Украина поспешила отменить тотальный запрет на въезд для всех российских мужчин в возрасте от 16 до 60 лет, но это, к сожалению, еще не означает, что съездить туда из России или из Крыма будет так же просто, как раньше. Война – даже если она холодная, вялотекущая и информационная – имеет свою логику и свои правила. 16 апреля Киев наделил полуостров статусом «оккупированной территории», а спустя сутки российский президент признал, что «вежливые вооруженные люди» в Крыму имели российские военные билеты. После этого наивно думать, что Киев поверит в любые заверения, что к событиям на востоке Украины российские солдаты не причастны, и не станет менять свое отношения к жителям России и Крыма на законодательном уровне.

Occupation? No, just visiting

Пограничные нововведения появились сразу после того, как 228 депутатов (при необходимых 226) украинского парламента определили, что Крым, а также его территориальные воды, шельф и воздушное пространство являются оккупированными. Впрочем, из первоначальной редакции, которая вызывала тревогу у крымчан жесткостью формулировок, в окончательную версию перекочевало немногое. Въезд на полуостров для граждан Украины возможен без специальных документов (они потребуются лишь иностранцам и лицам без гражданства), а только по уведомительной системе (на границе пометят, что человек въехал в Крым). Сами пункты пропуска пока не оборудованы – это обещают сделать в ближайшем будущем.

Под полный запрет попадает лишь авиасообщение – железнодорожные составы никто отменять пока что не планирует. Имущественные права крымчан Киев будет признавать и далее – разве что если они захотят оформить сделку по законам Украины, то придется выезжать на материк. Там же крымчане смогут и голосовать на общеукраинских выборах.

Кроме того, не введен планировавшийся изначально запрет на любую хозяйственную деятельность – на этом настояло Минэкономики Украины, пообещав разработать отдельный подзаконный акт. Так что бизнес в Крыму вести можно, другое дело, что сами предприниматели не спешат развивать активность – теперь любой ввоз товара из Украины является внешнеэкономической деятельностью. Предстоит внимательно изучить нормативно-правовую базу, чтобы не нарушить украинское или российское законодательство.

Но главное послабление закона состоит в том, что в нем нет статьи о «коллаборационизме» – ранее предлагалось наказывать тюремными сроками любое сотрудничество с новыми крымскими властями. Ответственность за посещение Крыма в обход установленных Украиной пунктов пропуска (например, авиаперелет Москва – Симферополь) будет внесена в Уголовный кодекс, но позже – пока что нет данных о предполагаемой мере ответственности. Де-факто, принятый документ скорее обозначает новую реальность полуострова, чем ставит крымчан вне закона. Тем, кому эта редакция кажется излишне суровой, стоит перечитать аналогичный закон, который в октябре 2008 года приняли грузинские власти в отношении Абхазии и Южной Осетии.

Грузинский путь

Грузинский вариант закона был на порядок жестче. Он позволял въезжать иностранцам в Абхазию только со стороны Зугдиди, а в Южную Осетию – со стороны Гори. Все остальные маршруты – лишь по спецразрешениям. На территориях республик запрещалась любая экономическая деятельность, вне закона оказывались воздушное, морское, железнодорожное и автотранспортное сообщение, если они были связаны с пересечением границ. Денежные переводы тоже были «процедурами нон-грата», равно как и органы власти, созданные в обход грузинского законодательства. К тому же закон имел обратную силу и распространялся на отношения, возникшие с 1990 года.

На практике это означало то, что иностранцы не могли попасть в Абхазию и Южную Осетию с территории России – соответствующий штамп в документах при посещении Грузии мог стать причиной тюремного заключения на срок от двух до четырех лет (при отягчающих обстоятельствах – от трех до пяти). Кроме того, блокировалась любая хозяйственная деятельность со стороны грузинских компаний на территории обеих республик. Для Южной Осетии, связанной с Россией лишь Рокским тоннелем, это создавало ощутимые сложности.

В 2013 году грузинский парламент снизил меру ответственности – но не отменил ее. Теперь посещение Абхазии и Южной Осетии в обход грузинских КПП карается штрафом 400 лари, а повторное правонарушение обойдется в 800 лари.

Впрочем, украинские законодатели и не ставили целью скопировать грузинский закон. В Верховной раде подчеркивали, что территории двух кавказских республик были зачищены от этнических грузин, живших на их территории. Между тем, по словам украинского депутата Сергея Соболева, на полуострове подобного не происходило, в Крыму продолжает жить более двух миллионов граждан Украины, поэтому задача официального Киева лишь в том, чтобы защитить их права и обозначить их статус.

Правовая аэрофобия

В Симферопольском аэропорту закрываются магазины duty-free. По этому случаю распродажа – скидка 30% и никакого ограничения по литражу. Фактически сегодня это внутренний аэропорт – международные рейсы не летают сюда уже несколько недель, а все прилетающие борты – из России. Пока что рейсы на полуостров совершают и «Аэрофлот», и «S7», и «Трансаэро». Однако не исключено, что уже очень скоро их место займут «каботажники», специализирующиеся только лишь на внутрироссийских авиаперелетах.

Летать на территории со спорным правовым статусом чревато санкциями со стороны Международной организации гражданской авиации. В их числе могут быть ограничения на закупку самолетов и запрет посещения европейских аэропортов. Принятый в Киеве закон – это та самая юридическая формальность, которая дает основания для подобного развития событий. Вряд ли российские международные авиаперевозчики будут готовы идти на такие издержки – не исключено, что в скором времени основную массу рейсов в Крыму будет осуществлять Red Wings. Их авиапарк состоит из Ту-204 – санкции на закупку комплектующих их не коснутся. Компанию Red Wings может составить «Грозный Авиа» – там уже идут переговоры о покупке самолетов Sukhoi Superjet 100, чтобы начать полеты в Крым.

Впрочем, с точки зрения официального Киева, все пассажиры этих авиарейсов все равно будут считаться нарушителями закона. Правда, не совсем понятно, станет ли кто-то отслеживать посещение Крыма – авиарейсы внутренние, а потому штампы в загранпаспорта в Симферополе ставить никто не будет. И даже если учесть, что в эпоху социальных сетей геолокация сопровождает нас повсюду, еще большой вопрос, будет ли кто-то на Украине этим заниматься. К тому же до сих пор неизвестна мера ответственности за въезд на полуостров в обход украинских пунктов пропуска. Когда она будет озвучена, словосочетание «цена авиабилета в Крым» может обновить свое звучание.