К концу декабря годовой объем заемных денег, с помощью которых страна сводит концы с концами, снова перевалил за сотню миллиардов гривен. И уже каждая четвертая гривня государственных доходов уходит на обслуживание долга. Если Украина продолжит накапливать свои финансовые обязательства подобными темпами, то в ближайшем будущем выйдет на размеры госдолга, который просто не сможет погасить…
Не по дням, а по часам
Различают два вида долгов государств. Первый — государственный (включает прямой госдолг и долг, гарантированный государством) — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Второй — валовой внешний долг, который включает в себя и государственный внешний долг (правительства и Нацбанка), и негосударственный (банков, компаний и корпораций).
Экономической катастрофы в нашей стране удалось избежать только благодаря сверхскоростному наращиванию в первую очередь государственного долга.
За 2009 год обязательства страны подросли на 15,2 млрд. долл., за 11 месяцев прошлого года — еще на 12,5 млрд. долл. (годовой прирост 31,3%). Всего за неполные последние три года совокупный госдолг Украины вырос почти в три раза — с 17,5 млрд. до 52,2 млрд. долл. или около 412 млрд. в гривневом эквиваленте (согласно уточненным данным Минфина).
В том числе государственный и гарантированный государством внешний долг составлял около 63% от общей суммы долга, а государственный и гарантированный государством внутренний долг около 37% от общей суммы долга.
На каждого из нас уже приходится почти по 8500 гривен общей государственной задолженности.
В лидерах среди европейских заемщиков
Наращивание обязательств происходит в основном за счет внешних заимствований. Так, в сентябре 2010 года правительство разместило еврооблигаций на сумму 2 млрд. долл., получило транш кредита МВФ stand-by. Свою лепту в состав внутреннего долга внесли НДС-облигации и ОВГЗ.
Ранее объем госдолга, кроме традиционных средств Международного валютного фонда по программе stand-by, подпитывался также поступлениями кредитных ресурсов от международных организаций экономического развития (Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития и Европейского инвестиционного банка), что превратило Украину в одного из лидеров среди заемщиков.
Украина, по данным на 6 января 2011 года, продолжает оставаться вторым заемщиком МВФ по сумме выделенных средств по действующим кредитам stand-by с суммой выделенных средств в 9,25 млрд. SDR (14,2 млрд. долл.) после Румынии (9,8 млрд. SDR). Кстати, по данным МВФ, третьим заемщиком по величине выделенных средств является Греция — 9,13 млрд. SDR.
На долю Украины на начало 2011 года приходились примерно каждые два из девяти долларов задолженности всех стран перед фондом по стандартным кредитным программам.
Пиковые выплаты Киева в адрес МВФ выпадут на 2013 год, когда, согласно оценкам фонда, их величина составит 3,79 млрд. SDR (5,79 млрд. долл.). В 2011 году Украине необходимо будет выплатить МВФ только 0,23 млрд. SDR, в 2012-м и 2014 годах — примерно по 2,45 млрд. SDR, а в 2015 году — 0,98 млрд. SDR.
Страховая контора «Национальный банк Украины»
Соотношение совокупного долга (прямой плюс гарантированный) к ВВП в 2010 году достигло приблизительно 38%, что по международным стандартам вообще-то считается „детским“ уровнем (согласно Маастрихтскому договору, госдолг страны, входящей или собирающейся вступить в Евросоюз, должен быть менее 60% ВВП).
Так, уровень госдолга США, по расчетам МВФ, к 2015 году достигнет практически 100% ВВП (в настоящее время чуть более 83%). Средний расчет долга по странам ЕС составляет около 85%. Только вот Украина — не Америка и даже не Польша. Экономики стран не сопоставимы по надежности, да и проценты по обслуживанию долга весьма отличаются не в пользу Украины.
Печатать американские доллары и евровалюту мы не имеем права, а украинскую гривню в мире, увы, никто не коллекционирует. Поэтому „разрешенного“ 60-процентного соотношения долг—ВВП в Украине, скорее всего, не будет. Ведь то, что для цивилизованных стран — норма, для нашей страны — экономическая катастрофа. Понимают ли это наши чиновники или все же считают, что у нас в запасе более 20% гарантированных заимствований?
Увеличение госдолга осуществляется в значительной степени за счет его внешней части, которая номинируется в свободно конвертируемых денежных единицах, что несет дополнительные риски.
Страховая контора для масштабного увеличения обязательств — это Национальный банк Украины. Размер ее страхового капитала равен размеру золотовалютных резервов — сейчас это около 34,6 млрд. долл. По данным НБУ, международные резервы Украины за 2010 год увеличились на 8,1 млрд. долл., т.е. на 30,5%. Рост происходил в основном в первом полугодии прошлого года, во втором полугодии рыночная тенденция сменилась на противоположную, и НБУ был вынужден проводить интервенции для поддержания курса. В то же время международные резервы все равно увеличивались, в первую очередь, за счет денег от выпуска суверенных еврооблигаций (2 млрд. долл.).
Несмотря на столь активное увеличение резервов, их размер все еще далек от „безопасного“, определенного в международной практике на уровне 100% от краткосрочного долга страны (44 млрд.
долл. на конец 2010 года).
Кстати, чистые резервы НБУ (за вычетом кредитов МВФ, которые пошли на пополнение золотовалютных резервов) составили по состоянию на конец прошлого года всего около 21 млрд. долл.
Как уже отмечалось, кроме прямого госдолга и гарантированных государством обязательств, есть еще и валовой долг государства и частных корпораций.
Астрономический вал
Под валовым внешним долгом (ВВД) понимают государственный внешний долг (правительства и Нацбанка) и негосударственный (банков, национальных и акционерных компаний, в том числе занятые средства у своих материнских зарубежных компаний). Иными словами, учитываются все долги в иностранной валюте.
И вот этот показатель государственной и частной задолженности „плавает“ у нас на уровне около 90% от ВВП. Валовой внешний долг Украины только за II квартал прошлого года увеличился на 1,714 млрд. долл., или на 1,7%, и на 1 июля 2010 составлял 104,549 млрд. долл., или 93,5% от ВВП. По данным НБУ, на 1 октября 2010 г. ВВД Украины, вырос уже до 111,6 млрд. долл. За девять месяцев 2010 г. он увеличился на 8,2 млрд. долл., или на 7,93%. Долги правительства выросли за третий квартал на 21,8% — до 23,6 млрд. долл., Нацбанка на 20,5% — до 7,1 млрд. долл., корпоративного сектора на 3,7% — до 47,6 млрд. долл. В то же время задолженность банковской системы снизилась на 1,5% — до 27,9 млрд. долл.
В этой части имеем два основных риска.
Во-первых, существенно изменились акценты в структуре задолженности по секторам экономики. Долг банковского сектора в значительной части просто замещен долгом секторов государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования.
Иными словами, удельный вес госзадолженности растет как на дрожжах, а частные долги относительно „тают“ — доллары и евро возвращаются на родину.
А еще точнее, многомиллиардная ипотечная пирамида и пирамида потребкредитования плавно перешла из разряда проблемы отдельно взятых финансовых учреждений и толстых кошельков их топменеджмента в головную боль всего государства и его налогоплательщиков.
Заурядные квартиры по 3—5 тыс. у.е. за кв. метр в Киеве (в бесценности которых нас пытались, да, впрочем, и пытаются убедить представители крупного строительного бизнеса и многих больших риелторских агентств) аукнулись 42-процентной девальвацией гривни, сокращением ВВП, падением уровня жизни всего населения, за исключением самих „виновников торжества“, и прочими „радостями“.
Во-вторых, валютные резервы страны намного меньше даже чисто государственных обязательств (тем более что и пополняются они в основном за счет кредитов МВФ и продажи облигаций).
Напомним, что количество населения России в три раза превышает число граждан нашей страны, а вот свободноконвертируемый резерв у соседей больше в 15 раз.
Украинская гривня в результате сильна только проблемами американского доллара. Лишь глобальные проблемы американской валюты позволяют Нацбанку пока что полностью контролировать ситуацию с курсовыми значениями. В течение года американский печатный станок понизил стоимость „зелени“ на 10—15% почти ко всем относительно твердым денежным единицам, и только украинская гривня вместо того, чтобы укрепиться к уровням 7—7,50 за доллар, продолжает „плавать“ возле восьмигривневой отметки, а время от времени пытается даже ее превысить.
Украинские рецепты
Еще в прошлом году на обслуживание госдолга направлялась каждая пятая гривня госбюджета, сейчас — каждая четвертая. Ситуация накаляется, и уже сравнима с греческой и ирландскими проблемами (хотя по уровню жизни населения мы помним: что для них кризис — для нас подъем).
Вот только у нашей страны нет „немецкого паровоза“, который может вытянуть из любого болота. Шоковой терапией по европейскому образцу, т.е. решением проблемы в первую очередь за счет сверхбогатых сограждан, похоже, также никто заниматься не намерен. Это греки повышают подоходный налог, замораживают рост пенсий, сокращают государственные инвестпрограммы и допускают европейских аудиторов к проверке собственной государственной отчетности.
Ирландия принимает бюджет с резким понижением социальных выплат. А кабинет министров Испании одобряет пакет жестких экономических мер, направленных на стабилизацию экономики страны: продажа государственной доли акций в лотерейном бизнесе, частичная приватизация аэропортов, сокращение пособий по безработице и строжайшая экономия на каждом бюджетном евро.
О том, что ситуация с госфинансами страны на критической грани, свидетельствует тот факт, что о проблеме „специального режима налогообложения для самых богатых“, т.е. об офшорах наконец-то заговорили на самом высоком уровне, что уже является несомненным прогрессом.
Правда, дальше разговоров дело пока что не пошло. До сих пор вместо наполнения бюджета за счет „богатых офшорных упрощенцев“ попытались взяться за упрощенцев мелких, в то время как в той же Испании „почему-то“ в срочном порядке в ноябре прошлого года провели либерализацию налогообложения именно в отношении малого бизнеса.
„Баунти“ для избранных
Можно, конечно, было бы (не столько с точки зрения финансовой выгоды, сколько исходя из показательности и примера для сограждан) хотя бы на один-два кризисных года наложить эмбарго на приобретение дорогостоящего автотранспорта для многочисленных чиновников, на ремонт помещений (исключая срочные капитальные работы в аварийных помещениях), на рост содержания аппарата госчиновников. Тогда и „маленьким украинцам“ было бы легче „затягивать пояса“.
У нас наконец-то внесены изменения в пенсионное законодательство в части, касающейся начисления пенсионного обеспечения, в десятки раз превышающего ежемесячное содержание старенькой учительницы или заслуженного врача.
И это правильно, ведь пенсия в 40—50 и более тысяч гривен по сравнению с пенсией в 900 гривен за полный стаж работы попросту аморальна, такой разрыв просто невозможен ни в одной стране цивилизованного мира.
Тем не менее введен потолок лишь для новоявленных спецпенсионеров . В то же время „страна Баунти — райского наслаждения“ для высокопоставленных спецпенсионеров, которым пенсия уже начислена, продолжает существовать.
Десятки миллиардов ежегодного дефицита Пенсионного фонда, соотношение при котором на 17 млн. работающих приходится почти 15 млн. пенсионеров да еще сохраняющиеся сверхпенсии, могут привести к краху всю пенсионную систему страны.
Чисто украинский путь
Альтернатива европейскому рецепту от кризиса у нас пока только одна — наращивание долга, возвращение которого перекладывается на будущие поколения. Но ведь запаса прочности, о котором почему-то так уверенно говорят чиновники (до 60% от ВВП), у нас попросту нет.
Риски значительного наращивания госдолга Украины
1. Высокая динамика накопления: увеличение в три раза за три года. При этом проводить системные реформы, перекрывать водопад расходной части (на содержание огромного бюрократического аппарата и др.) и наполнять доходную часть госбюджета желательно, как и в Европе, в первую очередь за счет богатых надо было еще „вчера“.
2. Пиковые нагрузки на выплату обязательств придутся именно на 2011—2012 годы. Причем в этот период будут прослеживаться месячные пики возврата долгов. Ближайший придется на сентябрь 2011 года. Если вспомнить, что „черные“ вторники и среды почему-то наиболее урожайны именно в августе, можно посоветовать внимательнее следить за курсовыми значениями и макроиндикаторами именно начиная со второй половины следующего года.
3. Банковские риски. Галопирующий рост внутренней госзадолженности происходит в основном за счет увеличения объема ОВГЗ в портфелях крупнейших банковских учреждений. Пока все играют — все нормально. В России до поры до времени тоже все играли (хотя и в гораздо больших масштабах) — и доигрались до дефолта 1998 года, когда пирамида обрушилась. Кстати, „наши“ играют именно в „короткую“. Если банкиры в одно прекрасное утро вдруг решат вывести свои деньги с рынка ОВГЗ, курс гривни может ожидать серьезные потрясения.
4. Риски внешнего кредитного недофинансирования. Европа в первую очередь будет спасать только членов ЕС (когда пожар в собственном доме, надо спасать свое имущество). Украине также попадает какая-то часть кредитов, поскольку в свое время на свою голову в страну зашел целый „отряд“ дочек европейских банков — очевидно, именно поэтому международные кредиторы так щедры к нам. Тем не менее бесконечно, годами кормить нас никто не будет.
5. Риски прямого вреда для экономики. В поисках дополнительных источников финансирования страна обратилась не только к российским банкам, которые явных дискриминирующих условий при открытии кредитной линии не ставят, но и к Китаю. А вот китайцы деньги готовы выделить по-восточному — с условиями „товарного кредита“ (т.е. оборудованием, техникой и т.п.), а также с „бесплатным приложением“ в виде трудолюбивой китайской рабочей силы.
6. Инфляционные риски практически неизбежны. Зарплата просто не успевает за ростом цен, что моментально сказывается на покупательской способности. Что касается реальных уровней роста цен, то не обязательно читать сводки Госкомстата — достаточно просто один раз сходить в ближайший магазин и все увидеть своими глазами.
7. Риски нерационального использования полученных кредитов. „Проедание“ вместо инноваций и развития — это, кажется, уже хроническая чисто национальная болезнь, и последствия, скорее всего, будут очень серьезными — радикальное „затягивание поясов“.
В какой-то момент хронический дефицит бюджета, проблемы „Нафтогаза“ и Пенсионного фонда, которые и служат питательной основой для стремительного увеличения государственного долга Украины, могут привести к увеличению ставок по займам. Тогда рефинансирование обязательств станет весьма затруднительным. Если же на все это вдруг наложится неблагоприятная конъюнктура внешних рынков, наша страна, зацикленная в основном на экспорте металла и в значительно меньшей мере сельхозпродукции, может оказаться неплатежеспособной.
Если структурные реформы в экономике будут подменяться точечными ударами то по мелкому бизнесу (с которого много при всем желании не возьмешь), то по простым пенсионерам (через рост цен на продукты и товары первой необходимости и перманентное повышение тарифов), Украина останется зависимой от внешних рынков и внешнего финансирования, т.е. на кредитной игле.
Это значит, что угроза дефолта, от которого осенью 2008-го мы стояли в одном лишь шаге, до конца все еще не нивелирована. И одним отскоком (относительно высоким темпом прироста) ВВП дело не поправить. Рост валового продукта в прошлом году обеспечивался в первую очередь низкой сравнительной базой и улучшением мировой экономической обстановки. Текущий год, скорее всего, будет более трудным.
А накопленные долги являются критическими и опасными. Не столько по размеру, сколько по динамике и способу использования заемных денег. Госдолг не может не разрастаться семимильными шагами пока существует значительный дефицит бюджета.
Проблема же дефицитов не будет решена до тех пор, покуда существуют, в частности, „офшорная упрощенка“ для богатых, аморальные спецпенсии и 300-тысячная армия госслужащих с зарплатным фондом в
8,6 млрд. грн., выросшим за последние годы на 30% (с „потолком“ зарплаты для определенных категорий в 14 тысяч гривен ежемесячно) и прочими благами на достаточно пригретых местах, которые оплачиваются за счет долларов и евро, взятых взаймы у международных кредиторов и ежемесячно увеличивающие долговое бремя на каждого гражданина страны.
Wall Street предупреждает
И в заключение небольшая зарисовка из недавней командировки во Львовскую область.
По одной из трасс международного значения, соединяющей Республику Польшу со Львовом (одним из „городов-хозяев“ будущего спортивного турнира Евро-2012) в сумеречное время суток ехать автомобилем на многих участках дороги можно со скоростью, не превышающей 30—35 км в час. Внушительные выбоины и по краям проезжей части, и по самому ее центру создают немалую опасность как для самого транспортного средства, так и для его водителя и пассажиров. Автомобилисты выполняют на шоссе приемы слалома, выезжают на встречную и мысленно подсчитывают затраты на ремонт авто. Правда, сейчас на помощь пришел снег, запломбировав выбоины.
Ответ на вопросы, почему у нас такие дороги, почему инвестиции к нам идут с такой же скоростью, как двигаются автомобили на полуразбитых трассах, почему одни с ужасом наблюдают за ростом цен, а другие получают роскошное пенсионное содержание, которое и не снилось ни одному европейскому чиновнику, скорее всего, лежит в одной плоскости.
Как сообщает The Washington Post, согласно ежегодному докладу международной неправительственной организации Freedom House („О состоянии свободы в мире“ — Freedom in the World 2011), в нынешнем году в категорию „частично свободных“ перешли две бывшие свободные страны — Мексика и Украина.
Организация Freedom House публикует отчеты с 1973 года, анализируя политические и гражданские свободы по многим критериям, среди которых состояние свободы слова, развитие институтов гражданского общества, независимость судов, уровень коррупции и др.
По итогам еще одного международного рейтинга экономической свободы 2011 года, Украина оказалась в одной компании с такими странами, как Узбекистан, Ангола, Эквадор, Лесото и др. Эта группа названа „странами с несвободной, репрессивной экономикой“. Примечательно, что другие страны СНГ — Россия, Азербайджан, Молдова, Таджикистан, Беларусь — располагаются в рейтинге значительно выше. Индекс экономической свободы — показатель, который ежегодно рассчитывается газетой Wall Street Journal и исследовательским центром Heritage Foundation по большинству стран мира. Анализ экономической свободы проводится с 1995 года.
Индекс (всего в списке 179 стран) рассчитывается по следующим показателям: свобода бизнеса, свобода торговли, налоговая свобода, свобода от вмешательства правительства, денежная свобода, свобода инвестиций, финансовая свобода, защита прав собственности, свобода от коррупции, свобода трудовых отношений.
Heritage указывает, в частности, на политическую нестабильность в Украине, высокие бюджетные расходы, активное вмешательство государства в бизнес, рейдерство, непрозрачность законодательства.
Позиция Украины — самая низкая среди европейских стран. Позади лишь Чад, Коморские острова, Конго, Туркменистан, Тимор-Лешти, Иран, Демократическая Республика Конго, Ливия, Бирма, Венесуэла, Эритрея, Куба, Зимбабве и Северная Корея.
***
А ведь формула успеха достаточно проста. Крепкий средний класс плюс внешние инвестиции, и через пару-тройку лет все дисбалансы были бы устранены.
На деле же получается, что прошлый год принес оптимистические финансовые результаты лишь некоторым предприятиям экспортного сектора, а остатки так называемого среднего класса вынуждены были отстаивать свои права, свои надежды на «налоговом майдане».
Внешние инвестиции даже с учетом почти родственного Кипра (кстати, лидера по объему вложений) были просто мизерными. А иначе и быть не могло. Ведь для мощного притока инвестиций, для доверия инвесторов необходимы в первую очередь три составляющие: соответствующая законодательная база, европейское поведение чиновников и адекватная судебная система.