Украинский кризис, который продолжается уже полгода, имеет странное и, с точки зрения потребности в его осмыслении, очень неприятное свойство: каждый следующий этап кризиса затмевает предыдущие его этапы. Вот сегодня, в апреле, практически забылись унижения и гнусности марта, а уж кошмар февраля кажется совсем далёким, как будто из прошлой жизни.

Тем не менее, если вспомнить, то одной из самых существенных дипломатических проблем для нас с вами в период февраля-марта 2014-го стало соглашение от 21 февраля, которое под западным давлением подписали с Януковичем Яценюк, Тягнибок и Кличко. Майдан отверг это соглашение – и слава богу. Однако, прикрываясь именно этим соглашением, российский фюрер начал антиукраинскую политическую кампанию, которая вскоре переросла в кампанию военно-диверсионную. И потом можно было уже сколько угодно говорить, что Янукович сам не выполнил условия этого соглашения и что представитель России вообще его не подписал, а значит, мол, у Москвы нет права ссылаться на это соглашение, – но документ был.

Одного этого факта, – что документ этот просто был, – оказалось достаточно для русско-фашистских захватчиков, чтобы выстроить грандиозную пропагандистскую ложь против Украины. Ложь, которая отравила умы и миллионам наших сограждан в южных и восточных регионах, и миллионам россиян. И которая значительно испортила наше с вами положение.

Не подписали бы тогда оппозиционеры это позорное соглашение – и, возможно, российскому фюреру было бы гораздо сложнее защищать Януковича после побега. Ведь просто на каком основании он бы это делал? Путин же не с потолка взял эту свою историю про якобы легитимного, незаконно отстранённого президента Януковича.

Эта его история коренилась в характере соглашения от 21 февраля, о котором россияне говорили постоянно. Без этого соглашения у Януковича ничего не было, кроме призрачных шансов продлить своё президентство с помощью карателей, ему никто ничего не обещал. А с этим соглашением – у Януковича появилась пусть и не чёткая, но всё-таки гарантия того, что он мог президентствовать ещё, как минимум, 10 месяцев, а затем снова попытать счастье на досрочных выборах.

Ещё раз: одну из самых существенных наших с вами дипломатических проблем в период февраля-марта нам создали наши же политические лидеры, причём под давлением наших же западных друзей. Которые – вспомним старую поговорку – благими намерениями вымостили нам дорогу в ад. И теперь эта же публика навязала Украине новое – на мой взгляд, не менее опасное и позорное – соглашение.

Вот прочитайте внимательно документ, одобренный по итогам встречи в Женеве 17 апреля. Многие поспешили назвать его одной из побед украинской дипломатии. Мол, Лавров подписался под историей о том, что пророссийские боевики должны разоружиться, освободить административные здания, захваченные в Украине, да и вообще урегулирование конфликта должно происходить под наблюдением и при посредничестве международных структур. И это всё, конечно, выглядит красиво, но возникает простой вопрос: а как же Крым?

Госсекретарь США Керри сообщил, что в Женеве тема Крыма не обсуждалась. Хм, но в распространённом документе написано, например, следующее: «Все нелегально занятые улицы, площади и другие публичные места в украинских городах должны быть освобождены». Что конкретно имелось в виду? Только то, что захвачено в последние недели в Донецкой и Луганской областях? А как же быть с тем, что было захвачено в предыдущие недели в Крыму? Административные здания в Симферополе – они что ли легально захвачены Аксёновым и такими, как он? Или этот документ, принятый в Женеве, следует интерпретировать как первое международное соглашение, признающее, что крымские города больше не являются украинскими городами? Что это – российские города, и на них, соответственно, соглашения про Украину более не распространяются? И под этим подписались американцы, европейцы и украинский министр иностранных дел? Очень интересно...

Ещё один связанный с проблемой Крыма пункт из женевского документа: конституционная реформа с участием представителей всех украинских регионов. Сомнительно, конечно, что имеются в виду представители, допустим, Закарпатья или Черниговской области.

Лавров – по неоднократно выраженному желанию своего фюрера – согласовывал этот пункт с американцами и европейцами с целью включения в украинский конституционный процесс представителей кланов, отброшенных Майданом на обочину политической жизни. Это – кланы, в чьих руках до сих пор Донецкая, Луганская, частично Харьковская области и которые сами – в руках у российского фюрера. То есть когда говорят «представители регионов», имеют в виду, что все регионы в Украине равны, а Донбасс равнее других.

Но, опять же, их возвращение в политический мэйнстрим – это ещё далеко не вся проблема, заложенная в женевском соглашении в контексте выработки новой украинской Конституции. Простой вопрос: а будут ли представители Крыма участвовать в этом, как сказано в документе, «широком национальном диалоге»? Или Крым ещё и в этом контексте уже не считается частью Украины, и под этим подписались американцы, европейцы и наш министр иностранных дел?

Кроме того, возникает моральная проблема: амнистия раскольникам. Когда вопрос об амнистии поднимался на переговорах с Януковичем зимой и касался тех борцов за свободу в Украине, которые были захвачены при подавлении Майдана, то амнистия для них была оправданной с моральной точки зрения.

Сейчас же амнистировать предлагается как бы в тех же формулировках, с тем же смыслом совершенно других людей. Тех, кто боролся против свободы. Тех, кто пытался развалить нашу страну и передать наших сограждан во владение российскому фюреру. Амнистировать этих людей? Это откровенно позор!

***

Итак, в Женеве косвенно зафиксирована на бумаге кража Россией Крыма у Украины и тот факт, что раскольникам сойдёт с рук их преступная деятельность. Наши политики, возможно, будут нам рассказывать, что это соглашение – большой шаг на пути к миру и согласию в Украине. Мол, выбора у нас нет, но что поделать, когда мы стояли перед угрозой войны с Россией.

Однако Россия – Крымом всё равно не удовлетворится, и это женевское соглашение окажется в мусорной корзине рано или поздно. Но даже если сразу выполнение этого соглашения Россия сорвёт точно так же, как Янукович сорвал выполнение соглашения от 21 февраля, так и не подписав оговорённые в нём законы, – то всё равно сам факт позорной сдачи украинских интересов в Женеве уже стал историческим.

Русско-фашистские захватчики добились своего. Пусть и частично, но тем не менее. Крым уже не наш – и это становится базой для дальнейших соглашений по Украине. Донецкие бароны будут участвовать в разработке новой украинской Конституции, в которой, скорее всего, будет в той или иной форме закреплено их феодальное владение частью Украины.

Ну а раскольники, ответственные за кошмар на Юго-Востоке, возможно, будут выведены из-под уголовной ответственности.

Ещё раз: это откровенно позор.