Пакет антикоррупционных законов должен вступить в силу с 1 января 2010 года и имплементировать европейские нормы борьбы с этим постыдным явлением. Но в начале сентября народные избранники пошли на попятную: в профильном комитете по борьбе с коррупцией и организованной преступностью предложили отложить вступление в силу этих нормативных актов, мол, они недостаточно подготовлены и требуют доработок.
Корреспондент «ВВ» встретился с директором антикоррупционного бюро при «Украинском юридическом обществе» Сергеем Долей, чтобы разобраться в особенностях и перспективах отечественной борьбы с коррупцией.
Новогодний «подарок» коррупционерам
— Да, новые законы несовершенны, однако это лучше, чем действующие, — отметил он. — Ведь по нынешнему законодательству за коррупцию грозит только административная ответственность, а криминальная предусмотрена лишь за взяточничество. Поэтому пока распространены случаи, когда проводится расследование, суд принимает решение и подтверждает факт коррупции, но чиновник остается на своей должности и не несет никакого наказания.
Дело в том, что, поскольку ответственность за коррупцию административная, срок давности для наложения наказаний — всего 6 месяцев. При огромном количестве дел в судах и связях чиновника в правоохранительных и судебных органах дело легко затянуть. В результате выносится решение суда уже без наказания. При этом виновный отстраняется от занимаемой должности только на время следствия, а после его завершения спокойно возвращается на свое место.
— По новому законодательству этот срок давности увеличили до года. Однако необходимо проводить такие процессы в судах вне очереди, как, например, рассмотрение дел по выборам. По крайней мере, по «столоначальникам» высоких рангов, — считает Сергей Доля. — Иначе работа правоохранителей фактически ничем не заканчивается: все в городе знают, что чиновник — коррупционер, но его даже не оштрафуют.
Еще одно нововведение — обязанность декларирования доходов не только самими государственными мужами, но и членами их семей. К тому же вводится декларирование расходов чиновников — это еще один шаг к европейской практике борьбы с коррупцией.
— Предполагается расширить круг лиц, которые подпадают под ответственность за коррупцию, например, предусмотрена статья «Злоупотребление влиянием», — говорит эксперт. — В Европе есть понятие «торговля влиянием» — когда чиновник использует свой авторитет для принятия решения в определенных интересах и получает, к примеру, финансирование избирательной кампании. Или другой пример: бизнесмену нужно попасть на прием к высокопоставленному чиновнику, где очередь может растянуться на месяцы. При этом тот, кто имеет влияние, предлагает организовать встречу в течение недели, но за определенную плату. У нас подобная услуга пока вообще не считается коррупцией, а в Европе это преступление.
Также с 1 января вступает в силу новый Закон Украины «Об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений». Под его статьи подпадают, например, ситуации, когда руководитель предприятия ставит задачу начальнику юридического (или какого-либо другого) отдела решить вопрос любым способом, дает сотруднику средства для взятки. То есть сотрудник действует не в личных интересах, а в интересах юридического лица.
В Европе предприятие, замешанное в таких делах, могут лишить права участия в государственных тендерах или вообще запретить дальнейшую деятельность. По нашим законам на юридическое лицо могут быть наложены взыскания в виде штрафа (от 1 до 15 тысяч необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, который сейчас составляет 17 грн.), запрета заниматься определенным видом деятельности (от трех месяцев до трех лет), конфискации имущества или ликвидации юридического лица.
Европа нам поможет?
— Наше законодательство концентрирует внимание на взяточничестве, в то время как по европейским нормам коррупция — более широкое понятие, — продолжает Сергей Доля. — Это и заступничество на основе личных или родственных связей (как у нас любят называть — «кумовство») для предоставления различных преференций, манипулирование служебной информацией, незаконное распределение кредитов, нарушение проведения конкурсов по приватизации, захват пакетов акций, находящихся в госсобственности. Кстати, в Европе чиновникам высшего ранга запрещено какое-то время работать на руководящих должностях в той отрасли, в которой они находились на госслужбе (особенно в области межгосударственных связей), поскольку они владеют актуальной служебной информацией.
С принятием пакета антикоррупционных законов вступят в силу ратифицированные Украиной в 2006-м Конвенция ООН против коррупции и Криминальная конвенция Совета Европы о коррупции. С 1 января 2006 года наша страна является членом GRECO («Группы стран против коррупции» при Совете Европы), однако, как и в соседней России, имплементация рекомендаций организации в национальное законодательство еще не завершена.
Так, по результатам второго оценочного доклада GRECO в мае этого года, из 25 рекомендаций восемь Украина выполнила полностью, а остальные — частично. В плане эффективности рекомендаций можно привести пример Грузии: после внедрения антикоррупционных мер страна в рейтинге международной общественной организации — Corruption Perception Index of Transparency International поднялась с 133-го на 67-е место по уровню борьбы с коррупцией. Украина же пока находится на 134-й позиции.
Имплементация норм GRECO в наше законодательство, в частности в криминально-процессуальное, позволит значительно упростить взаимодействие со странами — участницами соглашения. Особенно если коррупционер выехал в такую страну или имеет там имущество. Страны-участницы обязаны содействовать предоставлению банковской информации и даже возвращению денежных средств государству, откуда они были выведены в результате коррупционного действия.
Для согласования украинского и европейского законодательства в области борьбы с коррупцией в апреле был назначен уполномоченный правительства Сухов Юрий Николаевич. Пока у него в подчинении всего семь человек, а основной задачей службы является формирование единой антикоррупционной политики. Как заверил Юрий Николаевич во время «горячей линии», с 1 января 2010 года коррупция будет подлежать уже и криминальной ответственности, как в европейских странах.
Корреспондент «ВВ» встретился с директором антикоррупционного бюро при «Украинском юридическом обществе» Сергеем Долей, чтобы разобраться в особенностях и перспективах отечественной борьбы с коррупцией.
Новогодний «подарок» коррупционерам
— Да, новые законы несовершенны, однако это лучше, чем действующие, — отметил он. — Ведь по нынешнему законодательству за коррупцию грозит только административная ответственность, а криминальная предусмотрена лишь за взяточничество. Поэтому пока распространены случаи, когда проводится расследование, суд принимает решение и подтверждает факт коррупции, но чиновник остается на своей должности и не несет никакого наказания.
Дело в том, что, поскольку ответственность за коррупцию административная, срок давности для наложения наказаний — всего 6 месяцев. При огромном количестве дел в судах и связях чиновника в правоохранительных и судебных органах дело легко затянуть. В результате выносится решение суда уже без наказания. При этом виновный отстраняется от занимаемой должности только на время следствия, а после его завершения спокойно возвращается на свое место.
— По новому законодательству этот срок давности увеличили до года. Однако необходимо проводить такие процессы в судах вне очереди, как, например, рассмотрение дел по выборам. По крайней мере, по «столоначальникам» высоких рангов, — считает Сергей Доля. — Иначе работа правоохранителей фактически ничем не заканчивается: все в городе знают, что чиновник — коррупционер, но его даже не оштрафуют.
Еще одно нововведение — обязанность декларирования доходов не только самими государственными мужами, но и членами их семей. К тому же вводится декларирование расходов чиновников — это еще один шаг к европейской практике борьбы с коррупцией.
— Предполагается расширить круг лиц, которые подпадают под ответственность за коррупцию, например, предусмотрена статья «Злоупотребление влиянием», — говорит эксперт. — В Европе есть понятие «торговля влиянием» — когда чиновник использует свой авторитет для принятия решения в определенных интересах и получает, к примеру, финансирование избирательной кампании. Или другой пример: бизнесмену нужно попасть на прием к высокопоставленному чиновнику, где очередь может растянуться на месяцы. При этом тот, кто имеет влияние, предлагает организовать встречу в течение недели, но за определенную плату. У нас подобная услуга пока вообще не считается коррупцией, а в Европе это преступление.
Также с 1 января вступает в силу новый Закон Украины «Об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений». Под его статьи подпадают, например, ситуации, когда руководитель предприятия ставит задачу начальнику юридического (или какого-либо другого) отдела решить вопрос любым способом, дает сотруднику средства для взятки. То есть сотрудник действует не в личных интересах, а в интересах юридического лица.
В Европе предприятие, замешанное в таких делах, могут лишить права участия в государственных тендерах или вообще запретить дальнейшую деятельность. По нашим законам на юридическое лицо могут быть наложены взыскания в виде штрафа (от 1 до 15 тысяч необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, который сейчас составляет 17 грн.), запрета заниматься определенным видом деятельности (от трех месяцев до трех лет), конфискации имущества или ликвидации юридического лица.
Европа нам поможет?
— Наше законодательство концентрирует внимание на взяточничестве, в то время как по европейским нормам коррупция — более широкое понятие, — продолжает Сергей Доля. — Это и заступничество на основе личных или родственных связей (как у нас любят называть — «кумовство») для предоставления различных преференций, манипулирование служебной информацией, незаконное распределение кредитов, нарушение проведения конкурсов по приватизации, захват пакетов акций, находящихся в госсобственности. Кстати, в Европе чиновникам высшего ранга запрещено какое-то время работать на руководящих должностях в той отрасли, в которой они находились на госслужбе (особенно в области межгосударственных связей), поскольку они владеют актуальной служебной информацией.
С принятием пакета антикоррупционных законов вступят в силу ратифицированные Украиной в 2006-м Конвенция ООН против коррупции и Криминальная конвенция Совета Европы о коррупции. С 1 января 2006 года наша страна является членом GRECO («Группы стран против коррупции» при Совете Европы), однако, как и в соседней России, имплементация рекомендаций организации в национальное законодательство еще не завершена.
Так, по результатам второго оценочного доклада GRECO в мае этого года, из 25 рекомендаций восемь Украина выполнила полностью, а остальные — частично. В плане эффективности рекомендаций можно привести пример Грузии: после внедрения антикоррупционных мер страна в рейтинге международной общественной организации — Corruption Perception Index of Transparency International поднялась с 133-го на 67-е место по уровню борьбы с коррупцией. Украина же пока находится на 134-й позиции.
Имплементация норм GRECO в наше законодательство, в частности в криминально-процессуальное, позволит значительно упростить взаимодействие со странами — участницами соглашения. Особенно если коррупционер выехал в такую страну или имеет там имущество. Страны-участницы обязаны содействовать предоставлению банковской информации и даже возвращению денежных средств государству, откуда они были выведены в результате коррупционного действия.
Для согласования украинского и европейского законодательства в области борьбы с коррупцией в апреле был назначен уполномоченный правительства Сухов Юрий Николаевич. Пока у него в подчинении всего семь человек, а основной задачей службы является формирование единой антикоррупционной политики. Как заверил Юрий Николаевич во время «горячей линии», с 1 января 2010 года коррупция будет подлежать уже и криминальной ответственности, как в европейских странах.