3 сентября на заседании Национального совета реформ министр финансов Наталья Яресько представила свой вариант будущей налоговой реформы. Специалисты Минфина предлагают установить налог на доходы физических лиц, размер единого социального взноса, НДС и налог на прибыль на уровне 20%. Это концепцию уже назвали «все по 20». Наталья Яресько, комментируя вариант налоговой реформы от подчиненного ей ведомства, заявила, что главная задача изменений — упростить ведение бизнеса и уменьшить налоговую нагрузку на предпринимателей. В целом, говорится в презентации, такая налоговая политика приведет к потере платежей в бюджет на сумму 23 млрд грн, но значительно улучшит инвестиционный климат в стране, что для нас сейчас крайне важно. Однако результатом очередного перекраивания налогов станет существенное урезание упрощенной системы налогообложения. Дальнейшая судьба единого налога не может не волновать многотысячную армию мелких и средних предпринимателей, для которых данная система налогообложения и была изначально создана.
В Минфине предлагают практически отменить упрощенную систему налогообложения, оставив ее только для физических лиц. Да и физическим лицам — предпринимателям чиновники приготовили неприятные сюрпризы. Планируется, что первая группа налогоплательщиков будет переименована в «группу А». Кроме имени в ней ничего менять не будут, в группе останутся бизнесмены с годовым оборотом менее 300 тыс. грн. Вторая и третья группа плательщиков налогов по упрощенной системе сливаются в «группу Б». В ней имеют право находиться предприниматели, чей годовой оборот не превышает 2 млн грн, к ним будет применяться налоговая ставка в размере 20% от разницы между доходами и расходами. В четвертой группе «упрощенцев» остаются только фермеры, и если раньше их право платить налоги по упрощенной схеме не зависело от годового оборота, то теперь им также установили потолок в 2 млн грн. Жаркие дебаты по предлагаемой новой концепции налоговых отношений в стране, по всей видимости, еще впереди, но то, что малый и средний бизнес в результате нововведений окажется глубоко ущемленной стороной, — почти не вызывает сомнений.
Малый бизнес в Украине, к сожалению, так и не стал локомотивом отечественной экономики. К категории мелких и средних предпринимателей сегодня относят более 90% предприятий и компаний, зарегистрированных в Украине. Но реальный вклад этого бизнеса в ВВП страны, по оценкам экспертов, — менее 15%. Несмотря на количественный рост украинского малого бизнеса, начиная с 2000 года его доля в ВВП и в формировании бюджета страны неуклонно снижается. При этом в Европейском Союзе, куда мы так отчаянно стремимся, мелкий бизнес — основа экономики. Например, в Дании субъекты малого бизнеса создают 80% национального продукта, в Италии — 60%. Общий вклад предприятий малого бизнеса в экономику Западной Европы оценивают в 63—67%.
Впрочем, главное даже не в этом. Европа сознательно избрала малый бизнес двигателем своей экономики, прежде всего, из-за его способности гибко адаптироваться к изменяющимся условиям. Крупные транснациональные компании, которые, разумеется, также играют важную роль в благополучии ЕС, работают на массового среднестатистического покупателя, малый же бизнес заполняет пробелы, продавая именно ту продукцию и услуги, производство которых большим игрокам невыгодно. При этом малый бизнес работает в среде жесткой конкуренции, в постоянной борьбе за выживание, внедряя новейшие технологии и продукты. Большинство мелких бизнесов через год-два исчезают с рынка. Выжившие приносят наибольшую пользу обществу, а при удачно выбранной стратегии — переходят в высшую категорию. Малый бизнес обеспечивает стране ту экономику, в которой она нуждается, но именно малый бизнес является наиболее легко уязвимым и требует защиты со стороны государства. Там, где это понимают, — с экономикой все в порядке.
Взаимоотношения бизнеса и фискальной службы по определению не могут быть безоблачными. Однако в условиях отсутствия устоявшихся правил и традиций их взаимодействия, а также бедности Украины они приобретают особенную жесткость, заставляя предпринимателей выходить на митинги и акции протеста просто ради спасения своего бизнеса от произвола фискалов.
Именно упрощенная система налогообложения малого бизнеса (единый налог) стала наиболее существенным и удачным компромиссом, достигнутым между фискальными органами государства и малым бизнесом за все годы независимости Украины. По сути, он стал тем общественным договором между мелкими предпринимателями и государством, который позволил бизнесу и украинской экономике хоть как-то развиваться. Единый налог возник в 1999 г. по инициативе Александры Кужель (на то время — главы Государственного комитета Украины по вопросам развития предпринимательства) и с одобрения Леонида Кучмы. С тех пор сотни тысяч мелких предпринимателей смогли работать честно и спать спокойно, поскольку отпала необходимость пользоваться услугами обналичивающих центров, содержать бухгалтера, обращаться к юристам и идти под крышу силовиков. По сути мелкий бизнес освободился от террора десятков видов проверяющих, основная задача которых была найти нарушения и выбить из предпринимателя деньги. Экономисты уверены, что именно упрощенная система позволила мелкому бизнесу развиваться рекордными темпами, спасла Украину от затяжной стагнации и привела к росту ее экономики на рубеже тысячелетий.
Большинство мелких и средних предпринимателей выбрало единый налог. Решающим аргументом в пользу упрощенной системы налогообложения, как правило, становится право не платить множество налогов и сборов и простота отчетности, позволяющая не нанимать бухгалтера. Поэтому если сегодня правительству не удастся найти общий язык с бизнесом, и госчиновники пойдут по пути спускания сверху налоговых реформ, серьезно меняющих правила упрощенной системы налогообложения, то остановить дальнейшее падение экономики в нынешних условиях будет уже практически невозможно.
У государственных чиновников своя логика. Заместитель министра финансов Елена Макеева как-то заявила: «Упрощенная система налогообложения в сегодняшнем виде себя исчерпала. Сколько раз ее уже меняли — то шесть групп, то четыре, то три, а поступления в бюджет снижаются и снижаются. При том, что количество зарегистрированных предпринимателей только растет. Это говорит о регрессивности самой системы. Ее используют, чтобы сэкономить на уплате социального взноса и не платить налог на прибыль… И для совсем мелкого бизнеса «упрощенка» тоже неудобна», — уверена Макеева.
Сейчас по упрощенной схеме действительно работают не только те, для кого она разрабатывалась. Например, розничные сети на упрощенной системе держат своих кассиров и в результате недоплачивают государству серьезные суммы налогов. Масса нарушений и злоупотреблений единым налогом и в других сферах. В целом все согласны с тем, что нужно пересмотреть упрощенную систему налогообложения, чтобы ее не использовали для налоговой оптимизации. Большинство рядовых предпринимателей и экспертов уверены, что можно и даже нужно сократить перечень тех, кто может пользоваться упрощенной системой, поскольку действительно есть нечестные бизнесмены, которые таким образом уходят от налогов. Но новые предложения Минфина, разработанные без серьезных согласований с самими предпринимателями, способны нанести очень серьезный удар по малому бизнесу: Сегодня речь идет практически о полной отмене упрощенной системы. Предполагается оставить ее только для самого мелкого «микробизнеса». Озвученные министром финансов цифры в
300 тыс. грн (менее 14 тыс. долл.) оборота в год в свете трехкратной девальвации гривни выглядит даже смешно. Столь микроскопического бизнеса в Украине практически уже нет. А ведь, по большому счету, единый налог в привычном виде предлагается оставить только для группы «А» — для предпринимателей именно с такими мизерными оборотами бизнеса. Группу «Б» с не менее скромными оборотами до 2 млн грн предполагается облагать налогом по ставке в 20% от прибыли, что уже по определению не может считаться единым налогом. При этом госпожа Яресько пытается представить свои налоговые новации торжеством справедливости. На заседании Нацсовета реформ на продемонстрированных в ходе обсуждения налоговой реформы примерах министр финансов показала, что новая система, с ее точки зрения, выравнивает справедливость налогообложения наемных работников и самозанятых. «Предприниматель-физлицо, которое зарабатывает более
2 млн грн — это уже не малый бизнес», — заявила чиновник на вопросы журналистов по поводу выбора цифр для определения группы. Создается впечатление, что государственные чиновники в Минфине либо путают обороты бизнеса с «заработком» предпринимателя, либо уж очень сильно оторвались от реальности.
Впрочем, главные опасения у бизнеса вызывает даже не размер налогового бремени, а возможные изменения в порядке и правилах составления налоговой и бухгалтерской отчетности. В случае потери статуса плательщика единого налога, в том числе и в случае попадания в группу «Б», предпринимателям придется либо заключить договор с бухгалтерской фирмой, либо нанять бухгалтера, хотя бы по совместительству. Придется также купить программное бухгалтерское обеспечение для отчетов — сегодня самая простая программа обойдется в 1500 грн плюс 400 грн обслуживания в месяц. Ну и сам учет у них сильно изменится, налоги вырастут. В условиях войны и глубокого экономического кризиса осложнение ведения бизнеса лишит многих предпринимателей даже тех скромных заработков, которые они имеют сегодня. Оплачивать услуги бухгалтера или юриста большинство предпринимателей просто не смогут. Немаловажно и то, что мелкий бизнес опять будет втянут в пучину коррупционных проверок, поборов и «крышеваний». Ведь теперь налоговики опять смогут в любой момент поставить под сомнение любую цифру доходов или расходов, да и суммы оборотов. Многие предприниматели просто психологически не выдержат и закроются.
Нет никаких сомнений, что главные споры и внутри правительства и в возможных переговорах с бизнесом и народными депутатами будут вокруг конкретных цифр, определяющих «величину бизнеса» и, соответственно, количество предпринимателей, остающихся на едином налоге. В любом случае нас, похоже, ожидают горячие баталии, акции протестов и многочисленные разорения предпринимателей, не вписывающихся в реформу, предлагаемую Министерством финансов. Может госчиновникам, помимо обрезания не нравящейся им системы, стоит учитывать опыт европейских стран и в других аспектах налоговой реформы в Украине. Например, если максимально упростить систему налогов и порядок отчетности, то, возможно, даже мелкий бизнес сможет платить по общей системе.