Сейчас, по мере применения закона о местных выборах, становится совершенно очевидным, что он создает неравные условия участия в них. Как бы не голосовали избиратели, считать их голоса будет власть. Ведь территориальные комиссии создаются из числа представителей парламентских партий.
Территориальные комиссии получили право признавать недействительным голосование на участках. Поэтому формальное право непарламентских партий выдвинуть одного своего кандидата в участковые комиссии фактически нивелируется широкими правами территориальных избиркомов.
К тому же, участковые комиссии формируют те же ТИК, включая, на практике, в них не по одному, а сразу по двое членов "своих" - представителей парламентского большинства. Оппозиции же, наоборот, отказывают в участии в работе комиссии (а значит, и в подсчете голосов) под тем или иным предлогом.
Сложно понять логику такого подхода к формированию избиркомов, равно как логику реализованной в законе идее, что именно парламентские партии должны контролировать ход голосования в регионах Украины. На практике "политическая карта местности" сильно отличается от парламентской.
Так, в городском совете Днепропетровска работает многочисленная фракция Блока Лазаренко, а также фракции Блока Натальи Витренко "Народная оппозиция" и партии "Вече", других непарламентских партий.
В областном совете Донецка есть фракции Соцпартии и Блока Наталии Витренко. В Харьковском горсовете, кроме этих двух, есть фракция "Вече", многочисленная фракция Блока Владимира Шумилкина "За Харьков", фракция "Русско-Украинский союз (РУСЬ)". В Одесском горсовете работают фракции "Наша Одесса" и даже блока "Не так!"
На западе страны - похожая картина. В Тернопольском горсовете есть фракции партии ПОРА", социалистов, а большинство у непарламентской "Свободы". В горсовете Львова от НУНС откололась и имеет многочисленную фракцию Украинская народная партия, от Блока Тимошенко "отпачковались" "Реформы и порядок".
Но власть не ограничилась своим правом контролировать результаты голосования. Она наделила себе правом корректировать его ход там, где результаты могут стать поводом для разочарований. И право это зафиксировала в законе о местных выборах.
Так, закон позволяет власти "усиливать" "правильными" избирателями те участки, где ее кандидаты чувствуют себя неуверенно.
31 статья закона предусматривает возможность уточнять списки избирателей по заявлению избирателя. Основанием для уточнения может быть смена места пребывания лица, например, в случае командировки. Однако перемещение значительного количества избирателей с одной административно-территориальной единицы в другую способно существенно исказить действительное волеизъявление территориальной громады.
Уже сейчас, по сообщению ВО "Батькивщина", Партия регионов начала покупать голоса столичных пенсионеров. Им якобы обещают выплатить по 100 гривен за голос, если те согласятся прописаться в нужной области и правильно проголосовать 31 октября.
По словам киевлянки, которая получила такое предложение, пожилых людей приглашают на собрания, предлагают сдать ксерокопии паспортов для временной прописки, а в день голосования, в предварительно указанное время, "избиратели" должны быть у станции метро "Академгородок", где их будут ждать автобусы для "экскурсии", например, на избирательные участки Обухова и Ирпеня. Как правило, такие предложения получают самые малообеспеченные пожилые люди.
Закон предоставляет возможность многоразового голосования, так как избиратель может фигурировать в нескольких списках одновременно - и по месту прописки, и по уточненному месту пребывания.
Заявления об уточнении предварительного списка избиратели могут подавать в участковые избиркомы до 27 октября включительно, - гласит статья 31 закона.
Рассматривается такое заявление не более чем один день, то есть не позднее 28 октября. При этом закон не определяет сроков изготовления уточненных списков избирателей, но, по смыслу статьи 32 закона, такие списки должны быть переданы в соответствующие территориальные избиркомы не позднее 28 октября.
Как указано в статьях 31, 33 закона, в случае принятия решения об удовлетворении заявления избирателя вплоть до 27 октября, соответствующие изменения вносятся председателем или заместителем председателя и секретарем УИК в уточненный список избирателей. УИК безотлагательно уведомляет соответствующий орган ведения Государственного реестра избирателей об изменениях в списке.
В тоже время список избирателей по зарегистрированному месту жительства заявителя может быть изготовлен ранее 27 октября, а значит он не будет учитывать факт включения одного из своих фигурантов в другой список - по зарегистрированному месту пребывания.
Закон позволяет исключать из списка избирателей помимо их воли и согласия. Беспокойство вызывает положение статьи 31 закона, согласно которому избиратель может обратиться с заявлением о включении/исключении в список избирателей третьих лиц.
Закон это положение не детализирует, а потому на практике избиратель может быть включен или исключен из списка не по собственной воле. Следовательно, указанная норма может быть применена для искажения реального волеизъявления территориальной громады и лишения отдельных избирателей возможности реализовать свое избирательное право.
Закон позволяет вносить изменения в список избирателей под видом устранения технических описок. Делать это имеет право руководство комиссий, которое практически везде контролируется Партией регионов.
Часть 6 статьи 33 закона дает право председателю его заму и секретарю УИК исправлять неточности и технические описки в уточненном списке избирателей в день голосования "в случае, если, несмотря на такие технические описки, понятно, что в список избирателей включен именно тот избиратель, который прибыл на избирательный участок для голосования".
Каких-либо критериев определения "понятности включения именно того избирателя" закон не содержит, а потому соответствующая "понятность" становится довольно гибкой, вследствие чего также возможны злоупотребления.
Дело в том, что согласно статье 33 закона, в день голосования изменения и уточнения в уточненный список избирателей вносятся исключительно на основании решения суда. Однако под видом "исправления неточностей и технических описок" в список могут быть внесены изменения без соответствующего судебного решения.
Напомню, УИК формируются соответствующими территориальными избирательными комиссиями, сформированными, в свою очередь, преимущественно из представителей провластной партии. При таких обстоятельствах можно ли рассчитывать на добросовестность руководства соответствующей УИК?
Однако предостеречь от возможных нарушений избирательного законодательства и оперативно их разоблачить способна активная позиция территориальной громады. Избирателям предоставляется возможность публичного контроля за формированием Государственного реестра избирателей.
По собственному заявлению каждый избиратель может получить информацию о персональных данных избирателей по своему избирательному адресу или по названию села, поселка, города, района в городе, о количестве избирателей в указанном населенном пункте (статья 21).
А еще следует помнить, что за нарушение избирательного законодательства установлена уголовная ответственность. В частности, Уголовный кодекс содержит ряд статей, предусматривающих серьезное уголовное преследование за препятствование свободному волеизъявлению, предоставление ложных сведений, за голосование на двух и более участках, за злоупотребление властью и так далее.