Согласно одной из версий об истоках нынешнего преддефолтного положения Греции (чья экономика пошатнула Евросоюз и даже поставила под вопрос дальнейшую судьбу евро), всему виной — крупные финансовые просчеты, а также неоправданно оптимистические прогнозы в ходе подготовки летних Олимпийских игр 2004 года. Проведение Олимпиады стоило Греции 8,9 млрд. евро (около $11,2 млрд.).

Государственные расходы Украины на Евро-2012 составят примерно столько же.
Несколько любопытных для организаторов Евро-2012 фактов. Прямые затраты на проведение чемпионата мира по футболу в ЮАР составили $3,5 млрд. Основная часть этой суммы ушла на строительство и реконструкцию в общей сложности десяти современных стадионов (в т. ч. построено пять новых), трех аэропортов международного класса, 1,5 тыс. км железнодорожных путей и около 120 тыс. дополнительных рабочих мест, связанных с организацией чемпионата. Само проведение турнира обошлось ЮАР в $1,2 млрд., и еще $1 млрд. ушел на раскрутку чемпионата. Для сравнения: в Корее и Японии, которые принимали ЧМ 2002 года, на стадионы потратили около $5 млрд.

Сметы растут и растут

Точных расходов на проведение футбольного чемпионата в Украине уже давно никто не называет. Очевидно — в силу того факта, что бюджеты большинства крупнейших строек в рамках Евро-2012 регулярно пересматриваются в сторону повышения.
Общий бюджет на Евро-2012 изначально был запланирован на уровне 10 млрд. долл. Но со временем стоимость непомерно увеличилась. Ведь дважды-трижды в месяц нынешнее, как и предшествующее, правительство, занимаясь подготовкой чемпионата, пересматривает постановление под названием «Государственная целевая программа подготовки и проведения в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу». На данный момент документ предусматривает общую смету расходов государства (включая центральный и местные бюджеты) в сумме 66,9 млрд. грн.
Совокупно, с учетом гипотетических вложений частных инвесторов, которых по-прежнему ждут, расходы на чемпионат могут составить 145 млрд. грн. ($18 млрд.). Итого только расходная часть государства на Евро-2012 (без учета средств инвесторов) составляет около $8,3 млрд. Львиная доля этой суммы, по нашим данным, должна быть израсходована в оставшиеся 500 дней до начала чемпионата — 41,7 млрд. грн. (т. е. $5,1 млрд.).
Наиболее яркие примеры растущих расходов — стадион «Олимпийский» в Киеве и терминал F в аэропорту «Борисполь». Так, первоначальная смета строительства терминала составляла 80 млн. грн.; но в итоге было решено, что налогоплательщики должны заплатить почти в пять раз дороже — 370 млн. грн. К слову, квадратный метр нового терминала в Мадриде (Испания), который строился почти одновременно с нашим, в гривневом эквиваленте обошелся испанцам в 15 тыс. грн., у нас же — 21 тыс.
Реконструкция НСК «Олимпийский» должна была обойтись нам менее чем в миллиард гривен. Годом позже было решено потратить уже два, тогда как теперь, согласно смете на середину февраля 2011 г., стадион будет стоить 3,8 млрд. грн. (345 млн. евро). Любопытно, что стоимость НСК для Украины уже обошлась ощутимо дороже, чем большинство стадионов, которые в последнее время возводились в Европе: «Олимпия» (Берлин, 2004 г. — 242 млн. евро), «Альянс-Арена» (Мюнхен, 2005 г. — 340 млн. евро), Олимпийский стадион (Афины, 2004 г. — 265 млн. евро), «Стад де Франс» (Париж, 1998 г. — 290 млн., евро). Пока только стадион «Эмирейтс» в Лондоне, выстроенный в 2006 г., был дороже нашего — 450 млн. евро.
Почему все растут и растут сметы на объекты Евро-2012? Ответ прост: традиционная безалаберность чиновников и, конечно же, в первую очередь — все то же воровство бюджетных денег, схемы откатов.
Тем временем государство который год все глубже впадает в долговую яму, заимствуя крупные иностранные кредиты. По несколько миллиардов гривен ежемесячно заимствуется и на внутреннем рынке (в т. ч. через ОВГЗ), растут и долги по невозмещенному НДС. Наконец, стартовали реформы, суть многих из них — урезание госрасходов на социальную сферу.
В данной статье мы хотели бы представить на суд читателей одну довольно смелую, но небезосновательную гипотезу относительно того, почему долговое бремя Украины с каждым годом растет непомерными темпами, однако средств на многие важные программы у государства все меньше.
В распоряжении «2000» оказались некоторые документы из минфиновских кабинетов. Внимательно изучив их, мы сделали попытку анализа выполнения программ подготовки Евро-2012. У нас есть все основания этим документам доверять. Цифры и факты подтверждают уже ранее имевшие место наши предположения: растущие дыры в государственных финансах за последние несколько лет вызваны не только потрясениями в экономике, но и необходимостью крупных расходов по программам Евро-2012: многомиллиардные траты, которые непрерывно увеличиваются, позитивного эффекта для экономики пока не дают.
Масштаб запланированной суммы госзатрат на проекты Евро-2012 в оставшиеся до начала чемпионата 500 дней — 41,7 млрд. грн. — лучше всего виден в сравнении с другими статьями государственных расходов. Так, в 2010 г. дефицит госбюджета составил 64,3 млрд. грн., или 5,9% ВВП. Дефицит только Пенсионного фонда (ради ликвидации которого, к слову, задумана вся пенсионная реформа!) в прошлом году насчитывал 37,5 млрд. грн., а в этом планируется на уровне 20 млрд. грн.
Возникает вопрос: соответствует ли столь высокая цена за мероприятие тем дивидендам, которые, как нам обещают, получит страна, плюс улучшение имиджа Украины в мире?

Межведомственный хаос

Итак, в целом примерно 40% плановых мероприятий по строительству и реконструкции разных объектов чемпионата до сих пор фактически не реализованы либо финансирование по ним не начиналось. Десятки миллиардов гривен государству предстоит изыскать в течение этого года.
Деятельность Национального агентства по вопросам подготовки и проведения в Украине финальной части Евро-2012 и реализации инфраструктурных проектов (сокращенно этот орган именуют Укревроинфрапроект) частью аналитиков во властных кабинетах признается крайне неудовлетворительной. Как оказалось, этот госорган, созданный Кабмином в качестве основного распорядителя бюджетных денег на подготовку чемпионата, фактически не владеет большей частью информации о ходе выполнения собственных программ и в большинстве случаев вообще не располагает достаточными экономическими обоснованиями целесообразности выполнения большинства проектов Евро-2012.
Однако средства на эти программы продолжают тратиться. И даже более того, агентство, несмотря на массу нарушений в своей работе, активно заимствует деньги за рубежом под госгарантии — через специально созданную для этого дочернюю госкомпанию с коротким названием «Фининпро». Так, в прошлом году на внешних рынках под программы Евро-2012 эта организация заняла около полумиллиарда долларов. К 2017 г. тело и проценты этих кредитов, которые государству придется возвращать, составят уже около $1 млрд. Более $300 млн. занятых средств, согласно имеющейся информации «2000», не были израсходованы на нужды чемпионата — вместо этого они прокручиваются на счетах предприятия.
За два года реализации программ Евро-2012 по ряду особо крупных из них наблюдается полнейшая путаница и неразбериха. Например, во многих проектах не урегулированы серьезные юридические проблемы — под новые объекты не оформляются землеотводы, в связи с чем их реализация под вопросом. Не урегулированы взаимоотношения со многими частными инвесторами, в результате чего после завершения строек некоторые объекты (куда инвестировались прежде всего государственные деньги) могут перейти в распоряжение частных структур.
В то же время многие объекты по-прежнему финансируются с превышением плановых показателей и даже с грубыми нарушениями их проектной документации, тогда как отдельные важные программы недофинансируются либо не финансируются вовсе.
По большинству программ Евро госзакупки сегодня осуществляются вне тендерных процедур (это позволяет специальный закон, не так давно принятый Верховной Радой), касательно принципов отбора подрядчиков по многим проектам больше вопросов, чем ответов. По ряду направлений имеет место неконкурентный отбор подрядчиков среди небольших компаний, малопонятные беспроцентные кредиты для частных структур либо кредиты под госгарантии и т. п.

Стадионы — черные дыры бюджета

Изначально программы Евро-2012 планировалось финансировать в основном за счет средств частных инвесторов, и лишь 30% расходов на мероприятия, связанные с чемпионатом, должно было осуществлять государство. Однако уже в самом начале реализации программ стало ясно: крупных частников проект не привлек. И если не считать донецкого стадиона «Донбасс арена», который начал строиться за счет средств Рината Ахметова (около 3,1 млрд. грн.) задолго до старта программ Евро-2012, а также частично харьковского стадиона «Металлист», роль частного бизнеса в подготовке чемпионата де-факто близка к нулю.
Поэтому основную ношу по строительству и проведению Евро-2012 взял на себя госбюджет. А вот вокруг госказны тут же скопилась масса частных компаний и аффилированных с ними чиновников, допущенных к «кормушке» чемпионата.
Наиболее крупные каналы, через которые вытекали и продолжают вытекать миллиарды из казны по программе Евро, это, конечно, основные проекты чемпионата — стадионы и аэропорты во всех четырех украинских городах, которые принимают Евро.
Так, у трех стадионов — харьковского «Металлиста», донецкого «Донбасс арена» и киевского «Олимпийского» — ряд общих проблем. Во-первых, отсутствуют адекватные требованиям УЕФА гостевые зоны, недостаточно продуманы т. н. зоны рекреации и эвакуации. Во-вторых, относительно харьковского и киевского стадионов не прописаны инвестиционные договоры, по которым было бы четко обозначено долевое участие каждого из инвесторов в уставных капиталах этих комплексов. Вследствие этого — высок риск того, что будущие права государства в данных объектах будут попросту размыты.
Вопиюще ситуация выглядит на стадионе «Металлист», который сегодня принадлежит коммунальному предприятию «Областной спортивный комплекс «Металлист». Сроки завершения работ, установленные Кабмином сначала на декабрь 2009 г., а затем — на декабрь 2010 г., уже дважды сорваны. Стадион до сих пор не сдан.
Более того, в связи с тем, что ОСК «Металлист», главный заказчик работ, вначале не учел все требования УЕФА касательно стандартов безопасности, проектно-сметную документацию пришлось несколько раз переделать, в результате чего и сроки были сдвинуты, и стоимость модернизации стадиона выросла почти вдвое (до 762,6 млн. грн.).
Однако это еще полбеды. В ходе реконструкции, по решению Харьковского облсовета, был отчужден ряд зданий и объектов незавершенного строительства спорткомплекса, которые раньше находились в коммунальной собственности. В итоге все компьютерные системы и табло стадиона, а также более половины подтрибунных помещений, предназначенных для обеспечения спортивных соревнований (медиацентр, раздевалки для судей, комнаты для тренеров, допинг-контроля, медицинских процедур и т. п.), уже принадлежат частным структурам.
С другой стороны, доля в уставном капитале самого ОСК «Металлист», которая переходит в собственность государства в соответствии с объемом госинвестиций, не определена до сих пор. Действующий инвестдоговор от 29 сентября 2009 г., согласно которому государство профинансировало реконструкцию спорткомплекса на 206,6 млн. грн., в сроки не выполнен, а в отчетной документации выявлены многочисленные искаженные технико-экономические показатели — т. е. явные признаки нецелевого использования денег государственного и местных бюджетов.
Один из источников «2000», который знаком с положением дел на ОСК «Металлист», прокомментировал сложившуюся ситуацию так: «Юридический и финансовый хаос сегодня работает в интересах будущего собственника стадиона «Металлист», которым станет, вполне вероятно, известный харьковский бизнесмен Александр Ярославский. Возможно, вложив немалые деньги в реконструкцию стадиона и всю инфраструктуру, государство будет лишено прав использовать построенные им же объекты уже после чемпионата. Частные структуры выкупили 56% подтрибунных пространств, и поскольку до сих пор нет четкого инвестиционного договора, они получат все возможности отсудить у государства весь стадион. По-видимому, таков план действий».
Схожая проблема и в отношении столичного НСК «Олимпийский», где до сих пор не определен окончательный оператор стадиона, а степень готовности самого объекта не превышает двух третей от запланированных работ.
Грубые нарушения имеются и в строительстве стадиона во Львове. Сам объект в действительности очень отстает от сроков: по состоянию на декабрь степень его готовности не превышала трети плановых работ.
Очень серьезные проблемы во всех четырех регионах обнаружены в подготовке тренировочных баз для будущих команд — участниц чемпионата.
Как известно, по требованиям УЕФА Украина обязана обеспечить по меньшей мере 32 полноценных тренировочных базы. Действующая Программа по Евро-2012 предусматривает строительство новых, а также реконструкцию или дооснащение действующих баз. Всего таковых 19. Однако до сих пор данная статья профинансирована государством и инвесторами (как правило, это владельцы местных спортклубов) лишь на треть, что вообще создает угрозу провала этой части подготовки Евро.
Еще более удручающе ситуация выглядит с подготовкой отелей. В принимающих чемпионат городах изначально планировалось построить или реконструировать в общей сложности 365 отелей на 34,8 тыс. номеров, а также общежития различных вузов на 27,9 тыс. номеров. Решить проблемы всего гостиничного хозяйства государство намеревалось в основном за счет частных инвесторов, предлагая последним даже компенсации ставок по кредитам за счет государства.
Но мало того, что Украина не справляется с задачами УЕФА по созданию пятизвездочных отелей в Донецке и Харькове (планировалось ввести в строй таких номеров 730 и 101 соответственно), сейчас де-факто в этих городах реконструируются лишь 24 отеля и строятся 28 новых. Например, по Киеву и области реально реконструируется лишь 11% от запланированных объектов, в Донецке — 13%, во Львове — 22%, в Харькове — 9%. При этом заморожены по разным причинам стройки почти на сотне объектов, а по 80 проектам у Агентства по делам Евро-2012, как утверждают минфиновские сотрудники, вообще отсутствует какая-либо достоверная информация.

Эх, дороги!

Одна из наиболее коррупционно-емких сфер госуправения во все времена — строительство дорог. У нас есть все основания говорить о том, что большинство проектов железных и автомобильных дорог имеют все шансы не успеть к началу чемпионата. Кроме того, поразительно, что в различных ведомствах касательно степени готовности одних и тех же объектов статистика разнится буквально в разы.
Согласно Программе подготовки к Евро на ремонт железных дорог по маршрутам следования участников чемпионата, а также зрителей, которые будут приезжать в нашу страну в качестве гостей, изначально планировалось потратить 18,3 млрд. грн.
К сожалению, в расходах и отчетности по самым крупным объектам имеют место очень серьезные нестыковки. Так, изначально в Программе Евро-2012 предусматривалось израсходовать на достройку железнодорожно-автомобильного моста через Днепр в Киеве 4,2 млрд. грн. Но в сметной стоимости моста фигурирует сумма уже в 9,1 млрд. грн. Итого для достройки моста, без которого Киев будет не в силах справиться с растущим потоком приезжающих (в т. ч. во время чемпионата), не хватает 5,7 млрд. грн.
Вокруг еще одного крупного проекта — левобережного вокзала Дарница в Киеве — вообще масса поразительных вещей. По данным «Укрзалізницi», являющейся распорядителем денег по данному проекту, на строительство необходимого столице второго вокзала потрачено пока лишь 40,9 млн. грн. (или всего 1,3% от необходимых строительных работ).
В то же время в Минрегионстрое считают, что все работы по объекту идут по графику, а готовность его по состоянию на декабрь 2010 г. — более 25%.
Не менее удивительные примеры чиновничьей манипуляции с цифрами и отчетностью (а ведь речь идет о миллиардных расходах), наблюдаются в Донецке, где к Евро-2012 реконструируют действующий ж/д вокзал. По данным «Укрзалізницi», на 1 января этого года объект профинансирован на 133%, тогда как по информации Минрегионстроя, тут все идет согласно графику — готовность около 55%.
Аналогичные «странности» в массовом порядке происходят при ремонте и строительстве автомобильных дорог. Здесь довольно существенное расхождение — почти на 2,5 млрд. грн. — между самой Программой по Евро-2012 и прогнозной сметной стоимостью строительства дорог. Так, если изначальная прогнозная смета на достройку, к примеру, объездной дороги вокруг Донецка (26,1 км) составляла 772,1 млн. грн., то уже в правительственной Программе по Евро-2012 значится сумма вдвое больше — 1,5 млрд. грн.
Весьма нешуточные расхождения в статистической отчетности касательно выполненных работ. Так, если по данным Минрегионстроя, из 25 объектов по стране, где запланированы крупные дорожные стройки, реально работа идет на семи объектах, то по данным главного бюджетного распорядителя — компании «Укравтодор» — все намного лучше: использованы почти все средства госбюджета (99,8%), за счет которых работы проводятся на 19 из плановых 25 объектов.
И это несмотря на то, что по данным еще одного госоргана — Агентства по Евро-2012, — за последние три года подготовки к чемпионату государство профинансировало дорожные проекты лишь на 15,5%.
Довольно слабо ведется и обновление городского транспорта — автобусов, троллейбусов, трамваев. Если в целом по плану до 2012 г. все четыре города должны были серьезно обновить собственный коммунальный транспорт, закупив 1,8 тыс. единиц троллейбусов и автобусов, то по факту план этот выполнен пока менее чем на 1% — поставлено всего 11 новых машин (10 в Киев и 1 — во Львов).

Наши аэродромы смогут принимать шаттлы

Еще более странные «феномены» можно наблюдать на примере реконструкции аэропортов. Взлетно-посадочные полосы во Львове, Харькове и Донецке сооружаются длиннее, чем это предписано нормами, в т. ч. в самой Европе.
Так, если максимально необходимая полоса для крупнейшего в мире пассажирского самолета Airbus A380 составляет 3,2 км (собственно, длина взлетно-посадочных полос большинства современных европейских аэропортов не превышает этой отметки), то в Украине сооружают площадки длиной в 3,8—4 км.
Очевидно, если учесть общую смету расходов на тот же донецкий аэропорт по Программе Евро-2012 (4,7 млрд. грн.), а также расходы на строительство 4-километровой полосы (1,7 млрд. грн.), то каждые лишние 1 тыс. метров — это более 400 млн. грн., которые дополнительно заработают профилирующие компании, близкие, наверное, тем, кто принимал решение.
По аэропортам имеют место и очень грубые финансовые нестыковки. Так, на реконструкцию аэродрома во Львове в 2009—2010 гг. было потрачено 611,9 млн. Хотя в изначальном титуле строительства значилось куда меньше — 473,7 млн. грн.
Аналогично и со строительством нового аэровокзала во Львове: было использовано 437,9 млн. грн., хотя в титуле строительства сначала было заложено на 24,1 млн. грн. меньше.
Касательно львовского аэропорта выявлена и еще одна история, вызывающая массу новых вопросов: выкуп частных земель вокруг аэропорта на сумму 15,9 млн. грн. В Программе по Евро-2012 подобные расходы вообще не были предусмотрены. Если это не чья-то недоработка, то откуда вдруг возникла потребность в этих участках? Ведь требуется какое-то обоснование для этого.

P.S.

По ходу массы удручающих событий, случившихся с нашей экономикой за последние годы, нынешние реформы, да и глобальные катаклизмы в мире — все это как-то оттеснило тему чемпионата в Украине на десятый план. Однако сумма еще планируемых расходов на Евро (41,7 млрд. грн. или $5,1 млрд.) действительно заставляет серьезно задуматься.
Если правительство и вправду не попытается ее секвестрировать (как минимум) и не проведет глубокой переоценки содержания всех проектов Евро-2012 вместе с отстранением бойко налаженной в этой сфере коррупционной спайки, Украина действительно рискует столкнуться с настоящим, а не вымышленным дефолтом. Причем дефолт этот может случиться еще задолго до наступления самого Евро-2012.
Ибо $5,1 млрд., способные с легкостью перекрыть весь дефицит, к примеру, Пенсионного фонда, — сумма, просто неподъемная нынче для нашего бюджета. А улучшения общей экономической ситуации может и не случиться (особенно на фоне растущих цен на энергоресурсы в мире), тогда как растраченные колоссальные ресурсы на чемпионат — могут и не дать сколь-нибудь ощутимого эффекта.
В результате проведения Евро-2004 Португалия получила приблизительно $300 млн. А спустя четыре года один из хозяев футбольного турнира — Швейцария — объявила о собственных доходах — всего около $280 млн.
Конечно, не хочется думать, что за громкими тирадами о прибылях, которые сулит-де Украине проведение Евро-2012, скрываются всего лишь банальные корыстные планы доморощенных Остапов Бендеров. Потому как футбол — это футбол, спортивное мероприятие, способное радовать сердца миллионов. Однако если власть сегодня не проведет обстоятельный аудит и не отстранит от «кормушки» «спецов по освоению денег» налогоплательщиков, в 2012-м Украине будет уж точно не до футбола.