Каждые две с половиной минуты на отечественных дорогах случается дорожно-транспортное происшествие. В каждой пятой из таких аварий (то есть каждые 13 минут) страдает водитель, пассажир или пешеход. А каждые два часа в ДТП гибнет один житель или гость страны. Всего же за двадцать лет независимости на украинских дорогах погибли 137 тысяч человек, что сравнимо, например, с населением Ялты.
Низкий уровень безопасности дорог - одна из самых серьезных проблем современной Украины. Автомобильные аварии не только приносят горе в тысячи семей, но и выливаются в крупные экономические потери для государства.
Государство пытается бороться с аварийностью. Например, три года назад штрафы за нарушение правил дорожного движения были подняты в десять раз. Затем гаишникам официально разрешили использовать для выявления нарушителей печально известные «Визиры» и алкотестеры. А с июня в Украине была возобновлена работа более тридцати стационарных постов автоинспекции.
Эти меры оказались эффективными. По официальной статистике, количество ДТП с тяжелыми последствиями с 2007 года сократилось вдвое, как и смертность на дорогах. Однако дальше противостоять аварийности на дорогах становится все сложнее. Ведь количество автомобилей в стране растет огромными темпами, а строительство и ремонт дорог - наоборот, отстает.
Антилидеры
В разгар отпускного сезона, когда многие украинцы отправляются на своих автомобилях в отпуск, Weekly.ua публикует результаты собственного исследования, которое было проведено с целью определить наиболее опасные регионы Украины для дорожного движения. Чтобы достичь максимальной объективности рейтинга, мы использовали сразу несколько независимых критериев оценки. Каждый из них выделен в отдельный подрейтинг.
Главным показателем опасности дорог было выбрано соотношение погибших в ДТП к количеству автомобилей, зарегистрированных в регионе.
Объясним, почему. Именно этот показатель позволяет максимально точно оценить риски дорожного движения в первую очередь для местных жителей. Он также учитывает дополнительную угрозу, которую создает транзитный транспортный поток. В отдельных регионах, где зарегистрировано небольшое количество машин, «проходящий» транспорт значительно повышает вероятность попадания в аварию с тяжелыми последствиями.
Анализ Weekly.ua показал, что самые опасные для езды регионы находятся в непосредственной близости к столице - это Житомирская, Черниговская и Киевская области. Высокие показатели смертности в ДТП в этих областях обусловлены прежде всего большим количеством транзитного транспорта, который движется в сторону столицы и из нее, а также близостью к северной границе страны.
Как отмечают в Ассоциации безопасности дорожного движения, дополнительным фактором риска в этих регионах является то, что здешние дороги проходят через сельскую местность и не имеют ограждений, что зачастую становится причиной наездов на перебегающих дорогу пешеходов, особенно в ночное время.
Парадоксы столицы
Удивительная ситуация наблюдается в Киеве. Согласно статистике ГАИ, в столице происходит каждое четвертое украинское ДТП. Тем не менее уровень смертности на столичных дорогах едва ли не самый низкий (25 погибших на 100 тысяч машин). Дороги здесь перегружены, поэтому машины в основном движутся с небольшой скоростью, и это часто позволяет избежать тяжелых последствий при авариях.
Следует также отметить крупные промышленные регионы, в частности Донецкую и Днепропетровскую области. Они - среди лидеров по абсолютному количеству погибших и раненных в ДТП. Тем не менее в этих экономически развитых областях зарегистрировано значительно больше транспорта, да и мелкие аварии случаются чаще. В итоге эти области оказались внизу рейтинга.
Наиболее безопасные дороги по всем показателям в двух западноукраинских областях: Волынской и Ивано-Франковской. И хотя через Волынь проходят автомобильные коридоры на Польшу и Беларусь, аварийность на здешних трассах сравнительно невысокая. А Ивано-Франковщину, очевидно, спасает то, что она занимает одно из последних мест в Украине по протяженности дорог государственного значения.
Вместе с тем независимо от области огромной проблемой является низкая квалификация водителей, которые садятся за руль после двух-трех месяцев теоретических занятий, а то и вовсе просто купив права. Здесь же нужно отметить низкую водительскую культуру украинцев: начиная с наплевательского отношения к дорожным знакам и заканчивая вождением в нетрезвом виде.
От границы до границы - сплошная ухабина
Параллельно с составлением рейтинга украинских регионов по безопасности дорожного движения Weekly.ua проанализировал состояние самих автомобильных дорог. В отдельных категориях мы определили наиболее благополучные и неблагополучные регионы по качеству дорожного покрытия. Благодаря эксклюзивным данным, предоставленным ГАИ, Weekly.ua оценивал дорожную обстановку в каждом регионе по количеству дорожных ям, наличию необходимых дорожных указателей и разметки.
Согласно подсчетам, общая площадь ям на украинских дорогах составляет 11 млн. м2. Представить себе, насколько это много, можно, проложив в уме дорогу шириной около 8,5 м от восточной границы Украины к западной. Вся она будет одной сплошной ухабиной. А протяженность украинских дорог без разметки составляет 52 млн. км, то есть пять таких воображаемых дорог.
Хуже всего обстоят дела как с ямами, так и с разметкой в Запорожской области. По данным ГАИ, печальное первенство региона объясняется тем, что многие здешние дороги находятся на балансе поселков и сел, а в местных бюджетах нет средств на переукладку асфальта. Впрочем, в Запорожской области также много не отремонтированных государственных дорог.
Наряду с Запорожьем в аутсайдерах оказалась Волынь. Тогда как в других западноукраинских областях - Черновицкой, Ивано-Франковской и Винницкой - ситуация гораздо лучше. Дорожных ям в этих регионах не больше, чем даже в Киеве и Киевской области, правда, как известно водителям, само качество дорожного покрытия там хуже.
Впрочем, помимо вполне логичных выводов исследование наталкивает еще на одну вполне логичную мысль: как количество ДТП, так и состояние дорог в Украине прямо зависит от того, кто и как занимается решением этих проблем на местах.
Комментарий
Михаил Берлин, президент Ассоциации безопасности дорожного движения
По количеству смертей в результате ДТП на 100 тыс. населения Украина занимает пятое место в Европе (данные ВОЗ). Одна из основных причин этого - диспропорция между уровнем автомобилизации и развитием дорожной инфраструктуры.
Пять лет назад в Украине на тысячу человек приходилось 60–70 легковых автомобилей (имеется в виду только личный автотранспорт), сейчас - в среднем 130–140, то есть в два раза больше. А вот строительство дорог осуществляется крайне медленно. Если на сегодня в Украине около 170 тыс. км дорог государственного значения, то в год строится около 1 тыс. км.
За ростом количества автомобилей не поспевает и система обеспечения безопасности дорожного движения. При обучении водителей в автошколах применяются подходы двадцатилетней давности. Плюс украинский менталитет. Многие водители просто не считают нужным соблюдать правила дорожного движения, да и любой нарушитель может откупиться от гаишника.
Клюев обеспокоился ДТП
Первый вице-премьер-министр - министр экономического развития и торговли Андрей Клюев на днях потребовал от МВД, Мининфраструктуры и органов местной власти принять дополнительные меры по повышению уровня безопасности дорожного движения, а также более серьезно заняться предупреждением чрезвычайных происшествий на автотранспорте. Поводом к такому распоряжению стала автокатастрофа, произошедшая 4 июля на 457-м километре автомобильной дороги Киев - Харьков - Должанский. Тогда в результате лобового столкновения внедорожника с маршрутным микроавтобусом погибли пятеро его пассажиров и водитель. Другие пассажиры микроавтобуса (всего их было 12) и водитель внедорожника с травмами разной степени тяжести были госпитализированы. Сейчас выяснением обстоятельств этого ДТП занимается специально созданная межведомственная комиссия.
Самые опасные регионы
Житомирщина - самое большое количество погибших в ДТП на 100 тыс. автомобилей (100,9 чел.).
Донетчина - самое большое общее количество погибших в ДТП (442 чел.).
Киев - самое большое количество ДТП на 100 тыс. автомобилей (6824,4).
Ровенщина - самая большая смертность на 100 ДТП (6,2 чел.).
Запорожье - самая большая площадь ям на дорогах, (4299,1 тыс. км2).
Харьковщина - самая большая протяженность дорог без разметки (5893,2 км).
Киевщина - самое большое количество автомобилей на тысячу населения (281).
Как составлялся рейтинг
При составлении рейтинга опасных дорог Weekly.ua использовал эксклюзивные данные, предоставленные ГАИ, Госкомстатом и аналитическим агентством «Автостат». Главным показателем, по которому оценивались риски передвижения на автомобиле в том или ином регионе, стало отношение количества погибших в ДТП за 2010 год к общему количеству официально зарегистрированных в области или городе транспортных средств по состоянию на 1 января 2011 года.
В общем рейтинге приведены и другие данные (например, по смертности на 100 ДТП), которые легли в основу подрейтингов. Для удобства мы разместили рядом с тем или иным показателем номер региона в каждом из таких подрейтингов.
При составлении рейтинга качества дорог (площади ям, протяженности участков без разметки и количества отсутствующих дорожных указателей) мы суммировали данные Госавтоинспекции по состоянию дорог государственного значения и дорог, находящихся на балансе местных органов власти. Эти данные приведены по состоянию на 1 июня 2011 года.
Самые опасные участки дорог мы определяли на основании данных ГАИ о местах концентрации ДТП. В общем списке были выбраны участки автотрасс государственного значения, на которых произошло максимальное количество аварий в период с 2008 по 2010 год.
Евгений Кравченко: Латание дорог – не от хорошей жизни
Начальник отдела организации дорожного движения и надзора за состоянием дорог управления Госавтоинспекции МВД Евгений Кравченко в интервью Weekly.ua рассказал, как ведомство борется за повышение безопасности украинских дорог
Евгений Иванович, как часто ямы на дорогах и неработающие светофоры становятся причинами ДТП?
Е. К. Если сравнивать с общим количеством происшествий, то нечасто, в пределах 3%. Впрочем, автомобиль - источник повышенной опасности. Отсюда следует, что водитель должен учитывать погодные обстоятельства, качество дорожного покрытия и другие аспекты. Поэтому плохое состояние дороги официально считается причиной ДТП, только если водитель, например, не заметил яму в темное время суток.
Но любой водитель, в первую очередь, всегда пеняет на дороги...
Е. К. Безусловно, их состояние влияет на дорожное движение. Поэтому в ГАИ созданы специальные подразделения. Они дважды в год совместно с собственниками дорог (Госагентством автомобильных дорог или местными органами власти) проводят их обследование. Нас интересуют ровность покрытия, жесткость, светофоры, дорожные знаки, разметка. Кроме того, наши сотрудники выезжают на место каждой аварии и определяют, повлияло ли состояние дороги на то или иное происшествие. Недостатки фиксируются, выдается предписание на их устранение в конкретные сроки.
Требование ГАИ отремонтировать дорогу обязательно для исполнения?
Е. К. Да. Но если собственник дороги по объективным причинам не устранил недостатки и в официальном порядке об этом известил ГАИ, мы можем принять это объяснение во внимание и тогда ответственность не наступает. Но если работы не выполнены, а объяснения причин нет, составляется админпротокол, дело передается в суд, и там принимается решение о наступлении ответственности. Во многих случаях накладываются штрафы, их размер достигает 1000 грн.
И много таких предписаний вы выписываете?
Е. К. С начала года почти 16 тыс. Из них около 3,5 тыс. адресовано Госагентству автомобильных дорог, почти 4 тыс. - местным органам власти, остальные - физическим лицам-предпринимателям. За тот же период мы направили в суд за неисполнение предписаний более 4200 протоколов. То есть четвертая часть предписаний не выполняются.
Требования ГАИ просто игнорируются?
Е. К. Высокий процент невыполнения предписаний можно объяснить как отсутствием средств в одних случаях, так и обыкновенной безответственностью - в других.
А если плохие дорожные условия стали причиной ДТП, какую ответственность несут дорожники?
Е. К. Во-первых, выписанные нами протоколы и предписания могут стать основой для взыскания ущерба вследствие такого ДТП. Во-вторых, если происшествие имело тяжелые последствия, в этом случае может быть возбуждено уголовное дело против ответственного за дорогу.
Были ли случаи, когда за ямы на дорогах и неработающие светофоры виновных сажали?
Е. К. В прошлом году было несколько случаев возбуждения уголовных дел по этим причинам. В одном из них начальника участка осудили условно. Сами понимаете, преступление неумышленное, поэтому суды относятся к таким проступкам более взвешенно.
Какие основные претензии ГАИ к качеству дорог?
Е. К. Хуже всего обстоят дела с зимним содержанием дорог: несвоевременно проводится обработка противогололедными материалами, не проводится расчистка дорог от снега и льда. На втором месте - ровность покрытия. К сожалению, капитальный ремонт большинства дорог не проводился со времен Советского Союза. Отсюда и огромное количество ям, особенно на дорогах в небольших городах, селах.
Насколько эффективно проводится у нас ремонт дорог? Уже стало притчей во языцех, как дорожники заделывают ямы во время проливного дождя...
Е. К. Нарушение технологий при ремонте и строительстве дорог - не вопрос ГАИ. Например, в Киеве к ямочным ремонтам, думаю, претензий быть не может. Тогда как в регионах по-прежнему можно встретить женщин в фуфайках, забрасывающих ямы асфальтом из машины... Но, в любом случае, латание дорог - не от хорошей жизни. Можно ремонтировать любую вещь, но если она старая и отжила свое, толку будет мало.
Кстати, в преддверии Евро-2012 вы заметили какие-то улучшения качества дорог, подвижки в строительстве новых магистралей?
Е. К. Безусловно. Качество новых дорог соответствует современным нормам. Сейчас мы видим, как идет работа на основных направлениях: на трассах Киев - Чоп (на Польшу), Киев - Кипти - Глухов - Бачивск (на Москву), Киев - Харьков - Довжанский. Уже сегодня до Львова из Киева можно добраться за 5,5–6 часов, тогда как раньше поездка занимала 8–9 часов. В том числе ускорилось строительство транспортных развязок в Киеве: не припомню, чтобы дорожники когда-то работали такими темпами.