Отношения зарубежных финансовых учреждений и Нацбанка дали трещину. Формально стороны соблюдают этикет и не позволяют лишнего на людях. Но ссадины на руках и легкие гематомы на щеках говорят о том, что, оставшись наедине, стороны слов не выбирают, сразу переходя в рукопашную. Отголоски переговорного процесса хорошо заметны по основным показателям финансового рынка, до боли напоминающим события осени 2008-го. Тогда тоже громко били посуду: ставки на межбанке достигли рекордных уровней, было остановлено кредитование, депозиты неприлично дорожали. Вот и сейчас банки с иностранным капиталом уже предлагают вкладчикам свыше 20% годовых. Еще немного — и у Сергея Мавроди появятся серьезные конкуренты среди известных финансовых групп. И все же отличия от событий трехлетней давности есть: крайне низкая инфляция и на удивление устойчивый курс национальной валюты.
Но стороны, отказываясь от открытых обвинений друг друга, трактуют события по-своему. Зарубежные банкиры предпочитают выступать в роли обездоленных кредиторов. Легенда такова: нам очень хотелось насытить деньгами истощенную украинскую экономику, но из-за кризиса ликвидности сделать это невозможно. НБУ, якобы побаиваясь снижения курса национальной валюты, связывает деньги в обороте, что в результате снижает остатки на корсчетах до неприлично низкого уровня. Хотя небольшая девальвация Украине, может быть, и не помешала бы. Ну так, на 10–20%, не более. В ответ регулятор по традиции долго и невнятно бубнит о необходимости поддерживать стабильность на финансовом рынке, сглаживая пиковые запросы банкиров на валюту и не более. В общем, привычные мантры со времен Владимира Стельмаха.
И вдруг Нацбанк не сдержался. Директор департамента анализа и прогнозирования денежно-кредитного рынка НБУ Сергей Кораблин неожиданно заявил, что представители банков сгущают краски, описывая ситуацию с ликвидностью, поскольку располагают значительным свободным ресурсом в национальной валюте. По его словам, с начала года на межбанковском рынке финучреждения выкупили $131 млрд. «При этом нерезидентам было выплачено $114 млрд. Такого соотношения у нас никогда не было. Где $17 млрд?» — вопрошал Сергей Кораблин. Но и это, как оказалось, не все. «У банков есть валютные активы, и они спокойно их могут использовать, обменяв на межбанке на гривню. В еженедельных аукционах по рефинансированию участвует три-семь банков, что лишь подтверждает отсутствие системных проблем с рефинансированием», — заявил директор департамента.
Конфликт перешел в открытую фазу, позволив наконец-то понять его истинные причины.
Представьте, что вы отправились в длительную заграничную командировку на несколько лет. На чужбине все прекрасно: хорошая зарплата, отличный коллектив, лояльное начальство. И вдруг в семье на родине возникли серьезные финансовые проблемы: родители сильно проигрались на фондовом рынке. Одной зарплатой делу не поможешь, и вы обращаетесь за помощью к своим новым сотрудникам и партнерам. Собрав все, что получится, отправляете деньги родне.
Так же действуют и финучреждения с иностранным капиталом в Украине. Их европейские материнские конторы в полной депрессии. В балансах открылись огромные бреши, связанные с вложениями в облигации проблемных периферийных стран еврозоны. Сотни тысяч сотрудников будут уволены, но этого недостаточно. Убытки бьют все рекорды. Например, итальянская группа UniСredit, владеющая в нашей стране двумя банками, вместо ожидаемой аналитиками прибыли в EUR7,4 млн получила по итогам III квартала рекордный минус за все время существования — EUR10,6 млрд. Где выход? На этот вопрос ответили в Morgan Stanley. Там считают, что европейские банки намерены вывести из развивающихся стран около $2 трлн менее чем за год. Будет ли Украина в их числе — вопрос риторический.
Но как «отжать» страну, если регулятор упорно не желает выдавать гривню. Ведь без нее валюту не купишь. В свою очередь в Нацбанке прекрасно понимают, чем опасны игры с насыщением рынка гривневыми ресурсами. Стоит пойти на поводу у «иностранцев», и два недостающих элемента, чтобы сложилась мозаика 2008 года, будут найдены. Курс и инфляция моментально взбодрят рынки. Едва ли НБУ решится наступить на грабли второй раз. Тем более что еще один шок экономика страны, и без того передвигающаяся на полусогнутых, действительно не выдержит. Проблема «плохих» долгов не решена, внутренний рынок в коме, внешний — больше не нуждается в таком большом объеме украинской продукции. Стоит еще «завалить» курс, и последствия Хиросимы покажутся для экономики легким ветерком.
Поэтому, скорее всего, события будут развиваться так. Обычно, когда другого пути нет, то есть иностранные банки не могут найти много валюты на внутреннем рынке, на сцену выходят международные финансовые организации. Они с радостью предоставляют кредиты странам, те либерализируют свою финансовую политику, и «дочки» зарубежных финструктур выводят деньги на родину через продажу, например, ОВГЗ. Поэтому лично я уже в начале следующего года ожидаю резкого улучшения отношений с МВФ. Если, конечно, Нацбанк сам все не испортит, отпустив курс пораньше.