Ещё одно подтверждение этой народной мудрости решили сделать избранные этим самым народом его полномочные представители, уже давно именуемые нежным эпитетом «кнопкодавы». В результате в последнюю неделю октября украинские суды лихорадило от наплыва желающих найти справедливость граждан. Люди упорно стояли в многочасовых очередях, как в старые времена, когда в советских магазинах «выбрасывали» дефицит, писали на руках номерки. Много среди них было как раз таких, кто эти времена очень хорошо помнит. Кому-то становилось плохо. Таким вызывали «скорую», но очередь покидать они отказывались – боялись не успеть…
1 ноября ажиотаж спал, и очереди исчезли. Именно в этот день вступил в действие закон Украины «О судебном сборе». Его принятие стало очередным шагом в осуществлении провозглашенной Президентом судебной реформы, а введение его в действие существенно укрепит основы финансовой и организационной независимости судов – именно так сообщил об этом событии официальный сайт Президента Украины.
Основная задача любого закона – сделать жизнь людей проще, более упорядоченной, защищенной и комфортной. Давайте, внимательно почитаем, как теперь будет осуществляться судебный сбор, и разберемся, как, за чей счет и, главное, всех ли решили «защитить» его творцы – нардепы Владимир Пилипенко, Юрий Мирошниченко и Валерий Писаренко, утверждающие, что нововведение позволит разгрузить суды от мелких споров и усилит их материально-техническую базу.
Итак, госпошлина, которую нужно внести в госбюджет за подачу искового заявления, жалобы и прочие бумажки с претензиями, перестала быть привязана к 17 гривнам не облагаемого налогом минимума, а ориентирована теперь на минимальную зарплату. Как результат, госпошлина стала выше, а доступ к правосудию рядовых граждан Украины существенно ограничился. Обращаться в суд стало дорогим удовольствием, которое смогут себе позволить лишь небедные люди, которых у нас, как известно, «подавляющее меньшинство».
К примеру, если раньше подача гражданского иска неимущественного характера обходилась в 17 гривен госпошлины, то теперь за это нужно выложить 98 гривен 50 копеек. Обжалование действий или бездеятельности органов власти, к примеру, по поводу отказа в назначении пенсии, надбавок, невыплаты законных льгот, вместо 3 гривен 40 копеек теперь стоит от 29 гривен 94 копеек до 1970 гривен. Существенно сместилась вилка госпошлины по гражданским искам имущественного характера: вместо 51 - 1700 гривен теперьот 188 до 2823 гривен. Впрочем, подробно впечатлиться изменениями можно, посмотрев приведённые ниже таблицы.
А теперь вводная. Вы по каким-то причинам решили развестись с супругой и не успели это сделать до 1 ноября 2011 года. Поэтому вместо 8 гривен 50 копеекпридется выложить всего лишь в 11 раз больше – 94 гривны 10 копеек. Кое-кто по этому поводу посмеивается, что хоть в чем-то мы стали первыми, если не в Европе, то хоть на постсоветском пространстве – дороже, чем у нас, разводов нет! Как часто бывает, после развода наступил период «распила имущества». Предметом спора стала ничем не примечательная квартира стоимостью около 62 тысяч долларов или 500 тысяч гривен. Если раньше все круги ада в виде рассмотрения в суде первой инстанции, а потом апелляции и кассации обошлись бы в 3400 гривен, то с 1 ноября это уже 6211 гривен. Каждый ли получающий «очень среднюю зарплату» готов без напряга выложить такую сумму?
Есть еще одна народная мудрость: «С богатым судиться – лучше сразу утопиться!». Она тоже нашла отражение в новом законе. Если взять в руки оружие бюрократа – калькулятор, – то можно высчитать, что если обратиться в суд с иском на сумму 100 гривен, то теперь это обойдется в 14 раз дороже (!), а если сразу на один миллион, то в 18 раз дешевле. При этом один из творцов закона – Валерий Писаренко – заявил, что «бизнес-структуры, которые судятся за миллионы, теперь заплатят больше – у них деньги есть». И вообще, по его мнению, упомянутые 6211 гривен вместо 3400 – увеличение, видимо, вовсе незначительное.
От нового закона «жить станет лучше, жить станет веселее» обладателям интеллектуальной собственности, то есть тем, кто что-то разработал, изобрел, сочинил, написал. Если раньше они были освобождены от уплаты госпошлины, то теперь нет. Если использовать пример расчетов, приведенный в 2010 году журналистом Владимиром Коноваленко, то сумма ущерба за неправомерное использование третьим лицом текста статьи сейчас может превышать 37 тысяч гривен. Чтобы обратиться в суд для их взыскания, теперь нужно будет сразу же выложить 1110 гривен госпошлины и судебного сбора. С учетом того, что в рейтинге стран-пиратов Украина вместе с Россией занимает топовую позицию, отмена льгот при судебной защите интеллектуальной собственности выглядит, по меньшей мере, странно.
Но это не единственный удар по журналистам и средствам массовой информации. Творцы закона, конечно же, это отрицают, говоря, что норма закона ориентирована на всех без исключения граждан. Но кому, как не журналистам и периодическим изданиям, чаще всего предъявляют порой миллионные иски по поводу защиты «оскорбленной» ими чести, достоинства и деловой репутации. Если раньше при подаче иска о компенсации морального вреда до 1700 гривен сбор составлял 1% от суммы иска, от 1700 до 170 тысяч гривен – 5%, а более 170 тысяч гривен – 10%, то есть раньше за подачу иска на один миллион нужно было выложить 100 тысяч гривен, то теперь максимально 2955 гривен. Понятно, что, как и раньше, истец должен доказать, что его достоинству действительно нанесен ущерб. Но возможностей надавить на журналиста, таская его по судам даже без перспективы выиграть процесс, а просто, чтобы попить ему кровь из любви к искусству, появилось больше.
Справедливости ради стоит заметить, что закон предусматривает льготы для определённых категорий граждан, в частности для ветеранов войны, инвалидов 1-й и 2-й групп, чернобыльцев 1-й и 2-й категории. Освобождены от госпошлины и те, кто судится в связи с нарушением их трудовых прав или невыплатой зарплаты, потерпевшие от преступлений, желающие получать алименты, жертвы политических репрессий, получившие некачественные товары или услуги, и ряд других категорий. А вот пенсионеров в этом перечне нет, поэтому вместо 3 гривен 40 копеек им придется заплатить 29 гривен 94 копейки. Зато в перечне есть Пенсионный фонд и другие организации. Всё просто. Представьте, что пенсионер выиграл у Пенсионного фонда суд на уровне первой инстанции. Фонд вне всякого сомнения подаст апелляционную, а потом и кассационную жалобу. А вот пенсионер теперь не один раз подумает, стоит ли обжаловать решение суда, его отфутболившего. Гарантии, что суд высшей инстанции примет его сторону, нет, а пошлину заплатить надо будет. Ибо нечего всяким пенсионерам, сидящим на минимальной пенсии, солидных людей от серьёзных дел отвлекать, ведь суды завалены исками о перерасчете пенсий. К примеру, в Донецкой области их более 60 тысяч.
Есть, правда, у суда право отсрочить оплату судебного сбора и даже освободить от него в зависимости от имущественного положения гражданина. Но чёткого критерия его оценки в законе нет, поэтому весьма сомнительно, что суды будут это применять. К слову, такая же норма есть в Гражданско-процессуальном кодексе, но судами она применяется весьма неохотно.
И ещё в качестве информации для размышления такие факты: от судебного сбора ожидают поступление в бюджет более 300 миллионов гривен. В 2011 году долг государства перед своими гражданами по установленным различными законами социальным выплатам достиг 130 миллиардов гривен – более чем по 3 тысячи гривен каждому жителю страны, и продолжает расти, а суды рассматривают сотни тысяч исков граждан Украины к государственным органам. И новый закон вполне может стать рычагом, ограничивающим количество желающих добиться их выплат при помощи служителей Фемиды, ведь за гарантированную Конституцией защиту прав и свобод платить стало тоже дороже.