В конце минувшей недели был обнародован указ Президента № 128/2013 от 12 марта, утвердивший Национальный план действий на 2013 год по внедрению Программы экономических реформ на 2010-2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство».

Стоит вспомнить, что это уже третий подобный документ – ежегодные планы действий утверждались с 2011 года.

Со дня утверждения прошлогоднего Национального плана прошел ровно год – он также был утвержден 12-го числа. При этом сам текст документа за текущий год практически слово в слово повторяет текст указа Президента годичной давности. Самым существенным отличием можно считать лишь акцент на необходимости проведения широкой разъяснительной работы среди населения о содержании Плана.

При сравнении Национального плана на 2013 год с соответствующей программой действий на 2012-й сразу же бросается в глаза огромное количество повторяющихся пунктов практически по всем направлениям заявленных ранее реформ. Остановимся лишь на сфере реформирования государственных финансов, без наличия которых теряют смысл все остальные реформы.

К примеру, в новый План полностью «перекочевал» пункт о необходимости адаптации законодательства к нормам Европейского Союза и ВТО. В частности, предусмотрено внесение на рассмотрение Верховной Рады проекта закона о государственной помощи субъектам хозяйствования с учетом требований ЕС и ВТО. Документом предлагается проведение инвентаризации программ государственной помощи субъектам хозяйствования и создание реестра таких программ, проведение их дальнейшего мониторинга и оценки с целью предотвращения негативного воздействия на конкурентную рыночную среду. Любопытно, что соответствующий законопроект запланировано внести в парламент до августа 2013 – ровно через год после утвержденного предыдущим годичным Планом срока.

Кроме того, предусмотренное на 2012 год введение налога на недвижимость, хотя и вступило в силу юридически, но до сих пор не может нормально функционировать ввиду проблем с обеспечением необходимой информационной базы, которая должна была быть создана еще в мае 2012 года. Здесь возникли проблемы в реализации законодательного акта из-за проблем с передачей необходимой информации между ведомствами. Налоговая служба до сих пор не может посчитать базу для налогообложения, так как БТИ еще не в полной мере передали в соответствующий Госреестр информацию о собственниках и площади жилой недвижимости.

Полностью в План на текущий год перешли прошлогодние мероприятия по обеспечению выхода государства из капитала банков, в капитализации которых оно приняло участие. А также мероприятия по обеспечению деятельности так называемого Санационного банка (им должен стать «Родовид банк» – Ред.) с целью возвращения средств государственного бюджета, направленных на участие в капитализации банков. Ведь продажа госпакетов акций национализированных в разгар кризиса финансово-кредитных учреждений страны предусматривает передачу неликвидных активов Санационному банку, закон о работе которого в прошлом году так и не был принят.

Остались нерешенными и пункты о законодательном обеспечении полноценной работы бюро кредитных историй, а также об обеспечении создания системы гарантирования страховых выплат по договорам страхования жизни. Из прошлогоднего Плана в текущий «перекочевали» и вопросы совершенствования работы кредитных союзов.

Будет ли власть после этого «назначать» новых саботажников, ставящих препятствия на пути к «покращенню», или просто ограничится очередными кадровыми перестановками – говорить пока рано. Но даже совпадающая дата принятия двух указов (не говоря уже о содержании обоих Планов) наводит на мысль, что 12 марта на Банковой уже стал своеобразным «Днем сурка».