22 июля заканчивается срок подачи заявок на конкурс по распределению частот для цифрового телевидения. Украинские политики, как и граждане, до сих пор не обращают серьезного внимания на этот процесс, хотя его завершение в ближайшее время перенесет нас в совершенно иную информационную реальность. Некоторые медиагруппы имеют все шансы уже до следующих выборов стать абсолютными монополистами в украинском медиапространстве, а некоторые — полностью из него исчезнуть. Попытаемся объяснить, почему это произойдет и какие реальные опасности для украинского общества и государства представляет этот процесс.
Уже нынешним летом так называемая группа «РосУкрЭнерго» может не только завершить процессы над оппозиционерами, но и получить полный контроль над телевизионным пространством. В августе Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания, контролируемый, по мнению прессы, Хорошковским, подведет итоги цифрового конкурса.
И если в большинстве европейских стран переход на цифру жестко регулируется специальными законами либо дополнениями к действующим законам, то у нас процесс этот проходит абсолютно бесконтрольно и ничем не регламентируется. Раньше в стране существовало 15 общенациональных наземных каналов. Большинство из них принадлежат к холдингам Пинчука, Коломойского и группе «Интер», которую связывают с Валерием Хорошковским. Всего два телеканала из числа общенациональных были независимыми от этих групп — «5 канал» Петра Порошенко и «Тонис» Владимира Костерина. Последний, похоже, уже потерял контроль над каналом. Пинчук, Коломойский и группа «Интер» делили рынок вещания практически поровну — от 25% до 35% у каждого. Все эти группы, с точки зрения украинского законодательства, являются монополистами, потому что любые две из них контролируют более 50% рынка. Теперь же в новых цифровых мультиплексах количество каналов возрастет до 28. Но это совершенно не означает, что монополизация уменьшится. Скорее, наоборот. Та же группа «Интер» наверняка увеличит собственную долю на рынке за счет как значительного увеличения покрытия каждого из существующих собственных каналов, так и вновь созданных.
Если в европейских странах уже существующие эфирные каналы могут без конкурса попасть в цифровые сети, то у нас происходить это будет на конкурсных основах, если каналы одновременно не откажутся от своих аналоговых передатчиков, которые все равно придется выключить в 2015 году.
И, наконец, самая большая тайна, покрытая мраком, — почему собственником всех мультиплексов является одна монопольная компания, кто ее владелец и связан ли он с группой «РосУкрЭнерго», «СКМ», семьей президента, как об этом пишет пресса?
Европейская практика требует прозрачности в процессе перехода на цифровое телевидение и недопущение монополизации как провайдеров, так и вещателей. Даже в Италии, на которую так любят ссылаться наши политики как на наименее демократичную страну в Европе, существует несколько мультиплексов у разных владельцев, и каждый из них по закону обязан не менее 20% своих мощностей отдавать независимым вещателям, не связанным ни с Берлускони, ни с общественным телевидением, ни с другими крупными медиамагнатами, которые владеют компаниями-провайдерами.
Украинцы принимают телевизионные каналы из эфира, кабеля и через спутник. Международный союз электросвязи установил, что отключение наземного аналогового телевещания в Европе и Центральной Азии должно произойти не позднее 2015 года.
Большинство европейских стран уже отказались от аналогового наземного вещания. Это предоставило возможность увеличить количество эфирных каналов, улучшить качество их приема и освободить дополнительные частоты для других видов связи. Процесс проходил максимально открыто и публично под контролем общества, политиков и международных организаций.
Представитель ОБСЕ Дунья Миятович опубликовала специальный «Путеводитель по вопросам перехода на цифровое телерадиовещание». Его авторы — уважаемые эксперты в этой области — доктор Катрин Найман-Меткалф и доктор Андрей Рихтер анализируют важные вызовы, которые предстали перед европейцами при переходе на цифровое вещание. Как избежать монополизации инфраструктуры и доступа к передающим сетям? Как избежать монополизации в вещании и добиться плюрализма в содержании? Как сделать цифровое вещание рентабельным и для телекомпаний, и для зрителей? На все эти вопросы европейцы дают четкие ответы.
В Украине же переход на цифру непрозрачен и непонятен. Неизвестно кому принадлежащая монополия уже в этом году получит все возможности почти полностью контролировать телевидение в нашей стране. Объясним, как. В приведенной таблице — процент зрителей, принимающих телесигнал из разных источников в разных странах.
Мы видим, что процесс проникновения эфирного телевидения в разных странах неравномерен. И Украина — один из лидеров в эфирном покрытии. Украинский закон обязывает кабельные сети транслировать все присутствующие в эфире каналы. Таким образом, конкурс, который завершится этим летом решит, что именно будут смотреть 84% украинских граждан.
Решение это будет принимать Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания и компания «Зеонбуд», которой тем же советом было предоставлено монопольное право в распространении цифрового сигнала.
Процитируем упомянутый уже путеводитель ОБСЕ: «Процесс перехода на цифровое вещание должен быть основан на таких правовых и политических принципах, которые защищают и укрепляют свободу выражения мнении, свободу СМИ и доступа к информации. Если национальные органы государственной власти и управления не примут во внимание определенные принципы и правила, существует серьезная опасность негативных последствий цифровизации. К этим последствиям относятся: дальнейшая монополизация рынка СМИ государством или бизнесом, сужение плюрализма средств массовой информации, возведение новых барьеров на пути культурного и языкового разнообразия, а также свободного потока информации, независимого от государственных границ».
«Если в стране уже существуют проблемы монополизации и доминирования на рынке вещания, они лишь умножатся с цифровизацией — те, кто «имел» много, получат еще больше. Это означает, что в процессе цифровизации следует заниматься и этими вопросами. Предназначенные ограничить концентрацию СМИ, вопросы регулирования и транспарентности собственности становятся здесь еще более значимыми», — подчеркивают авторы издания.
Непрозрачность украинского процесса перехода на цифру уже неоднократно обсуждалась в СМИ, в том числе и в ZN.UA. Фактически «рубильник» от всех украинских каналов будет находиться в руках компании-монополиста. Никто до сих пор не знает, кому компания принадлежит, что в любом нормальном обществе является просто недопустимым. Если правы те, кто утверждает, что эта компания может принадлежать группе Фирташа—Хорошковского, «СКМ» и членам семьи гаранта Конституции, то именно эти люди будут определять, с кем и по какой цене заключать договора на трансляцию и заключать ли вообще. С компаниями, которые не лояльны к власти, такие договоры могут быть разорваны в любой момент. Либо может быть изменена цена за трансляцию. Уже сейчас эти цены значительно выше, чем цены концерна РРТ, особенно для небольших каналов. Тем более, что на прежнем аналоговом канале можно будет транслировать восемь цифровых каналов. Сравним, сколько платили ежемесячно телеканалы концерну РРТ ранее за трансляцию сигнала и сколько стоила бы такая трансляция на 1/8 этого канала у «Зеонбуда». Так, НТКУ и «Интер» ежемесячно платили концерну РРТ по 5 млн. грн., в то время как, к примеру, «СТБ» и «Новый канал» — по 667 тыс. грн. В 2013 году, к примеру, стоимость трансляции на 1/8 канала у «Зеонбуда» будет составлять приблизительно 4 млн. грн. для любой телекомпании. Таким образом, «Зеонбуд» получит в месяц около 32 млн. грн., стоимость же для небольших компаний вырастет в несколько раз.
Если и вправду «Зеонбуд» связан с некоторыми украинскими вещателями, то другие вещатели сразу же будут поставлены монополистом в неравные экономические условия.
Это еще больше проявится на рекламном рынке. Ожидается, что при 15-процентном росте телевизионного рекламного рынка в 2013 году он должен составить 4,4 млрд. грн. Каждый из общенациональных телеканалов в 2013 году должен будет заплатить «Зеонбуду» около 40 млн. грн. Это приблизительно 23% рынка от всей общенациональной рекламы. Если собственником «Зеонбуда» является кто-то из участников рынка, то эти 23% для него будут доходом. Для остальных 28 каналов остается 3,3 миллиарда гривен — приблизительно 120 млн. грн. на один телеканал. Таким образом, один общенациональный канал сможет заработать около 20 млн. долл. Сегодня бюджет общенационального канала не менее 100 млн. долл. Получается, что непонятно кому принадлежащий провайдер «Зеонбуд», используя стоимость распространения, сможет влиять на доходы большинства украинских телеканалов.
Группа «Интер» уже подала 12 заявок на участие в конкурсе по цифровому вещанию. Три заявки подала группа «1+1» и четыре — группа «Старлайт Медиа». Можно не сомневаться, кто укрепит свое монопольное положение.
Нерешенной остается судьба местного вещания. Большинство региональных телекомпаний вынуждены будут закрыться. С крупнейшими из них уже идут переговоры об их покупке от имени «главного» семейства страны. Естественно, скупка будет проводиться до предстоящих выборов.
Если учесть, что за средства государственного бюджета предполагается покупка приемных устройств для цифрового телевидения, то мы (как обычно) сами же заплатим за собственное оболванивание и обогащение монополистов. Более того, люди, которые в курсе происходящих событий утверждают, что решение о выделении 300 миллионов грн. из бюджета на приобретение адаптеров уже принято. Так что отступать власти теперь некуда, позади — «Зеонбуд».
Не будем останавливаться на огромном количестве процедурных нарушений в организации цифрового вещания. Основные опасности — в непрозрачности этого рынка. Мы до сих пор можем только догадываться, кому на самом принадлежит провайдер-монополист «Зеонбуд», самая большая медиагруппа в стране группа «Интер». Но мы можем не сомневаться — «переход на цифровое вещание», похоже станет главной угрозой не только для нашего европейского выбора, но и для демократии в Украине. Юлии Тимошенко сейчас не до этого, но не только ее, но и Арсения Яценюка, Сергея Тигипко, Анатолия Гриценко, Олега Тягнибока, любого другого кандидата в президенты украинские зрители перед выборами могут просто не увидеть, или увидеть только тех, кого захотят новые абсолютные телевизионные монополисты.