В ноябре Государственный комитет лесного хозяйства вывел на рынок Украинскую специализированную лесную биржу — монополиста по продаже необработанной древесины. Появление нового оператора накануне отчета Украины перед GRECO о соблюдении Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию сразу привлекло к себе внимание.

На войне как на войне

Министру юстиции Александру Лавриновичу, представлявшему 30 ноября отчет о состоянии выполнения антикоррупционных рекомендаций GRECO, не позавидуешь. Ключевые законопроекты, призванные запустить механизм борьбы с коррупцией, были благополучно провалены в парламенте. В результате “антикоррупционный пакет” не вступил в силу, хотя формально украинская сторона прикрылась “доработкой с учетом замечаний экспертов GRECO*”. В то же время мировые экономические СМИ в своих публикациях обратили внимание не на котировки акций украинских компаний на мировых биржах, а на ситуацию с биржами в самой Украине. И так не вовремя Государственный комитет лесного хозяйства, возглавляемый Николаем Шершуном, затеял вывести на рынок нового монополиста-оператора по продаже необработанной древесины — Украинскую специализированную лесную биржу!

*GRECO — Группа европейских стран, объединенных борьбой с коррупцией. В GRECO входит 46 членов: 45 европейских государств и США.

Подобной самостоятельности от Николая Харитоновича не ожидали, но реакция украинского бизнес-сообщества была молниеносной. Влиятельная ассоциация “Союз бирж Украины”, объединяющая более тридцати бирж, обратилась к президенту Януковичу, премьер-министру Азарову и Генеральному прокурору Пшонке с заявлением, что появление подобной структуры — нарушение не только антимонопольного и антикоррупционного законодательства, но и ст. 42 Конституции**.

**Статья 42 Конституции Украины “Каждый имеет право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом.

Предпринимательская деятельность депутатов, должностных и служебных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления ограничивается законом.

Государство обеспечивает защиту конкуренции в предпринимательской деятельности. Не допускаются злоупотребление монопольным положением на рынке, неправомерное ограничение конкуренции и недобросовестная конкуренция. Виды и пределы монополии определяются законом.

Государство защищает права потребителей, осуществляет контроль за качеством и безопасностью продукции и всех видов услуг и работ, содействует деятельности общественных организаций потребителей”.

Первым ответил заместитель руководителя фракции ПР в Верховной Раде Михаил Чечетов:

— Ни президент, ни Кабинет Министров к этой ситуации не имеют никакого отношения. Тем более накануне поездки министра юстиции Александра Лавриновича в Страсбург.

— Такие решения самостоятельно не принимаются. Вы хотите сказать, что Януковича подставили? — поинтересовалась я.

— Ну не может президент нарушать Конституцию, поскольку он ее гарант. А от этого отчета зависят перспективы получения инвестиций. Значит, и правительству такие сюрпризы не нужны.

Лес продают — портфели летят

Впервые в “лесном вопросе” репутация Виктора Януковича оказалась под ударом в его бытность премьером — в октябре 2006 г. Напомню, в то время как Виктор Федорович уверял в Женеве мировое сообщество в готовности Украины вступить в ВТО, Виктор Сивец, занимавший пост председателя Госкомитета лесного хозяйства Украины, предпринял первую попытку организовать торги по продаже необработанной древесины на одной столичной бирже, превратив ее в монополиста.

Справедливости ради стоит отметить, что это решение было не единоличным, а согласовано с министром охраны окружающей среды Василием Джарты, а также министрами экономики Владимиром Макухой, промышленной политики — Анатолием Головко и председателем Госкомитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Андреем Дашкевичем.

Создание за спиной у Виктора Федоровича биржи-монополиста, да еще и в такой деликатной сфере, как продажа необработанной древесины, тут же вызвало вопросы у членов ВТО. Обещания Януковича разобраться в ситуации прозвучали неубедительно. Тогда возникшую проблему решили быстро, но “по-тихому”: без вмешательства Генеральной прокуратуры, Антимонопольного комитета и, главное, без отставок “по горячим следам”. Кабмин решение Госкомлесхоза отменил как “коррупционно мотивированное”.

Кроме того, премьер Янукович дал отдельное поручение № 54936/-/1-06 от 29.12.2006 г. создать рабочую группу по вопросам усовершенствования порядка продажи необработанной древесины. Результатом коллегиальной работы стал приказ №42 “Щодо вдосконалення механізмів продажу необробленої деревини”, утвержденный Госкомлесхозом 19.02.2007 г. и зарегистрированный под №164/13431 в Минюсте 26.02.2007 г.

Революционными пунктами этого приказа являются такие до сих пор действующие обязательные условия, как “реализация древесины на товарных биржах, находящихся в областных центрах и имеющих безупречную репутацию в течение пяти лет”.

Ну а когда 5 февраля 2007 г. наша страна вступила в ВТО, через десять дней Андрей Дашкевич был отправлен в отставку. Виктор Сивец также долго в должности главы Госкомлесхоза не задержался: после попытки создать биржу-монополиста начальники нескольких областных управлений лесного хозяйства публично обвинили его в коррупции, связанной с продажей древесины на Запад через созданные в Чехии коммерческие структуры.

В Кабмине, где Сивцу приписывали патронат вице-премьера Андрея Клюева, руководителей обллесхозов долго никто не слышал. Точку в этом вопросе поставил президент Виктор Ющенко, после того как в августе 2007 г. в Херсонской обл. сгорели 5 тыс. га леса. И хотя руководителю Госкомлеса за эти пожарища даже не вынесли выговора, его сняли, после того как глава обладминистрации Борис Силенков обратил внимание, что горит главным образом промышленный лес, — и версия о поджоге стала ведущей.

Министры, поторопившиеся поставить свои автографы на “коррупционно мотивированном решении”, досидели в своих креслах до отставки Кабинета Януковича, но продавать древесину на региональных биржах больше не мешали.

Во время кризиса Кабинет Тимошенко был так рад постоянно возрастающим отчислениям в бюджет от реализации необработанной древесины, что никаких революционных мер в системе проведения торгов принимать не стал. А результаты впечатляют: в 2009 г., далеко не лучшем для деревоперерабатывающей и мебельной промышленности, доход превысил 500 млн. грн.

Когда после выборов в феврале 2010 г. власть и оппозиция в очередной раз поменялись местами, никаких претензий к организаторам торгов ни государственные лесные хозяйства, ни Госкомлесхоз не предъявляли.

Банковую бояться — древесиной не торговать

В период подготовки к проведению аукционов по продаже необработанной древесины на первый квартал 2011 г. Виктора Януковича, как заявил Михаил Чечетов, решили подставить в “лесном вопросе” второй раз. И обратите внимание: опять накануне важных международных встреч — аккурат перед саммитом Украина—ЕС 22 ноября и отчета Украины перед GRECO о соблюдении Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, назначенного на 30 ноября.

Схема была проста. 9 ноября, воспользовавшись принципом “единого окна”, в Киеве была зарегистрирована новая товарная биржа — Украинская специализированная лесная биржа (УСЛБ) (код ЄДРПОУ 37371711) с уставным фондом в размере 1 тыс. грн. Уже по названию понятно, что новоиспеченная структура автоматически становится монополистом на рынке продажи леса. Учредителями стали ТОВ “ВЕЛ-ТУР” (код ЄДРПОУ 34213812) и ООО “Укрінвестенергоконсалт” (код ЄДРПОУ 37269187).

Обе фирмы не имели ранее никакого отношения ни к лесной промышленности, ни к организации и проведению торгов. Более того, на официальном портале Государственной налоговой администрации Украины указано, что “Укрінвестенергоконсалт” с 25 апреля 2008 г. лишена свидетельства плательщика НДС и разыскивается налоговой администрацией. Директором этой структуры является Александр Кость.

За комментариями “2000” обратились к генеральному директору ассоциации “Союза бирж Украины” Борису Беренштейну. Вот что он сказал:

— Мы всегда рады появлению новых бирж, которые составят конкуренцию действующим. Но все должно происходить в рамках действующего законодательства. Такая структура, как Украинская специализированная лесная биржа, не должна в принципе появиться на свет.

Все биржи, занимающиеся продажей сырья, в обязательном порядке обязаны заключать договор с Фондом госимущества или Министерством аграрной политики. Просмотрев график конкурсов, которые проводили и ФГИ, и Минагропром, удалось выяснить, что новоиспеченная Украинская специализированная лесная биржа ну никак не могла в них принимать участия. Последний конкурс состоялся в октябре, а УСЛБ зарегистрирована 9 ноября. Кроме того, древесиной могут заниматься биржи, проработавшие пять лет и зарегистрированные в регионах.

Генеральная прокуратура на наше обращение отреагировала молниеносно: начальник отдела защиты финансово-экономических интересов государства Сергей Корявый сообщил, что “проверка данных фактов взята на контроль”.

Казалось, Госкомолесхоз в лице его нынешнего руководителя Николая Шершуна, прекрасно знавшего историю 2006 г., должен был бы первым отреагировать на появление подобной монопольной структуры, собирающейся реализовывать госсобственность. Но руководство комитета без всякого обоснования определило Украинскую специализированную лесную биржу единственным оператором и заключило договор об организации продажи необработанной древесины на первый квартал будущего года. Темпы наладившегося сотрудничества просто шокирующие. Уже 19 ноября, через десять дней после регистрации новой биржи, на официальном портале Госкомлесхоза был обнародован график проведения торгов на первый квартал 2011 г.

— Еще и месяца не прошло с момента регистрации новой биржи, а уже около 70% областных управлений лесных хозяйств под давлением регулятора заключили договоры о реализации древесины, — подтвердил информацию “2000” Игорь Кучеренко, директор Украинской универсальной биржи (Полтава).

Почему обычно аккуратный Николай Шершун позволил себе столь жесткий прессинг на подконтрольные ему лесные хозяйства? На должность главы столь почетного комитета Шершуна назначили по квоте Блока Владимира Литвина, а формальным работодателем Николая Харитоновича является Кабинет Министров. Значит, лоббистов инициативы вывести на рынок продажи древесины оператора-монополиста надо искать где-то на ул. Грушевского.

Честно говоря, впервые в моей журналистской практике руководство Госкомитета отказывается от полагающихся ему по закону денег. Ведь при существующей системе вырученные от реализации средства напрямую шли Госкомлесхозу и в местные бюджеты.

Только 26 ноября, в день проведения пресс-конференции, организованной членами “Союза бирж Украины”, на портале РБК появился пресс-релиз, в котором был указан адрес свежеиспеченного монополиста: ул. Бережанская, 4. По этому адресу в “офисном муравейнике” обнаружить биржу не удалось. По указанному телефону 240-4411 никто не отвечал в течение нескольких дней. Ради интереса пришлось звонить в Черкассы Руслану Булаху — главе Ассоциации бирж Центральных областей Украины:

— Руслан, а вы обнаружили региональное представительство Украинской специализированной лесной биржи в Черкассах?

— Нет, зато нашел офис одного из учредителей.

Новая биржа весьма странно начала свою коммерческую деятельность. 19 ноября на портале Госкомлесхоза были обнародованы условия продажи, от которых покупатели — члены Ассоциации деревопереработчиков и производителей мебели — также изъявили желание обратиться в Кабмин, Администрацию Президента и Генеральную прокуратуру с просьбой вмешаться в ситуацию. Если раньше размер среднего лота в денежном эквиваленте составлял до сотни тысяч гривен, то теперь он увеличен до шести миллионов. Нетрудно догадаться, что это делает невозможным приобретение необработанной древесины представителями малого и среднего бизнеса.

Глава подкомитета ВР по вопросам отслеживания влияния законопроектов на показатели бюджета Владимир Бондаренко заявил:

— Никому такие безумные объемы древесины в Украине не нужны. Главное — заявить огромные лоты, чтобы обеспечить хоть какое-то документальное прикрытие предстоящей сплошной вырубки леса. Монополизация внутреннего рынка необходима исключительно для вывоза древесины за границу. Лес — сырьевой товар, который очень чувствителен к мировой конъюнктуре. И на мировых рынках украинская древесина может вполне успешно конкурировать, поскольку ее качество соответствует мировым стандартам, а стоит значительно дешевле. От продажи древесины за рубеж в бюджет страны поступают копейки.

До последнего оставались в неведении покупатели и по поводу графика предстоящих торгов. Законом “О биржах...” предусмотрена обязательная публикация за десять дней до торгов информации о предстоящих продажах в центральных газетах — “Голос Украины” и “Урядовый курьер”.

Однако точечные информационные сообщения удалось найти только в нескольких районных изданиях и на порталах Госкомлесхоза и РБК, датированные 25 и 26 ноября. График напоминает автопробег. Судите сами: 30 ноября — Кировоград, 7 декабря — Чернигов, 8 декабря — Киев, 9 декабря — Житомир, 10 декабря — Винница, 13 декабря — Хмельницкий, 14 декабря — Тернополь, 15 декабря — Ровно, 16 декабря — Луцк, 17 декабря — Львов.

Еще больше внес смуты в этот вопрос сам директор новоиспеченной структуры господин Кость, сообщивший в газете “Дело”, что первые “боевые” торги в электронном режиме планируется провести во... втором полугодии 2011 г. Неужели директор биржи не знал, что у него торги?

Да и продавцы из обллесхозов, заключившие договоры, отчего-то не в восторге от открывающихся перспектив: в Черкасском, Днепропетровском, Киевском областных управлениях лесного и охотничьего хозяйства мне так и не смогли внятно ответить, почему решили работать с УСЛБ.

Чем дальше в лес, тем больше политики

Председатель Комитета ВР по вопросам экологической политики, природоиспользования и ликвидации последствий Чернобыльской аварии Анатолий Семинога прокомментировал ситуацию так:

— Согласно закону “О собственности” леса, как и все другие природные ресурсы, де-юре принадлежат народу Украины. Впрочем, Лесной кодекс расплывчатое понятие “народ” конкретизирует: леса являются собственностью государства. А дальше — выстраивается целая пирамида, поскольку сегодня над лесами нет единого хозяина. Они распределены между несколькими министерствами и комитетами, среди которых — обороны, транспорта, аграрной политики... А на местном уровне ситуацию держат под жестким контролем губернаторы и начальники двух управлений: лесного хозяйства и охраны окружающей среды. Поэтому создание оператора-монополиста на рынке продажи необработанной древесины выгодно не столько государству, сколько чиновникам-бизнесменам, чьи интересы связаны с этим сегментом экономики.

— Здесь личное выше государственных интересов, — резюмировал нардеп.

Очередная попытка создать монопольную биржу по продаже древесины каким-то поразительным образом совпала с появлением во власти все тех же лиц.

Бывший руководитель Госкомлесхоза Виктор Сивец ныне заместитель главы КГГА. По документам оба учредителя Украинской специализированной лесной биржи зарегистрированы в Шевченковском и Печерском районах столицы. Бывший министр охраны окружающей среды Василий Джарты теперь председатель Совета Министров АРК, экс-министр экономики Владимир Макуха — заместитель министра топлива и энергетики. В активном запасе из всех фигурантов находятся Анатолий Головко и Андрей Дашкевич. Ну и нельзя не вспомнить о первом вице-премьере Андрее Клюеве.

— Эта биржа долго не просуществует, мы уже это проходили, когда несколько лет назад пытались открыть подобного рода структуру в Закарпатье. Я даже скажу вам больше — это все закончится очередным коррупционным скандалом. Я знаю главу Госкомлесхоза Николая Шершуна очень много лет, и, поверьте мне, чтобы на такого человека давить, надо быть не министром. Этот человек должен иметь пост не ниже вице-премьера, — разоткровенничался Владимир Бондаренко.

Отважные герои всегда идут в обход

Все попытки прояснить ситуацию у самих вице-премьеров может вызвать разве что улыбку.

— Я лесом не занимаюсь, меня сейчас интересует больше футбол. Но у нас леса не так много, чтобы им бездарно торговать. Пусть лучше продают мебель, а не необработанную древесину, — отрезал в Кабмине Борис Колесников.

— Понятия не имею, о чем вы спрашиваете, — заявил Андрей Клюев.

А вот премьер-министр Николай Азаров на мой вопрос отнекиваться не стал: о фактах, изложенных в письме ассоциации “Союза бирж Украины” наслышан, они внимательно рассматриваются. Гарант пока хранит молчание.

Есть в этой истории еще одна весьма влиятельная политическая сила, не согласная с появлением подобного рода столичных структур-монополистов. Это губернаторы. Если Украинская специализированная лесная биржа наберет обороты, то местные бюджеты потеряют миллионы гривен, поскольку все налоговые отчисления будут направляться в Киев — по месту регистрации УСЛБ. А представители президента в Западной Украине не скрывают, что тотальная вырубка леса грозит региону наводнениями, селями и следующими за ними экологическими проблемами. И тогда заложниками жадности нескольких человек станут миллионы украинцев.

Эта история вскрыла слабую сторону и такого бизнес-инструмента, как принцип “единого окна”. У нас отсутствует механизм проверки финансовой чистоплотности граждан, желающих заниматься коммерческой деятельностью. В результате учредителем биржи-монополиста стала структура с уже подмоченной репутацией в делах, связанных с налогообложением. А значит, у сторонников жестких методов может появиться еще один козырь для усиления контроля над предпринимателями.

Кроме того, на Печерских холмах прекрасно осознают: с этой ситуацией придется разбираться, поскольку без обеспечения прозрачности рыночных отношений, обещанных Януковичем на саммите Украина— ЕС, не видать нам иностранных инвестиций как своих ушей.

Когда верстался номер, УСЛБ распространила заявление о результатах торгов в Кировограде 30 ноября: “По итогам аукциона продано 99,37% выставленных на продажу лотов. Для сравнения, на аукционах по продаже необработанной древесины заготовки IV квартала 2010 г. продано около 51% выставленных лотов, что считалось ранее хорошим показателем. Высокий процент реализации выставленных на торги лотов позволяет говорить о заинтересованности участников в продолжении практики торговли необработанной древесиной на УСЛБ”.