На днях в вечернем телеэфире министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко объявил об очередном, после запрета брендовых бензинов, этапе реформирования рынка нефтепродуктов. Речь идет о закреплении с Нового года нормы обязательного содержания в бензинах биоэтанола на уровне 5%, а с 2014-го – на уровне 7%. Нельзя сказать о том, что эти идеи новы для Украины – аналогичный законопроект был разработан еще при предыдущей власти – правда, с содержанием биоэтанола на уровне 3%.
Бойко даже озвучил цели новых реформаторских идей: по его мнению, эта практика даст возможность не только снизить закупки нефти, но и загрузить сельхозпроизводителей. Не акцентируя внимание на закупках НПЗ, которые государство на сегодня не контролирует, позволим себе обратиться к объявленной властями «поддержке» фермеров.
В частности, об этом упомянул «Комментариям» Олег Омельницкий, директор Информационно-аналитической группы «Автоконсалтинг». «В принципе такой небольшой процент биоэтанола в топливе является приемлемым. Поэтому такая практика может иметь место на рынке. Не думаю, что на цене это сильно скажется – в пределах нескольких копеек на литре. Я так понимаю, что все-таки главная цель этого проекта – загрузить агропромышленный комплекс, дать ему рынок сбыта и постепенно приучать потребителей к альтернативным видам топлива».
Здесь стоит вспомнить, что почву к принятию закона, как и в прошлый раз, – при «оранжевых», – подготовило Министерство аграрной политики и продовольствия. Исходя из неоднократных прошлогодних заявлений Николая Присяжнюка, возглавляющего это ведомство, речь идет о 1 миллионе гектаров, которые будут засаживаться сахарной свеклой. Позже, 40 миллионов тонн этой культуры (при общем урожае в 60 миллионов и внутренней потребности Украины на уровне 18 миллионов) должны идти в спиртовую отрасль для производства биоэтанола. «40 миллионов тонн сахарной свеклы – это 4 миллиона тонн биотоплива», – не устает подчеркивать Присяжнюк.
Эксперты агрорынка, тем не менее, не спешат приписывать фермерам, выращивающим сахарную свеклу, рекордные прибыли. «А кто будет финансировать посевы сахарной свеклы? Бойко не будет, бюджет также не будет. Все дело в том, что 1 гектар свеклы требует больше тысячи долларов. А выход спирта со свеклы – 14% от силы. Этот биоэтанол будет золотым. Нигде в мире биоэтанол из свеклы не делают», – рассказал «Комментариям» Сергей Наливка, директор консалтингового агентства ААА.
Его поддержал и директор информационной компании «ПроАгро» Николай Верницкий, заявивший «Комментариям» о том, что вопрос биоэтанола из сахарной свеклы является скорее политическим. «Сахарная свекла – не самое эффективное сырье для производства биоэтанола. Это просто лоббирование интересов отдельных игроков сахарной отрасли либо производителей спирта. Ведь наиболее подходящая культура в этом случае – кукуруза. Она имеет более высокий выход биоэтанола, а также более простую технологию. К тому же, свеклу, в отличие от кукурузы, перерабатывать необходимо сразу – иначе она быстро усыхает. Так что все это идет в контексте заявлений, что они собираются расширить экспорт сахара. Экспорта сахара вообще нет, а они его собираются расширить… Это политика – не более», – отметил он.
Более того, проблемы могут возникнуть не только с производством обещанного биоэтанола, но и с реализацией полученного бензина. По данным Научно-технического центра «Психея», в Украине на сегодня лишь 34,3% легковых автомобилей адаптировано к использованию такого вида топлива и гарантировано будет работать без сбоев – всего одна треть.
«Покажите мне машину в Украине у которой этот биоэтанол не разъест всю топливную систему? К нам не завозят машины, которые могут использовать биоэтанол – не на уровне 5%, не на уровне 10%, не на уровне 15%», – соглашается с этим посылом Наливка.
В свою очередь, Олег Назаренко, генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров, считает более правильным говорить о комплексном решении проблемы автомобильного топлива в Украине, вспоминая и об отсутствии на нашем рынке производства бензинов стандартов «Евро-4» и «Евро-5». «Нужно решать проблему, не утверждая процентное соотношение биоэтанола в бензине, а меняя в целом стандарты производства топлива, которые остались с советской эпохи. Эта проблема очень глобальная. В Украине не производится топливо стандарта Евро-4, Евро-5. Это все импортное топливо. И люди вынуждены заправляться тем, чем приходится», – сказал он «Комментариям». Теперь же перспективы «заправляться чем приходится» имеют все шансы превратится в перспективы «заправляться чем приходится у кого попало». Ведь вряд ли топливо без биоэтанола полностью исчезнет с украинского рынка – его производство и реализация лишь уйдет в тень.
Пока все планы по биоэтанолу находятся на уровне деклараций. Без необходимой инфраструктуры и логистики по всей цепочке, – от поля до АЗС, – они так и рискуют остаться в истории. Так же, как это было с планами прошлой власти. Более того, если верить экспертам рынка, то из 70-ти спиртзаводов Украины, 10 технологически могут производить биоэтанол. И если бы это было действительно выгодно, правительству не надо было очередной раз «придумывать велосипед».