По уже почти сформировавшейся приятной традиции Кабмин утвердил проект госбюджета на следующий год в срок, предусмотренный Бюджетным кодексом (до 15 сентября). По остающейся неприятной традиции — особенности бюджетного планирования остаются тайной за семью печатями.
С уже якобы утвержденным правительством проектом главной сметы страны на следующий год пока не смогла ознакомиться ни широкая общественность, ни даже эксперты.
По состоянию на 14.00 пятницы, 14 сентября, документ не был вывешен ни на сайте Минфина, ни на сайте Верховной Рады. Так что оценивать его качество можно только исходя из официально озвученных макропоказателей.
Доходы госказны предполагаются на уровне 394,6 млрд. грн. (+6,4% к плану на 2012 год), расходы — 434,6 млрд. грн. (+6,3%). Таким образом, дефицит должен составить 1,6% ВВП (27,8 млрд. грн.).
Что, в общем то, можно было бы назвать даже достижением, но это если поверить в реалистичность вышеназванных цифр. Глава правительства Николай Азаров уверенно назвал подготовленный документ реалистичным, при этом своему номинальному начальнику не менее уверенно вторил и министр финансов Ю.Колобов в ходе собственной пресс-конференции.
«Бюджет абсолютно реалистичный, все финансовые показатели оптимально сбалансированы, наращивание доходов в бюджет, в первую очередь, планируется за счет роста экономики», — хвалил глава Минфина подготовленный в его ведомстве документ. Впрочем, как раз насчет реалистичности роста экономики, заложенного в проекте госсметы, как раз и возникают главные сомнения.
Так, рост ВВП страны в следующем году предполагается на уровне 4,5%. При этом его номинальное значение по итогам 2013-го должно достигнуть 1,7 трлн. грн. при потребительской инфляции 5,9%. Такая же цифра была заложена в опубликованных еще в апреле среднесрочных бюджетных прогнозах. Причем в оптимистичном их варианте, вряд ли предполагавшем наблюдающееся нынче ухудшение мировой конъюнктуры основных статей украинского экспорта.
В связи с этим, как утверждают многие наблюдатели, значительной корректировки требуют и показатели госбюджета на год текущий, поскольку нынешние темы роста ВВП (последняя озвученная Н.Азаровым цифра — около 2% роста по итогам семи месяцев) почти в два раза отстают от определенных действующим бюджетным законом (3,9%).
Независимые оценки в отношении возможного роста экономики в 2012-м колеблются в диапазоне 1—3%. Августовский консенсус-прогноз Минэкономразвития, базирующийся на оценках экспертов различных организаций, был ухудшен до 2,3% по сравнению с 3,2% в апреле с.г.
Более того, по сведениям источников ZN.UA, достаточно жаркие дискуссии по поводу необходимости пересмотра нынешнего варианта бюджетного закона в ходе текущей парламентской сессии состоялись в высоких кабинетах как на Грушевского, так и на Банковой. Но пока «взяла верх» тяжелая рука премьера, так что ревизий не предвидится.
Однако сомнительность итогов года текущего вызывает еще больше вопросов к достоверности оценок в отношении года грядущего.
Примечательно, что еще в начале заседания КМУ сам премьер-министр озвучил прогноз в 3,4% роста ВВП. Такое его значение совпадает с ныне действующими прогнозами МВФ и Всемирного банка (3,5% роста). Но, как свидетельствует опубликованная отечественными СМИ информация, в ходе рассмотрения главного финансового документа страны прогноз реального ВВП менялся несколько раз. В итоге оптимизм возобладал, хотя пока совсем непонятно, на чем этот оптимизм основывается.
Еще один повод для пересудов и догадок — прогноз динамики валютного курса на следующий год и цена газа, поставляемого из России (объемы закупок которого предполагаются на уровне 24,5 млрд. кубометров — почти на 10% меньше, чем в текущем).
Министр финансов в ходе пресс-конференции не ответил на вопросы журналистов по этому поводу.
Вопросов, остающихся пока без ответов, — множество. Например, кто будет теми счастливыми получателями 70,4 млрд. грн. льгот и преференций, предусмотренных проектом госсметы?
Впрочем, эксперты и оппозиция предлагают не придавать слишком большого значения подготовленному правительством документу, так как он все равно будет еще основательно перерабатываться. А приниматься, скорее всего, уже новым парламентом. И вот последнее обстоятельство как раз может означать, что невиданное для Украины принятие госбюджета до конца октября (то есть до выборов) тоже нельзя сбрасывать со счетов, иначе он может быть вообще в нынешнем году так и не принят. Ведь неизвестно, какие там будут расклады в новом парламенте.