Украинский союз промышленников и предпринимателей при поддержке ассоциации BUSINESSEUROPE (мощного бизнес-объединения, в которое входят организации стран — членов ЕС), Европарламента и Еврокомиссии открыл свое представительство при Евросоюзе (в Брюсселе 21 апреля с.г.). Его делегации приняли участие в Европейском бизнес-саммите, в том числе в дискуссии «Торговля — Европа в глобальной экономике» (Брюссель, 6 мая с.г.) и в III бизнес-форуме Восточного партнерства, проводившемся в рамках Саммита Восточного партнерства в Риге 21 мая с.г.

Многочисленные рабочие контакты позволили сделать выводы о качестве украинской подготовки к введению зоны свободной торговли с ЕС, предложить европейским коллегам варианты повышения эффективности сотрудничества. Очень важно, что УСПП выражал общую и консолидированную позицию всего украинского бизнеса, мнение Антикризисного совета общественных организаций, Торгово-промышленной палаты Украины, Федерации работодателей Украины и др.

Одним из итогов встреч стало признание роли гражданского общества в евроинтеграционных процессах. Украинскими представителями было заявлено, а европейскими партнерами — с одобрением воспринято то, что представители гражданского общества, бизнес-ассоциаций становятся постоянными равноправными партнерами в диалоге с евроструктурами и национальными правительствами.

Мы были честны перед европейскими партнерами и констатировали: Украина ценит и благодарна Европе за помощь, более того, она ждет ее расширения и совершенствования. Но первый шаг, который будет иметь решающее значение, Украина должна сделать самостоятельно — реализовать структурные реформы, усовершенствовав функционирование всех ветвей власти, усилив роль гражданского общества. Как Украина сможет справиться с глобальными вызовами, о которых также шла речь на встречах, — экономическим кризисом, торможением реформ, коррупцией, противодействием военной агрессии на Востоке страны, — зависит исключительно от нас самих.

Мы должны сделать акцент на развитии промышленной сферы, малого и среднего бизнеса, которые являются стержнем экономики, формируют рабочие места и генерируют налоги в бюджет. Требует совершенствования финансовая, налоговая, экспортная политика. Это чрезвычайно важно в условиях экономического кризиса и изменений для украинских предприятий, предусмотренных вступлением в действие зоны свободной торговли между Украиной и ЕС в следующем году. Европа не должна быть разочарована отсутствием результатов в борьбе украинцев с коррупцией, теневыми схемами, нечестными судами, бюрократизированной предпринимательской средой, которые блокируют поступление инвестиций, не дают развиваться отечественному бизнесу. Это наше внутреннее дело — победить засилье монополий и олигархическое влияние, добиться прорыва в сфере государственных закупок и т.п.

Перед европейцами мы подняли несколько важных вопросов по совершенствованию финансовой и экономической помощи.

Прямой путь всегда короче

ЕС всегда поддерживал развитие предпринимательства в Украине. В рамках пакета поддержки в размере 11 млрд евро, подготовленного ЕК в 2014-м, около 370 млн евро предназначаются для украинских малых и средних предприятий. К сожалению, это только 3%. В 2015 г. ЕС объявил новый Пакет поддержки — 110 млн евро для малого и среднего бизнеса. Но увидит ли отечественный бизнес эти средства?

Эффективность указанных программ оставляет желать лучшего. Первая причина — сложная ситуация на внутреннем банковском рынке (попадая в украинский банк, деньги могут выделяться бизнесу по нашим кредитным ставкам, что неприемлемо для бизнеса). Вторая — фактическими получателями средств являются иностранные финансовые и консультационные учреждения, использующие их для консультаций и образовательных программ. Безусловно, это очень полезно для бизнеса, но ему нужен еще и стартовый капитал, и кредитные ресурсы. Но как раз их и нет, тогда как европейские средства остаются не до конца востребованными. Наше предложение — направить средства европейской поддержки непосредственно на предприятия, отработав механизмы контроля прозрачного адресного использования.

Инвестиционный инструмент соседства (Neighborhood Investment Facility, NIF) — работает ли он?

Итак, оказывается, что гранты ЕС для украинского бизнеса практически полностью привязаны к кредитам. Самой существенной является поддержка в рамках NIF, предполагающая частичную (10–15%) компенсацию кредитов, полученных бизнесом. Но эта помощь ограничивается 25 млн евро до 2020 г., что составляет всего 7% общего пакета поддержки бизнеса. Понятно, что это почти не влияет на общеэкономическую ситуацию.

Украинская сторона предлагает отработать механизмы, когда финансовая поддержка должна доходить непосредственно до бизнеса. Каким образом? Необходимо предоставлять гранты именно предпринимателям. Есть опасения нецелевого использования? Давайте включать механизмы дальнейшего тщательного мониторинга и аудита, они существуют. Гранты по-прежнему будут тесно связаны с образовательными программами, призванными научить бизнесменов эффективно использовать первоначальный капитал или кредиты. Было бы целесообразно увеличить долю поддержки частного сектора со стороны ЕС, ввести реальную поддержку не после 2020 г., а уже с 2016-го.

Подъемны ли кредиты?

В «молодых» странах — членах ЕС местный бизнес имеет возможность получать кредиты под 3–7%. В Украине кредитная ставка превышает 30–36% в гривне и 13–16% в иностранной валюте. Понятно, что основа для справедливой конкуренции в Украине и для Украины в ЕС отсутствует. Экономический кризис и обвал гривни (до 300% в 2014 г.) привели к тому, что значительная часть отечественного бизнеса требует дополнительных капитальных инвестиций или кредитных средств, чтобы спасти свои предприятия, сохранить рабочие места, обеспечить обслуживание кредитов и уплату налогов.

В Украине ожидали, что программы ЕС станут фактором стабилизации ситуации в экономике. К сожалению, выделенные средства мало помогают решению проблем. Высокие кредитные ставки, о которых уже говорилось, являются неподъемными даже для успешного бизнеса, не говоря о стартапах и малом бизнесе.

Какой выход? Надо сделать кредиты более доступными. Они должны предоставляться заемщикам европейскими институтами по ставкам, являющимся эффективными в ЕС. Посредников, налагающих дополнительный процент на пути к предприятию, надо убрать. Давайте рассматривать этот механизм как временный и чрезвычайный, но пока украинский банковский сектор не выздоровеет, кредитная помощь ЕС по старым схемам будет выглядеть, как фикция.

Кроме того, предлагаем объединить усилия в деле создания Государственного банка развития, призванного аккумулировать поддержку ЕС, другие донорские и кредитные средства, обеспечить финансирование капитальных инвестиций, инновационных проектов, создания инновационных и индустриальных парков, поддержки малого, среднего предпринимательства и т.п.

Не завышены ли наши желания?

А может, наоборот? На саммите Восточного партнерства в Риге было объявлено о выделении Украине 1,8 млрд евро финансовой помощи. Очень важно, как эти средства будут израсходованы. Экономике, страдающей от кризиса, крайне нужна поддержка, и мы предпочитаем, чтобы она была своевременной и эффективной. Предприятие — вот основной субъект экономики, и именно оно должно почувствовать себя частью Европы, организмом, судьба которого небезразлична сообществу, в которое оно стремится попасть.

Впереди — новые испытания

Наши встречи в Евросоюзе подтвердили твердость намерений создать глубокую и всеобъемлющую зону свободной торговли с Украиной начиная с 1 января 2016 г. Промышленники и предприниматели хорошо представляют, насколько сложна эта задача для реального сектора экономики, отечественной промышленности. Значительная изношенность основных фондов, высокие по сравнению с европейскими энергозатраты в процессе производства, низкая производительность труда, неблагоприятные кредитная, налоговая, промышленная политика — вот лишь краткий перечень проблем, преодолевать которые возможно путем модернизации, привлечения инвестиций, создания хорошей предпринимательской среды. Безусловно, основную работу по подготовке к ЗСТ предстоит выполнять нам самим. Еще год назад УСПП и Антикризисный совет общественных организаций в составе более 100 всеукраинских объединений сформулировали перед властью неотложное требование: во-первых, разработать и обеспечить последовательную реализацию Национальной программы адаптации украинской экономики к условиям свободной торговли с ЕС (стандарты, технические регламенты, модернизация), во-вторых, подготовить дорожную карту имплементации Соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом.

Нужно ускорять адаптацию украинского законодательства к условиям свободной торговли с ЕС. В этом направлении кое-что сделано: в сфере преодоления технических барьеров приняты законодательные акты по стандартизации, метрологии, техническим регламентам, в сфере преодоления санитарных и фитосанитарных барьеров — о безопасности пищевых продуктов и об идентификации животных.

Необходимы четкие программы внедрения в Украине технических и санитарных стандартов Европейского Союза, взаимного признания сертификатов соответствия на продукцию, гармонизации налогового законодательства с положениями и нормами ЕС.

На наш взгляд, правительство на принципах государственно-частного партнерства должно серьезно заняться расширением горизонтов экспортных поставок, помочь бизнесу в поиске альтернативных рынков сбыта украинской продукции. Нас очень беспокоит, что в ответ на беспрецедентные меры со стороны ЕС в 2014 г. — буквальное обнуление ввозных пошлин для украинских товаров — экспорт в Европу вырос всего на 2,6%, и это на фоне огромных потерь рынков на востоке! Понятно, что правительству нужно тщательно проанализировать такие результаты и предложить стране новую экспортную политику.

Кроме того, нельзя допустить, чтобы страна по мере углубления интеграционных процессов стремительно превращалась в сырьевой придаток и полигон дешевой рабочей силы для развитого Старого Света. А подобные тенденции существуют. За первые четыре месяца этого года производство продукции машиностроения в целом сократилось на 25%, транспортного — на 80, в удручающем состоянии судо- и сельскохозяйственное машиностроение, на грани остановки отраслеобразующее предприятие ракетно-космического комплекса — знаменитый «Южмаш». Не решая вопрос модернизации производств, не ценя уникальный интеллектуальный, научно-технический, кадровый, промышленный потенциал страны, мы обрекаем страну на «постоянное проживание» в конце мирового рейтинга экономической успешности. Это совершенно недопустимо.

Однако, не умаляя значения работы внутри государства, украинский бизнес рассчитывает на помощь коллег и партнеров из ЕС. Считаем, что процедуры по стандартизации и сертификации в Украине должны быть просты и доступны для бизнеса. Представительство УСПП в Брюсселе внесло в ЕС предложения по открытию аккредитованной лаборатории, расширению прав доступа украинских предприятий для участия в государственных закупках Евросоюза, увеличению квот на беспошлинную поставку сельскохозяйственной продукции на европейский рынок и т.п.

Хочу особо подчеркнуть: я категорически не согласен с идеями о переносе начала ЗСТ еще на какой-то срок, а такие разговоры ведутся... Драматические события последних двух лет убедили, что время колебаний, противостояний и пустых деклараций прошло. Если бы у нас было сильное государство с управлением без олигархического влияния и коррупционной составляющей, существовала управленческая вертикаль по европейским стандартам (креативные, незапятнанные коррупцией специалисты), работала промышленность, идя по пути модернизации, то не было бы такого экономического кризиса, такого падения уровня жизни населения, такой трагедии на Востоке.

Сейчас всем украинцам понятно — необходимы реформы и немедленно, дальше медлить нельзя. Рассматриваю евроинтеграцию (вероятно, самую крупную из всех реформ, которые только можно себе представить) как мощный стимул для выхода из экономического кризиса и для дальнейшего экономического роста. Именно в этом смысле УСПП намерен развивать контакты и сотрудничество с институтами Евросоюза.

И в завершение. И украинские участники мероприятий, о которых шла речь в этом тексте, и наши европейские партнеры уверены: реализация зоны свободной торговли Украины и ЕС, сопровождаемая реформами, приведет к углублению экономической интеграции партнеров на внутреннем рынке ЕС, качественному прорыву на пути экономического развития. Надежду дает тот факт, что участники Восточного партнерства на саммите в Риге приняли во внимание и включили в итоговую декларацию саммита рекомендации, представленные на бизнес-форуме, и поддержали программы сотрудничества ЕС в поддержку развития предпринимательства в Украине.