Новые изменения в Налоговый кодекс, которые вступили в силу с 1 января 2015 г., обязали всех субъектов предпринимательской деятельности устанавливать фискальные аппараты. В первую очередь это коснулось предпринимателей III группы, находящихся на едином налоге. А с июля 2015 г. и те плательщики единого налога, которые относятся ко II группе, тоже в обязательном порядке вынуждены будут устанавливать у себя фискальные аппараты. Рассмотрим подробнее изменения в Налоговый кодекс и Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее – Закон об РРО), внесенные Законом №71-VIII от 28.12.2014. Отметим, что последним Законом внесены изменения в ряд статей Закона Украины от 06.07.1995 №265/95-ВР.
Коснется в первую очередь
Верховная Рада Украины решила, что с 1 января 2015 г. фискальные аппараты обязательны для владельцев интернет-магазинов, упомянутых выше предпринимателей III и II групп, лиц, которые занимаются платежными системами и платежными агентами или другими сервисами, предназначенными для передачи денег. Закон обязал перечисленные категории предпринимателей проводить расчетные операции на полную сумму покупки или оказания услуги через зарегистрированные и опломбированные в установленном порядке РРО, обязательно распечатывать документ, подтверждающий проведение расчетной операции, или же использовать расчетные книжки, если это позволяет Закон. Также в ст. 3 Закона «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» предусмотрено, что предприниматель обязан обеспечивать целостность пломб на РРО, следить за тем, чтобы в его конструкцию и программное обеспечение не вносились неустановленные законом изменения.
Для тех, кто фискальные аппараты не использует, законом установлена обязанность проводить расчеты с покупателями исключительно с использованием книги учета расчетных операций. Исключение – случаи, когда расчет ведется через электронные системы принятия ставок, которые контролируются в реальном времени казначейскими органами. Причем предприниматель обязан сохранять все расчетные книги в течение 3 лет после их окончания.
И это еще не все, к чему обязывает предпринимателей ст. 3 Закона о РРО – теперь они обязаны подавать в налоговое управление отчеты по всем операциям, проведенным с использованием РРО или расчетных книг. Помимо ежемесячных отчетов в налоговую службу, предприниматели должны подавать еще и копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, которые содержаться в электронной памяти РРО. Отдельно нужно подавать информацию о наличных и безналичных расчетах.
Каждый отчетный распечатанный чек предприниматель обязан хранить в книге учета расчетных операций, и такой учет необходимо проводить каждый день.
П. 12 ст. 3 Закона о РРО обязывает продавца вести учет товаров, находящихся на складе, и продавать только те товары, которые есть в этом учетном реестре. Из этого правила есть исключение, но оно касается только тех, кто учет товаров вести не обязан. К таким предпринимателям можно отнести лиц, которые осуществляют торговлю, например, с лотков.
Помимо всего прочего, обслуживание и ремонт РРО – тоже обязанность предпринимателя.
Что стоит за цифрами и сухими определениями
Упомянутый выше закон затронет более 300 тыс. предпринимателей. В основном это представители малого бизнеса, оборот у них небольшой. За полгода или год они должны купить РРО, установить его, заключить договор на обслуживание с определенной организацией, подключить фискальный регистратор к системе и начать его использовать. При этом само использование фискального регистратора вносит целый ряд дополнительных формальностей, которые предприниматель должен выполнять, чтобы не попасть под штрафные санкции.
Экономическая целесообразность этого нововведения взывает сомнения, но сейчас не о ней. В данный момент актуален вопрос, как это нововведение отразится не только на самих предпринимателях, но и на конечном потребителе товаров или услуг. Не вызовет ли повсеместное использование РРО рост цен на товары и услуги? А основания для этого есть.
Немного расчетов. Средний кассовый аппарат обойдется предпринимателю в сумму от 500 грн. В зависимости от типа РРО, его ежемесячное обслуживание будет стоить, как минимум, несколько сотен гривен, если не брать в расчет другие сопутствующие факторы. Напомним также, что Закон о РРО обязал предпринимателей следить за исправностью кассовых аппаратов и в случае неполадок обращаться в соответствующие сервисные центры. Их услуги тоже обойдутся не меньше, чем в 500 грн за визит.
Таким образом, при самых минимальных затратах обслуживание кассовых и фискальных аппаратов будет обходиться малому и среднему бизнесу в миллионы гривен ежемесячно. Повторимся, что экономическая целесообразность такого контроля вызывает ряд вопросов. Равно как и введение дополнительной ежедневной отчетности за все проведенные за день расчетные операции. Не замедлит ли это работу малого и среднего бизнеса? Не скажется ли на повышении цен на товары и услуги?
Кому платить
В этих нововведениях есть еще один «подводный камень»: кому представители малого и среднего бизнеса будут платить за установку и сервисное обслуживание кассовых или фискальных аппаратов? Единых требований к фирмам, которые будут заниматься их установкой и обслуживанием, сегодня нет. Свои услуги по установке, регистрации и обслуживанию РРО уже продвигают довольно много компаний. Некоторые даже предлагают приобрести регистраторы у них. На основании каких документов проводится такая деятельность, они не озвучивают. Возникает вопрос: как при такой системе отбора фирм, которые должны будут обслуживать кассовые аппараты, обеспечить полный и прозрачный контроль над малым и средним бизнесом?
Ответ на этот вопрос не радует. При отсутствии четких критериев к фирме-установщику кассовых аппаратов уровень коррупции будет расти. При этом налоговые органы так и не смогут обеспечить полный контроль над малым и средним бизнесом, а уровень доверия предпринимателей к государству еще более снизится. Да и потребитель ничего не выиграет, ведь такое нововведение, как уже упоминалось, значительно скажется на повышении цен.
Спасительные изменения
Изложенные выше вопросы и возражения по возможности были учтены в новом законопроекте №1088 авторства народных депутатов Оксаны Продан, Андрея Антонищака и др., который 18 марта был принят парламентом за основу. Этот законопроект предполагает отменить ежедневную распечатку расчетных чеков, а также освободить предпринимателей от необходимости хранить эти чеки в расчетных книгах, если расчетная лента представлена в электронном виде.
Безусловно, это значительный прогресс по сравнению с уже действующим законом – такое нововведение значительно упростит работу и самих предпринимателей, и работников налоговых управлений.
Следующий полезный шаг – урегулирование взаимоотношений между предпринимателем и службой, устанавливающей и обслуживающей кассовые аппараты. В названном законопроекте еще нет четких требований к фирмам, которые хотят этим заниматься, но уже появилась статья, которая предусматривает ответственность лиц, которые устанавливали РРО и с которыми заключен договор на его обслуживание. В частности, ст. 17-1устанавливает для фирмы, которая занимается установкой и обслуживанием РРО, санкции за предоставление некачественного товара и/или оказание некачественного сервисного обслуживания.
Значительно облегчит жизнь малому и среднему бизнесу и содержащееся в законопроекте предложение убрать из текста закона обязательное указание о регистрации товара.
И последнее, но от этого не менее важное изменение – запрет требовать удостоверение личности при купле-продаже иностранной валюты.
Учитывая, что законопроект №1088 готовится ко второму чтению, есть все основания надеяться, что в скором времени вопрос обязательной установки и обслуживания кассовых и фискальных аппаратов будет решен без ущерба для малого и среднего бизнеса. В случае, если предложенные этим документом изменения в действующий закон будут приятны полностью, уровень расходов малого и среднего бизнеса на установку и эксплуатацию РРО может снизиться почти в 1,5 раза. А это, в свою очередь, скажется на возможном уровне повышения цен на товары и услуги, предоставляемые предпринимателями.