Много лет на продуктовом рынке Украины существовала категория продуктов для бедных – так называемые «социально значимые товары», торговая наценка на которые, согласно законодательству, не могла превышать 15%.
Однако Минэконразвития более не желает контролировать цены на социальные продтовары. 28 февраля на сайте министерства опубликован соответствующий проект постановления правительства.
Первый вице-премьер Степан Кубив назвал нынешний механизм «атавизмом с двадцатилетней историей». Действительно, Постановление КМУ №1548, в котором прописан алгоритм государственного контроля, было принято в далеком 1996 г. Если вкратце, суть его в том, что при повышении стоимости отдельных групп продуктов производителям необходимо постоянно декларировать новые цены, обосновывая их калькуляцию.
На практике это превращалось в торг между производителями и органами местного самоуправления, ответственными за ситуацию в регионах. Но защищали потребителей всегда условно – в основном в период относительной рыночной стабильности. При реальных предпосылках для резкого роста цен о покупателях не вспоминали.
Попиарились и забыли
Торговое ведомство неоднократно пыталось отпустить цены в свободное плавание и снять с себя ответственность за производство и оборот социально значимых товаров. Для подготовки такого шага даже запустили пилотный проект по отмене госрегулирования цен, действовавшего с осени до января 2017 г.
«Результаты эксперимента с временной отменой контроля нерепрезентативны. Де-факто отечественный рынок социально значимых товаров уже три года живет по собственным правилам. Ликвидация Госценинспекции, увольнение региональных инспекторов, затянувшееся реформирование старой системы государственного надзора в АПК и мораторий на проверки предприятий оставили производителей и торговцев без присмотра», – считает экс-глава Госпотребслужбы Сергей Глущенко.
Любопытно, что практически параллельно в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №6119 «О мерах по возобновлению государственного ценового регулирования на социально значимые товары», которым, в частности, предлагается восстановить Госценинспекцию.
Похоже, резонансная тема переходит из экономической плоскости в политическую и вскоре станет отличным поводом для новых PR-кампаний. Слишком велик соблазн паразитировать на продуктовой тематике, прибавляя себе очков со стороны беднейшего электората.
При этом выгода для украинских потребителей, как от существования регулирования цен, так и от его отмены сомнительная. Ведь предпосылок для торможения ценового роста в ближайшем будущем не предвидится.
Эксперты сходятся во мнении, что продукты будут дорожать. Небольшие ценовые откаты возможны лишь на сезонные товары (овощи и фрукты). И то – снижение их стоимости будет происходить только относительно коротких промежутков времени. Удешевление до уровня соответствующих месяцев прошлого года – невозможно.
«Наиболее затратными из основных продуктов для украинцев, как и в прошлом году, остаются мясные и молочные изделия. Исходя из того, что в 2017 г. отменен специальный режим налогообложения сельского хозяйства, эта тенденция сохранится – потребление животного белка в рационе наших соотечественников продолжит уменьшаться», – прогнозирует эксперт по вопросам аграрной политики Денис Марчук.
Действительно, с 1 января этого года спецрежим уплаты НДС должны были заменить госдотациями, однако до сих пор сельхозпроизводители не получили ни копейки из обещанных денег.
«Выплаты за январь должны начаться в конце февраля автоматически. В свою очередь, производители даже не могут подать декларации, поскольку специалисты налоговой их просто не принимают», – сообщает председатель Ассоциации животноводов Украины Ирина Пономарь
Если ситуация не изменится, и учитывая, что покушаться на рентабельность своего бизнеса никто не будет, то, как обычно, за все заплатит потребитель. А это значит, что цены сельхозпроизводителей могут вырасти пропорционально ущербу. То есть – до 20%.
Увеличение минимальных зарплат, фискального давления на бизнес на фоне повышения цен на энергоносители еще не до конца проявилось в себестоимости продтоваров. Но это не может длиться вечно, поэтому на 2017 г. прогнозы ценовой динамики по вышеуказанным причинам стартуют с 10-12% (на хлеб) до 18-22% (на мясо и молоко).
Но и это еще не все. Отечественное сельское хозяйство плотно интегрировано в глобальную экономическую систему, поэтому ценовые колебания в мире, к примеру, на зерновые или на подсолнечное масло, автоматически отразятся на стоимости аналогичной продукции на внутреннем рынке. Поэтому, не забывайте следить за котировками мировых аграрных бирж.
От отрицания к принятию
По мнению члена Лиги аудиторов Украины Михаила Крапивко, идти путем декларирования цен безрезультатно для потребителя – нужны другие инструменты.
«Не раз уже привлекали антимонопольное ведомство, у которого есть все возможности влиять на ситуацию. АМКУ фиксировал факты сговора торговых сетей и выписывал миллионные штрафы. Но так и не смог заметно сдвинуть цены вниз», – сетует Крапивко.
Более того, эксперт «Экономического дискуссионного клуба» Игорь Гарбарук считает, что любые конфликты между розницей и поставщиками всегда покрываются за счет потребителей: в итоговую цену товаров закладываются и штрафы (за нарушения), и взятки (за разрешения).
«А альтернатив, вроде адресных продовольственных программ, которые могли бы защитить население украинцам не предлагается», – подчеркивает Гарбарук.
Торговые сети и производители давно научились обходить требования ценового регулирования. Самое простое и действенное решение в условиях ограничений – изменить процент жирности. Так, молоко жирностью 2,5%, масло сливочное (72,5%); сметана (15%) путем добавления на упаковке всего лишь сотой процента из категории «социально значимые» перейдут в «средний плюс».
Была надежда на массовое появление на полках супермаркетов относительно дешевых и качественных украинских продуктов. С учетом простаивающих мощностей отечественного пищепрома, производителям выгодно продавать любую единицу товара, цена которой будет выше полностью переменных затрат даже на 1 грн. Но на практике их реальные возможности ограничены.
Да, сети активно развивают ассортимент собственных торговых марок (СТМ), размещая заказы на украинских предприятиях-производителях, в том числе и в сегменте социально значимых товаров. Но, по оценкам компании Nielsen Ukraine, сегодня доля СТМ в продажах фудритейла составляет лишь около 8%.
«Розница привыкла зарабатывать на внереализационных доходах и продаже полок крупным брендам. Такая политика блокирует эксперименты с украинскими продуктами по низкой цене. Многие не могут зайти в сети, из-за условий по большой отсрочке оплаты, обязательных бонусов и маркетинговых платежей», – заключает менеджер проектов компании AppleConsulting Александр Соколенко.
Справка: что такое «социально значимые товары»
Всего более 20 позиций: мука пшеничная высшего сорта; хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной и ржаной муки простой рецептуры; макаронные изделия; крупы; рис; говядина и свинина (кроме бескостного мяса); мясо птицы; курятина (в тушках); колбаса вареная; коровье молоко (жирностью 2,5%); масло сливочное (72,5%) и подсолнечное; сметана (15% жирности); творог (9% жирности); куриные яйца; сахар; овощи.