На минувшей неделе парламент так и не рассмотрел "вексельные" законопроекты. И это несмотря на то, что, по информации ZN.UA, между Минфином — основным зачинщиком вексельной инициативы и руководством фракции Партии регионов, представляющей интересы бизнеса, была достигнута договоренность о внесении принципиальных поправок в правительственные законопроекты.
Договоренности предусматривают, что казначейские векселя будут выпускаться сроком на пять лет со ставкой 5% годовых и с обязательным условием ежегодного погашения не менее 20% суммы.
При этом варианте и государство, и бизнес (в лице ПР-верхушки) идут друг другу на уступки. Минфин — в части установления доходности и готовности ежегодно гасить часть задолженности по векселям, а налогоплательщики — относительно установления немалого срока обращения этих бумаг.
Однако ключевым камнем преткновения остается вопрос добровольности получения предприятиями векселей в качестве компенсации бюджетной задолженности.
Учитывая жаркие дискуссии относительно казначейских векселей, риски этого инструмента (как макроэкономические, так и коррупционные), возникает естественный вопрос: можно ли и как минимизировать возможные негативные последствия от использования квазиденег?
Казначейские векселя
По сведениям ZN.UA, ключевые парламентские переговорщики обещали Кабмину пропустить вексельные проекты через Раду сразу же после того, как получат гарантии хотя бы частичной компенсации задолженности бюджета живыми деньгами.
В этом контексте нельзя не учитывать, что вопрос возврата государством старых долгов по НДС продолжает оставаться больной темой для бизнеса. Существование этой проблемы признают и в Миндоходов, обещая решить эту проблему, но постепенно. В подкрепление этих намерений фискалов приводятся цифры, согласно которым в прошлом году при общей сумме заявок на возмещение на 43,4 млрд грн фактически было возмещено 46,0 млрд грн, а в нынешнем году возмещение НДС растет, несмотря на слабую динамику экспорта. В январе—апреле возмещение НДС выросло на 23% год к году, в то время как экспорт снизился на 1,3%.
Впрочем, и такие темпы возврата задолженности не устраивают бизнес, поскольку в условиях рецессии особого желания "морозить" оборотные средства ни у кого нет. "Учитывая недоступность кредитных ресурсов в силу их дороговизны, предприятиям негде больше будет пополнять оборотный капитал, не говоря уже об осуществлении долгосрочных капитальных инвестиций", — констатирует руководитель аналитического департамента "Арт-Капитал" Игорь Путилин.
Справедливости ради следует вспомнить, что казначейские векселя в недалеком прошлом собиралось использовать и правительство Тимошенко, что также было обусловлено тяжелым положением экономики и сопутствующими бюджетными вызовами. Тогда муниципалитетам предлагалось рассчитываться за полученный газ векселями. Кроме того, в конце 2009-го Кабмин разрешил "Укравтодору" оплачивать векселями работы по ликвидации последствий наводнения в западных областях в 2008 г. Но если раньше вексельные схемы предусматривались в основном для сферы межбюджетных расчетов, то теперь — для расчетов с бизнесом.
Безусловно, для налогоплательщиков было бы несколько комфортнее, если бы правительство выпустило уже знакомые рынку НДС-облигации. Однако на Грушевского, как можно предположить, не хотят ухудшать статистику по госдолгу, который, как обращает внимание руководитель аналитического подразделения группы "Инвестиционный Капитал Украина" (ICU) Александр Вальчишен, вырос на 87 млрд грн с начала 2012 г. Конечно, до большинства европейских стран Украине еще далеко, но подобная динамика, конечно, не может не настораживать, тем более учитывая риски курсовых колебаний.
Руководитель департамента риск-менеджмента МЮФ Integrites Евгений Тимошенко отмечает, что расчет векселями действительно может отображаться в отчетности как погашение обязательств (а значит, в случае выпуска векселей формально госдолг не должен увеличиться).
В то же время старший исследователь Института экономических исследований и политических консультаций Виталий Кравчук отмечает, что по международным стандартам казначейские векселя признаются все-таки госдолгом. Поэтому их невключение в общий "котел" может не воспринять, в частности, МВФ. Хотя, обращает при этом внимание эксперт, казначейские векселя все-таки не несут непосредственных рисков для инфляции и курса.
"Векселя могут дать возможность правительству нерыночно финансировать дефицит и, соответственно, его увеличивать. Это позволяет проводить экспансивную и потенциально инфляционную фискальную политику, особенно если векселя будут покупаться НБУ. Но возможное влияние на инфляцию предсказать трудно, и угроза для экономики заключается больше в накоплении неоправданного уровня долга", — подчеркивает В.Кравчук.
Едва ли не основным риском в макроконтексте от использования казначейских векселей аналитик рынка облигаций группы "Инвестиционный Капитал Украина" (ICU) Тарас Котович называет уменьшение денежного обращения в экономике, ведь эти ценные бумаги могут, с одной стороны, применяться для покрытия бюджетных расходов, а с другой — для зачета задолженности перед бюджетом. Таким образом, может возникнуть ситуация, при которой объемы векселей будут увеличиваться быстрее, чем денежная масса, вытесняя из оборота часть "живых" денег.
Как предотвратить возможные негативные последствия для экономики от использования вексельных расчетов? Вся соль ситуации — в чувстве меры, то есть готовности правительства дозировано использовать этот вид ценных бумаг. А для этого, считает главный экономист Dragon Capital Елена Белан, во-первых, нужно зафиксировать объем выпуска — без возможности многократного увеличения в любой момент; во-вторых, определить сферу его применения — только задолженность по НДС (пока все идет к тому, что векселями будут погашаться и другие виды задолженности государства, в т.ч. за предоставленные товары и услуги); в-третьих, установить, что погашение векселей должно осуществляться "живыми" деньгами.
Кроме того, по мнению партнера ЮФ Ulysses Юрия Николайчука, минимизировать риски использования казначейских векселей могло бы законодательное закрепление основных положений о порядке выпуска, обращения, погашения, чтобы предотвратить "ручное" управление со стороны правительства. Иначе принципы стабильности и предсказуемости не могут быть и не будут соблюдены.
И, конечно, ключевой вопрос, волнующий налогоплательщиков, — потенциальные дисконты, на которые придется идти при продаже векселей. Минимизировать их можно только в том случае, если будет обеспечена адекватная ликвидность инструмента. А с решением этого вопроса непосредственно сопряжена возможность нейтрализовать и коррупционные риски (чтобы операции не осуществлялись исключительно через "правильные" структуры).
"Отношение к векселям может быть положительным только в том случае, если будут созданы условия, при которых банки действительно были бы заинтересованы в приобретении этих ценных бумаг, а также выдаче кредитов под их обеспечение. Также необходима реальная возможность погашения обязательств перед государством векселями, скажем, по НДС при импорте оборудования или хотя бы сырья. То есть инструмент должен быть достаточно ликвидным, — констатирует гендиректор ОАО "Волыньглавснаб" Илья Мирецкий. — Если же ликвидность рынка не будет обеспечена, а дисконт будет превышать 30%, финансовые векселя вряд ли станут интересным инструментом для предприятий".
По словам адвоката, партнера ЮФ "Гвоздий и Оберкович" Сергея Оберковича, если государство действительно хочет заложить возможность использования векселей для погашения обязательств бизнеса перед бюджетом, нужно еще доработать законодательство. Статья 87 Налогового кодекса ("Источники уплаты денежных обязательств или погашения налогового долга налогоплательщика") не предусматривает ценные бумаги как источник погашения денежного обязательства или долга.
"Эта несогласованность препятствует использованию казначейского векселя для погашения налоговых обязательств. Более того, он не может быть предъявлен до истечения срока его погашения. То есть для погашения обязательств по налогу на прибыль перед бюджетом компаниям необходимо будет дождаться срока погашения векселя", — констатирует правовед.
Также г-н Оберкович обращает внимание на то, что привлекательность векселей уменьшает необходимость уплаты акциза. "Получается, что при продаже казначейского векселя, который по своей сути является суммой возмещенного НДС, предприятие будет обязано уплатить налог с возмещенного НДС", — отмечает эксперт. Поэтому, возможно, парламентариям и Кабмину стоит проанализировать целесообразность дифференцированного подхода в вопросе налогообложения векселей (предоставив соответствующие фискальные преференции).
По словам Евгения Тимошенко, государству не помешало бы рассмотреть и возможность использования модели частичного погашения своей задолженности векселями, а частичного — реальными средствами (например, в соотношении 50:50). Это повысит интерес предприятий к инструменту. "Кроме того, следует составить более жесткие правила формирования перечня получателей таких бумаг, чтобы предупредить негативный опыт с фиктивным погашением НДС, как это имело место с НДС-облигациями", — дополняет эксперт.
Анализируя международный опыт, Юрий Николайчук отмечает, что казначейские векселя в других странах выпускаются, прежде всего, с целью привлечения "живых" средств в бюджет, а не в счет погашения задолженности по возмещению НДС или других налогов. "Но в контексте использования государственных ценных бумаг для возмещения НДС можно привести пример Республики Сальвадор, где экспортеры могут получать возмещение НДС или в виде денежных средств, или в виде казначейских облигаций. Такие облигации могут свободно обращаться, а срок их обращения не превышает 180 дней", — рассказывает юрист.
Банковские векселя
Этот вид финансовых векселей, как и казначейские бумаги, также имеет потенциальные преимущества и риски.
На банковские векселя возлагают надежду, в частности, как на катализатор кредитования. По словам заместителя исполнительного директора НАБУ Елены Ефремовой, благодаря этому инструменту у банков появляется возможность удлинить срочность своей ресурсной базы, предоставлять его в качестве залога при получении рефинансирования в НБУ.
"Процедура выпуска векселей сравнительно проста. Поскольку это не эмиссионная бумага, то ее не нужно регистрировать в комиссии (НКЦБФР. — Ред.). Это позволяет банку избежать лишних затрат, в том числе и временных. Кроме того, важно, что векселя выпускаются в бездокументарной форме и в гривне, и, соответственно, их нельзя конвертировать в валюту, что не будет способствовать долларизации экономики", — дополняет банкир.
В свою очередь, директор департамента организации, стратегии и PR Кредобанка Роман Лепак обращает внимание, что банковские заемщики смогут кредитоваться векселями, получая их вместо денег, в т.ч. для расчета со своими поставщиками, партнерами и т.д.
"Фактически банки смогут вливать в экономику дополнительную ликвидность, непосредственно не используя денежные средства. Но возможности в такой вексельной эмиссии, несомненно, будут существенно ограничены требованиями НБУ. Планируется, что банки смогут выпускать векселя только в объемах стоимости принадлежащих им ОВГЗ или средств на счете в НБУ, который на время обращения заблокирует эти активы", — констатирует эксперт.
Потенциальная польза банковских векселей для юрлиц может заключаться в возможности использовать бумагу для рефинансирования депозитов. Получив вексель в обмен на внесенные в банк денежные средства, бизнес сможет рассчитываться с контрагентами или продать вексель до наступления срока его погашения.
"Это может повлиять на сокращение объемов дебиторской задолженности и ускорение товарооборота на рынке, — комментирует начальник департамента факторинга и векселей Укрсоцбанка Наталья Тиховская. — Схема с банковскими векселями работает, по сути, аналогично схеме с банковскими сертификатами, которые, конечно же, отличаются по своему юридическому статусу и условиям эмиссии. Но особый нюанс — эмиссия банковского векселя не должна обусловливаться финансовым состоянием эмитента".
При этом директор департамента долгового финансирования Проминвестбанка Ирина Шалыгина подчеркивает, что основным риском использования банковских векселей является неконтролируемый выпуск, который, как показал украинский опыт до 2001 г., может вылиться в искусственное раздувание активов и пассивов банков.
"Но я полагаю, что новая попытка введения финансовых векселей будет более взвешенной. Вместе с тем операции с векселями не должны быть слишком зарегулированными, поскольку это может свести на нет полезность для экономики и заинтересованность клиентов — покупателей векселей. Стоит также отметить, что решения требует вопрос уплаты акцизного сбора, чтобы инструмент стал действительно эффективным", — подчеркивает эксперт
Среди рисков руководитель департамента ценных бумаг ПУМБ Марина Трегубенко называет также неоплату обязательств по ним из-за несовершенства законодательства. Правда, финансист склоняется к тому, что банковские векселя не будут иметь существенного влияния не только на инфляцию и обменный курс, но, не исключено, и на кредитный рынок.
"У банковского сектора уже была возможность выпускать финансовые векселя до появления запрета в начале 2000-х, однако это не привело ни к росту кредитования, ни к скачкам курса. Общий объем выпуска был крайне незначительным, а рост кредитования и относительная курсовая стабильность были связаны совсем с другими факторами", — отмечает М.Трегубенко.
Как уже указывалось, по мнению экспертов, самым важным предохранителем против макроэкономических потрясений при использовании банковских векселей должен стать взвешенный подход НБУ в работе с этим инструментом.
В марте с.г. директор департамента управления валютным резервом и осуществления операций на открытом рынке НБУ Александр Дубихвост, говоря о допустимых объемах использования банковских векселей, уверял, что речь идет об "определенном" проценте от денежной массы. Согласно плану НБУ, лимиты выдачи таких векселей будут пропорционально разделены на все банки. "Нацбанк заинтересован, чтобы этот инструмент был живым. Поэтому будут определенные ограничения, и банки, которые нарушают нормативы, не смогут их выпускать", — констатировал А.Дубихвост.
Е.Тимошенко из МЮФ Integrites прогнозирует, что наиболее эффективно банковский вексель как инструмент будет работать для крупных банков. Хотя и для них, не исключено, он будет скорее вспомогательным, ибо крупные финучреждения имеют широкий выбор возможностей для привлечения средств. "Для обеспечения адекватной информационной поддержки следовало бы создать специальную IR-службу, которая бы информировала об ожидаемых выпусках, как это происходит с облигациями, на государственном языке и хотя бы на нескольких иностранных, чтобы к процессу могли быть привлечены иностранные инвесторы, создавая тем самым реальную ликвидность", — советует правительству эксперт.
Кроме того, специалист считает целесообразным прописать в нормативной базе конкретный перечень операций с такой долговой бумагой (использовать ее как залог, гарантию, перепродавать, конвертировать, проводить эмиссию новых бумаг на ее основе и т.д.). На такую же необходимость, кстати, указывало и Главное научно-экспертное управление Верховной Рады в своем заключении к вексельным законопроектам.
Как видим, замечаний и рекомендаций достаточно много. И пока законопроекты не приняты, у бизнеса остается возможность добиться через свое лобби в парламенте внесения в вексельное законодательство соответствующих ограничений и предохранителей. Чтобы все-таки заставить этот финансовый инструмент приносить больше пользы, чем вреда, даже в украинских реалиях, застраховавшись от превращения вексельной темы в вексельную схему.