта нефть в последние годы. В ценах 2013 г. недополученная прибыль «Укрнафты» вследствие применения этого дисконта составляла около 3 млрд грн в год. Эту сумму, соответственно, можно считать дополнительной прибылью покупателей этой нефти — структур «Привата». На момент написания материала правка не была подписана премьером. Подпишет?

Еще одним сюрпризом для Коломойского стало резкое снижение цены нефти. На одном из совещаний лидер «Привата» заявил, что нулевая рентабельность «Укрнафты» находится у отметки 45 долл./барр. Иными словами, денег нет. Совсем. Поэтому и платить налоги (ренту на нефть) и дивиденды не с чего. Напомним, что ренту «Укрнафта» не платит с лета, и на сегодняшний день ее долг перед бюджетом составляет около 3 млрд грн. Также на собрании акционеров в октябре компания обязалась заплатить государству его дивиденды в размере 1,9 млрд грн. Фискальная служба пошла в суд, но тот запретил арестовывать имущество «Укрнафты».

По словам наших источников, именно во время споров о путях погашения долгов «Укрнафты» перед бюджетом лидеры «Привата» Коломойский и Палица подняли вопрос о необходимости погашения перед «Укрнафтой» старых долгов за газ и уплаты неустойки за его нерыночную цену для населения на протяжении многих лет. Ожидаемо, что на это никто не клюнул, и именно в связи с этим появилось опубликованное ZN.UA нашумевшее январское письмо кипрских акционеров «Укрнафты», в котором они грозят государству Украина международным судом. Если кратко, в нем инвесторы указывают на нарушение Украиной Договора об Энергетической хартии, ущемление их инвесторских прав и в итоге оценивают свой ущерб в 5 млрд долл., о чем предлагают для начала договориться полюбовно в течение 90 дней.

***

Готовность олигарха ободрать свою нищую страну еще и в суде идет абсолютно вразрез с выстраиваемым патриотическим имиджем. Януковичу он таких требований не выдвигал, хотя имел такие же основания. В том же угрожающем письме речь идет о претензиях к государству начиная с 2006 г. Очевидно, это ответ на формальное и не очень давление, которое оказывают на него премьер и президент. Первый как минимум хочет закрытия бюджетных долгов, но только ли? Хочет ли Арсений Петрович системных изменений в отношениях с «Укрнафтой», станет ясно уже очень скоро. По ходу голосования фракции НФ по «квотному» закону, подписанию постановления о ликвидации дисконта на украинскую нефть и подаче иска, оспаривающего устав «Укрнафты».

А чего хочет президент, наступающий по линии Минэнерго и через голосования в парламенте? Тут спектр широкий, но очевидно речь идет о том же, чего хотели и «папередники», и, скорее всего, о том же, чего хочет и премьер. Не приходится исключать, что конфликта бы не было, будь нефть по 100, а не по 48 долл. за баррель — тогда бы всем хватило на счастье...

Но есть и другой вопрос: что делать с десятками депутатов президентской и не только фракции, которые голосуют и искренне хотят порядка и справедливости в крупнейшей нефтедобывающей компании страны? Спустить вопрос на тормозах будет уже сложно, и это наибольший позитив во всей этой истории.