Как и любого другого специалиста, чиновника нужно учить и повышать его квалификацию. То, как это делают у нас, отстает от мировых стандартов и не приносит желаемого результата. Система подготовки и повышения квалификации госслужащих напрямую связана с состоянием дел в государственном управлении, а оно в Украине плачевное. К тому же действующим бюрократам не нужна конкурентоспособная смена.

Как учат на чиновника

Сложившаяся в Украине практика подготовки кадров для государственной службы и органов местного самоуправления включает в себя три составляющих:

1) предоставление базового первого высшего образования в области управления;

2) предоставление специализированного образования в сфере государственного управления и местного самоуправления на базе ранее полученного высшего;

3) повышение квалификации государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления.

Сегодня более ста высших учебных заведений Украины включены в систему подготовки специалистов, которые могут быть использованы на государственной службе или в местном самоуправлении. Как руководство высших учебных заведений, так и руководители органов государственной власти и местного самоуправления к стажировке студентов в этих органах почти всегда подходят формально. В итоге по окончании вузов молодые управленцы имеют весьма общее представление о государственной службе. Кроме того, приход на госслужбу со студенческой скамьи практически затруднен из-за квалификационного требования к претендентам на большинство вакансий: иметь определенный стаж работы в госорганах или местном самоуправлении.

Отраслевая наука

Магистров государственного управления на базе высшего образования готовят как специализированные учебные заведения, так и обычные вузы. Основным научным и учебным центром по подготовке специалистов в области государственного управления является Национальная академия государственного управления при Президенте Украины, ее региональные институты. За время существования академия подготовила тысячи и тысячи магистров госуправления, которые более-менее благополучно растворились в общей чиновничьей массе. За эти годы диплом об окончании академии обесценился. Успешное окончание этого учебного заведения так и не стало, как задумывалось, надежной гарантией для продвижения по служебной лестнице.

Повышение квалификации

Чтобы создать современного чиновника, необходимо постоянно повышать его квалификацию с первых шагов на государственной службе до выхода на пенсию — и не формально, а реально. И закрепленное в новом Законе «О государственной службе» требование к чиновникам повышать уровень профессиональной компетентности не реже одного раза в три года (в отличие от старой нормы — раз в пять лет) проблемы не решит. Во‑первых, у органов государственной власти и местного самоуправления хронически не хватает средств для направления работников на курсы повышения квалификации. Во‑вторых, в условиях нарастающего кадрового голода каждый специалист на счету, и отпустить сотрудника даже на одну-две недели все более затруднительно. В‑третьих, сами госслужащие неохотно соглашаются повышать свою квалификацию из-за недостаточно высокого качества предлагаемых программ и уровня преподавания, а также ввиду отсутствия реальной взаимосвязи регулярного повышения квалификации чиновником и его продвижения по службе, а также уровня материального вознаграждения. Все три звена в цепи подготовки и переподготовки государственных служащих довольно плохо связаны между собой.

Кто виноват и что делать?

В чем же причина? Прежде всего в том, что сама по себе бюрократическая система не заинтересована в создании «чиновника нового типа», который может подорвать ее основы изнутри. Большинство нынешних руководителей считают, что гораздо спокойнее иметь в подчинении безынициативных, недостаточно квалифицированных служащих, чем подкованных, активных и потенциально опасных для него управленцев. Поэтому процессы подготовки и повышения квалификации государственных служащих искусственно усложняются, обрастают ненужными надстройками, исподволь выхолащиваются и намеренно дискредитируются.

Существующую трехзвенную систему подготовки кадров для госслужбы следует сохранить. Но для первого высшего образования в области управления необходимо применять практику целенаправленного обучения по госзаказу, предварительно полностью переработав требования. Реальное утверждение принципа, по которому конкурс станет единственным способом поступления на госслужбу, будет стимулировать молодых людей к добросовестной учебе.

Если это сработает, в течение десяти-пятнадцати лет постепенно отпадет необходимость во втором звене существующей системы — предоставлении специализированного образования в сфере госуправления на базе ранее полученного высшего.

Третье же звено — система повышения квалификации кадров должна строиться преимущественно по типу краткосрочного практико-направленного стационарного обучения.