Украинский электорат стремительно радикализируется: впервые он начал голосовать за откровенных националистов. Победа Всеукраинского объединения «Свобода» пока что носит локальный характер. На выборах в местные советы партия сумела прорваться в трех областях — Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской. Но этот успех значительный: впечатляет количество голосов, набранных «Свободой». Галичина — традиционный оплот антироссийских настроений, который в последнее время сдавал позиции. Однако победа крайне правых, похоже, снова вернет региону репутацию.

Партия Галичины

Уже появились результаты выборов в некоторые советы, поэтому можно подбить первые итоги. До выборов «Свобода» имела большинство только в Тернопольском облсовете, представительство в других областях и городах было точечным. После выборов она получает шанс сформировать коалиции чуть ли не во всех советах трех областей.

В Львовском облсовете «Свобода» лидирует, набрав более 30%, в горсовете у нее 55 мандатов из 90. В Тернопольский облсовет выборы не проводились, там партия владеет большинством. На выборах в горсовет по спискам она взяла 26,64% и если добавит несколько мажоритарщиков, а шансы высоки, то сформирует коалицию. Кроме того, представитель «Свободы» Сергей Надало избран мэром Тернополя.

До выборов в Ивано-Франковском облсовете у «Свободы» не было депутатов. Теперь же по результатам экзит-полов только по спискам она получила там 24,7% голосов. Это дает возможность кандидату от партии претендовать на руководство в облсовете. У «Свободы» высокие шансы создать коалицию и в горсоветете областного центра.

В других областях успехи «Свободы» не такие значительные. Однако они неплохи для партии, у которой местных депутатов там почти не было. Согласно данным экзит-полов, на выборах в Волынский областной совет «Свобода» по спискам получила 10,9% голосов, в Ривненский облсовет —8,5%, в Киевский —7,6% голосов, в Хмельницкий — 5,6%.

Стоит учесть, что результаты эк-зит-полов и реального подсчета голосов отличаются в сторону уменьшения, очевидно, из-за фальсификаций. Тем не менее, «Свобода» получила точечное представительство даже в местных советах Востока Украины, например, в горсоветах Марганца и Новомосковска на Днепропетровщине.

И все же основное количество мандатов Свобода получила в областях Галичины. Это объясняется тем, что партия сделала ставку на ареал своего «обитания». Туда были брошены ее основные финансовые и человеческие ресурсы.

По мнению опрошенных «Новой» экспертов с Запада Украины, причины успеха «Свободы» в хорошем финансировании, грамотно проведенной пиар-кампании, а также готовности электората. Затраты на кампанию чувствовались по плотной рекламе в газетах, радио и телевидении. В Тернополе ресурсы партии работали на местном радио. Впрочем, там она потратила на выборы намного меньше, чем другие, в особенности «Фронт перемен». «У партии было серьезное финансирование, при этом она четко не декларировала, откуда деньги, — отмечает Теодор Дякив, депутат Львовского горсовета. — Средств местного бизнеса и взносов членов партии для серьезной кампании, какую провела «Свобода», было явно недостаточно».

По наблюдениям депутата Ивано-Франковского облсовета Богдана Боровича, «Свобода» вела кампанию весь год, сумев хорошо подготовиться к выборам. Так, в комиссиях «Регионы» контролировали членов от 15 партий, «Свобода» — членов от 5-6 партий. Это помогло минимизировать фальсификации.

Чувствовалось, что на партию работали серьезные политтехнологи. Они контролировали кампанию на уровне районов и даже сел. «Пиарщики постоянно мониторили ситуацию и удачно использовали информационные поводы, открытие социальных магазинов, через которые прошли десятки тысяч людей, — отмечает Василий Богачук, первый секретарь Тернопольского обкома СПУ. — Видно, они имели возможность брать продукцию от производителей, потому что продавали ее по себестоимости. Свободовцы удачно использовали мусорный кризис в Тернополе, создав отряды для уборки подъездов, улиц, дворов. Оперативности приходилось только позавидовать».

Еще одна особенность кампании «Свободы» — меньше радикализма в рекламе, отказ от жестких акций. Исключение — протест предпринимателей против Налогового кодекса в канун выборов. Зато акцент сделали на повседневных проблемах людей. Очень удачным был посыл избирателю: вас защитит только «Свобода».

И, наконец, электорат. На выборах в Галичине разочарованные в «оранжевых» люди часто продавали голоса. И только «Свобода» сумела собрать избирателей. «Это протестный электорат, внутренне готовый преодолеть неудобства и трудности дня голосования, — считает Дякив. — Приходилось наблюдать, как люди голосовали за кандидата-мажоритарщика только потому, что его поддержала «Свобода».

Неудивительно, что итогом выборов на Галичине стало вытеснение «Свободой» других патриотических партий. По словам политолога Вадима Карасева, она оказалась единственной политической силой, стоящей на правом фланге с внятной позицией, с публичным и «говорящим» лидером, с неразорванной, нерасхлябанной и неразмытой партийной структурой. А с учетом того, то «Свобода» на Западе страны перетянула на себя электорат «Батьківщини», она вытеснила оттуда и политическую силу Тимошенко.

Путь наверх

Успех «Свободы» на выборах вряд ли случаен. Он стал результатом не только совпадения обстоятельств, но и многолетнего кропотливого труда. За плечами свободовцев — 20-летний путь в политике. Что любопытно, он представляет собой линию, постоянно идущую вверх. Это означает, что партия наращивала присутствие в политике от выборов до выборов.

Все началось, когда в 1991 г. появилась Социал-национальная партия Украины. Социал-националисты сразу противопоставили себя «нацдемовской тусовке» и стали придерживаться правила жесткого отбора — в организацию не брали неукраинцев, атеистов и бывших членов КПСС. СНПУ считали кучкой законченных маргиналов (многие и сейчас так думают!). Между тем на выборах 1994 г. она взяла мандаты четырех депутатов Львовского облсовета и нескольких депутатов районных и городских советов в Западной Украине.

На парламентских выборах 1998 г. СНПУ шла в блоке с партией «Державна самостійність України», но не взяла ничего. На выборах 2002 г. СНПУ получила мандат нардепа (Олег Тягнибок), провела двух депутатов в Львовский облсовет, а также депутатов в городские и районные советы области и посты городских голов в Львовской и Волынской областях.

В 2004 г. СНПУ решила замаскироваться — уж очень ее название напоминало гитлеровскую Национал-социалистическую немецкую рабочую партию. Она перепечаталась на «Всеукраинское объединение Свобода», но от лейбла «националистическая» не отказалась. По составу и идеологии это была та же старая «недобрая» СНПУ.

В 2006 г. партия впервые приняла самостоятельное участие в парламентских и местных выборах. Ее снова не пустили в Раду, однако она получила мандаты депутатов разных уровней, в частности, в Львовском областном совете — 10, в Львовском городском совете — 9, Тернопольском городском совете — 4 и в других местных советах. Представители «Свободы» стали главами некоторых городов и сел.

Досрочные выборы 2007 г. партия снова проиграла. Но внимательный наблюдатель мог заметить, что в сравнении с 2006 г. ее результат вырос в два раза — с 0,36% (18-е место) до 0,76%( 8-е место). А в своем природном ареале — Галичине — партия легко преодолела 3%-ный барьер.

Звоночек прозвенел в 2009 г., когда на досрочных выборах в Тернопольский облсовет «Свобода» взяла 50 мандатов. А на президентских выборах 2010 г. о Тягнибоке, наконец, заговорили всерьез. При этом, хотя он набрал всего 1,43%, заняв восьмое место, его поддержка была плотной снова на Галичине.

На прошедших местных выборах «Свобода» добавила еще. По результатам экзит-полов, по Украине по спискам она набрала 5,11% голосов.

Этот результат, пусть виртуальный, выводит «Свободу» на общенациональный уровень. Если ей удасться улучшить показатели хотя бы по Галичине, она может преодолеть 3%-ный барьер на выборах в Раду. Таким образом, очень скоро в парламенте может появиться новый игрок, еще более радикальный, чем БЮТ. С оглядкой на скандалы и шатания в Блоке Тимошенко монолитная «Свобода» вот-вот займет нишу главной оппозиционной силы в Украине.

По предварительным данным, на этих выборах по стране в облсоветах и в Верховном Совете Крыма по спискам прошло 3,96% кандидатов «Свободы». В районных и городских советах она получила 3,9% мандатов «списочников». Для сравнения, партия «Батьківщина» по списках в облсоветах взяла 9,82%, в районных и горсоветах — 11%.

Иллюзия радикализма

Итак, «Свобода» — без пяти минут парламентская партия и претендент на роль главной оппозиции. Как и восхождение на электоральный олимп, это достижение тоже не случайно.

До сих пор считают, что «Свобода» состоит из маргиналов. А на поверку это далеко не так. Например, из 50 депутатов-свободовцев в Тернопольском облсовете 10 — госчиновники из обладминистрации и других учреждений. Также во фракции 20 бизнесменов.

Если взять список партии в Львовский облсовет, там каждый четвертый — безработный. На поверку же это опытные партийные функционеры. Также в списке профессора, учителя, люди искусства, менеджеры компаний и бизнесмены.

В «Свободе» целенаправленно работают с молодежью, этим могут похвастаться далеко не все. Уже на выборах 2007 г. в списке партии в парламент было 47% кандидатов в возрасте до 35 лет, 15 из них — студенты. Как рассказал «Новой» эксперт из Ивано-Франковска, на этих выборах в списки понабирали молодежь 1990 г. рождения, студентов местных вузов. К слову, самому Тягнибоку — 42, его замы по партии — тоже относительно молодые люди. Молодежь в «Свободе» не только с листовками бегает — у нее есть реальные шансы продвинуться.

«Свобода» — организация авторитарного толка. Не знаю, в какой еще партии есть дисциплинарный кодекс, партийный суд и служба безопасности (подчиняется, кстати, лично Тягнибоку). Эти структуры созданы не столько для устрашения, сколько для реальных чисток. Результат: только за этот год из партии исключили 57 членов, расформивали 6 местных организаций. Партия постоянно самоочищается, там нет распрей и утечек информации. «Свобода» — закрытая для чужих структура, из нее сложно вытянуть даже реальное число членов партии.

Попасть в «Свободу» тоже непросто. Там действует тот же «арийский» подход, что и во времена СНПУ. Не исключение — списки на выборы. Как пожаловался «Новой» предприниматель из Львова, туда не попадешь, не вступив в партию. А если вступил, просто так не отсидишься — заставят что-то делать, проявлять активность.

Это были плюсы «Свободы». Но партию тянут на дно жирные минусы.

Тягнибок жалуется, что «Свобода» «едва сводит концы с концами» (его слова). Но как объяснить дорогостоящую кампанию с рекламой на ТВ, лайт-боксами, растяжками, плакатами отличной полиграфии?

Как объяснить офис в центре Киева на улице Большой Житомирской (рядышком с квартирой Ющенко, кстати)? Как объяснить джип Тягнибока Toyota Land Cruiser, который стоит $80 тыс — $100 тыс при заработке политика 190 тыс грн в год?

Очевидно, партия получает серьезное финансирование со стороны. Ходит много догадок, кто дает деньги. Кандидатов в спонсоры много: от братьев Клюевых до Дмитрия Фирташа. К слову, в списках «Свободы» на этих выборах засветился Александр Москалюк из ОАО «Киевтелемонтаж» (бывший канал «Мегаспорт»); следы ведут к Фирташу. Говорят, Тягнибок хитер: сейчас деньги берет, но потом спонсоров кинет. С трудом верится: еще никому не удавалось уберечь партию от соблазна больших денег.

Еще один минус «Свободы» — ее неотесанный национализм. Трудно представить, чтобы многонациональная Украина приняла ультратезисы Тягнибока. Одна мантра о третьей национальной революции чего стоит. А еще простому люду, скажем, с Востока, глубоко безразлично, кто сосет кровь — русские олигархи или украинские.

Угроза замусоренности «Свободы» крупным капиталом действительно проблема. Если партии дают деньги олигархи, она рано или поздно разделит участь, скажем, БЮТ. Бесконечно скрывать этот факт невозможно, ржавчина полезет, как только депутаты «Свободы» примутся защищать интересы спонсоров.

Сейчас видно, что «Свобода» начала просачиваться в центральные области страны. Кому-то там ее национализм кажется страшно радикальным. Упехи «Свободы» симметричны антиукраинской политике «Регионов», и обывателю бредится, будто они антиподы. И все же у Тягнибока есть шанс доказать, что его радикализм — не иллюзия. Для этого ему нужно больше уделять внимания борьбе с олигархией и коррупцией. Иначе его «Свобода», даже пройдя в парламент, никогда не выйдет за рамки небольшой крикливой фракции. А сам он никогда не станет украинским президентом, о чем мечтает наверняка.