Олигархическая карта Украины начала меняться. Пока это явление не привлекает особого внимания изза столкновений на востоке страны. Но окончание военного конфликта может стать катализатором событий, в результате которых в историю могут уйти сразу две крупнейшие империи.
Король вечного сна
Смена власти в стране всегда становилась поводом к перераспределению сфер влияния между бизнесменами. Например, в 2004 году, после завершения президентской каденции Леонида Кучмы, развалилась группа «Славутич» Виктора Медведчука и Григория Суркиса. В 2010 году, когда ушел Виктор Ющенко, распалась империя «Бринкфорд» Давида Жвании и Николая Мартыненко. Основываясь на этом опыте, многие сейчас пророчат аналогичную участь империям, ассоциируемым с опальным Виктором Януковичем: Group DF Дмитрия Фирташа и СКМ Рината Ахметова.
Особой уверенности авторам прогноза придает то, что на активы обоих олигархов уже есть претендент. Речь об Игоре Коломойском, который недавно открыто заявил о необходимости провести национализацию имущества, приватизированного с нарушением законодательства в 2011–2014 годах. Основатель «Привата» даже перечислил активы, которые он считает необходимым отобрать. «Не могут, а должны вернуться в госсобственность: «Укртелеком», «Запад-энерго», «Днепрэнерго», «Днепроблэнерго», облгазы, ЗТМК, «Сумыхимпром», — сказал бизнесмен.
Впрочем, на сей раз речь не пойдет о банальном переходе активов из одной группы в другую. Рынку стоит готовиться к глобальной смене фаворитов, среди которых имя Игоря Коломойского будет занимать отнюдь не первое место.
Даже если энергокомпании не будут возвращены в госсобственность, смена их владельца неизбежна. Дело в том, что фундамент группы «ДТЭК» — теплоэнергогенерирующие предприятия — оказались на грани остановки из-за дефицита угля. Оптимисты считают проблему временной: мол, после окончательного утверждения линии разграничения между Украиной и захваченной территорией поставки угля возобновятся. Эту точку зрения до недавнего времени разделяли и в Минэнерго. Но чуть позже ставка на топливо из Донбасса была отозвана.
25 ноября Минэнерго издало приказ №841, которым официально распорядилось остановить финансово-хозяйственную деятельность подчиненных ему предприятий в зоне АТО. При этом было решено в случае абсолютного отсутствия угля переводить тепловые электростанции на сжигание импортного газа. В таком случае цена производимой электроэнергии будет запредельной, но главное для страны сейчас — пережить отопительный сезон, после чего ситуация кардинальным образом изменится.
Речь о том, что по инициативе Кабмина отечественные научно-исследовательские институты уже прорабатывают вопрос о реконструкции ТЭС, после которой их блоки смогут отказаться от углей дефицитных марок (антрацитовой группы и тощих) в пользу доступных углей газовой группы. После того как эта работа будет выполнена, вопрос с дефицитом сырья для украинских ТЭС и ТЭЦ будет решен. Но это отнюдь не гарантирует сохранение суверенности энергетическому крылу СКМ.
Скорее наоборот: к экспорту профицитного черного золота газовой группы (например, из Польши) наверняка будут допущены приближенные к власти бизнесмены, среди которых Ахметов точно не значится. И дело даже не в том, что в таких условиях Ринат Леонидович станет зависеть от внешних поставок, а стало быть превратится в идеальную мишень для поглощения. Главное, что таким образом из топливно-энергетической вертикали, которую донецкий олигарх выстраивал годами, будет изъята ее самая рентабельная (сырьевая) часть. А это резко повысит актуальность темы продажи ДТЭК ее нынешним владельцем. Или как минимум — ее отдельных активов.
На краю
Если в империи Рината Ахметова корпоративные перемены только ожидаются, то Group DF Дмитрия Фирташа уже находится в процессе активного полураспада. Старт этому был дан несколько месяцев назад, когда Кабмин отказался пролонгировать договор аренды Вольногорского и Иршанского комбинатов с ЧАО «Крымский Титан» Фирташа.
Но главные проблемы у Дмитрия Васильевича в других нишах бизнеса. Например, четыре химических завода Group DF находятся на грани полного краха. Принято считать, что инициатором этого процесса является премьер-министр Арсений Яценюк. Чиновник действительно приложил к этому руку. Достаточно вспомнить распоряжение Кабмина от 1 октября, которым предприятиямпроизводителям минеральных удобрений запрещается использовать газ украинской добычи, а также газ из подземных хранилищ до окончания осенне-зимнего периода. Но ключевая проблема Фирташа не в плохих отношениях с властью, а в экономике его предприятий. Точнее, в ее отсутствии: когда Дмитрий Васильевич скупал химзаводы, он опирался на партнерские отношения с «Газпромом», гарантировавшие предприятиям сырьевое обеспечение. Так, по данным Reuters, Фирташ приобретал газ по $249/1 тыс. м3, в то время как НАК «Нафтогаз Украины» закупал его по $412. Теперь же предприятия Фирташа поставлены в равные условия со всеми остальными: им ничего не мешает самостоятельно закупать голубое топливо по прямым договорам, но они этого не делают изза отрицательной рентабельности бизнеса в таких условиях.
Как бы долго Group DF ни покрывала убытки своего химического крыла, у нее нет шансов сохранить его целостность даже в случае решения ресурсной проблемы. Причина банальна: два из четырех украинских заводов Ostchem — северодонецкий «Азот» и горловский «Стирол» — находятся на территории АТО. А это означает, что их продукция не будет востребована даже в случае восстановления работы обоих предприятий. Украина и ЕС ее не купят по причине экономических санкций, а Россия обеспечивает свои потребности в минеральных удобрениях за счет местных производителей.
Кстати, никто не в силах будет помочь Фирташу и в вопросе сохранения контроля над газотрейдерским бизнесом. Сейчас Минэнерго изучает вопрос возвращения в собственность государства газораспределительных сетей из пользования региональных компаний (гор- и облгазов), большинство которых включены в орбиту Group DF. Впрочем, Дмитрий Васильевич может согласиться выйти из этого сектора, не дожидаясь соответствующего решения властей. Главным мотивом бизнесмена является резкое падение прибыли. Оно обусловлено тем, что Кабмин активизировал процесс перевода гор и облгазов на счета со специальным режимом использования, что позволяет государству в автоматическом режиме списывать основную часть средств этих компаний в счет оплаты газа «Нафтогазу Украины».