Украина продолжает финансировать оккупированные территории. Несмотря на заявления о чудовищном дефиците средств, в т.н. «ЛНР» и «ДНР» регулярно идут огромные суммы. Часть этого финансирования вызывает двузначное отношение. Речь прежде всего о пенсиях для людей преклонного возраста, оставшихся по ту сторону линии размежевания огня. По законодательству, для получения пенсии житель самозваной республики должен не только перерегистрироваться на контролируемой Украиной территории, но и постоянно проживать там. Представители центральной власти неоднократно заявляли, что никаких выплат в городах и селах, неподконтрольных правительству, быть не может. На самом же деле существуют схемы, по которым запреты выплат с легкостью обходят.

В самозваных народных республиках, где народ нечем кормить, возник т.н. пенсионный туризм, благодаря которому пенсионеры оформляют и регулярно получают из Украины пенсии, зачастую даже не выезжая за пределы своих населенных пунктов. С юридической и логической точек зрения, такие выплаты не только незаконны, но и недопустимы, тем более что определенный процент от полученных денег пенсионеры отдают организаторам схем, задействованных, как правило, во властных структурах «ЛНР» и «ДНР». То есть из Пенсионного фонда Украины идет непрямое финансирование терроризма. Но с моральной точки зрения — перекрывать пожилым людям доступ к деньгам, которые они заслужили многолетним трудом, и которые, учитывая дороговизну продуктов и отсутствие другого дохода на оккупированных территориях, является единственным средством к существованию, как-то неправильно. Как быть с этой дилеммой, не определилось и само государство, поэтому на «пенсионные схемы» власть пока просто закрывает глаза.

Другие схемы далеко не столь двузначные. Известны факты, когда Киев финансировал структуры, которые не только остались на оккупированной территории, но и откровенно служат сепаратистам. Самый громкий пример — с Луганским филиалом РРТ. Его работники отключили украинские телеканалы, наладили трансляцию «ЛНР»-овского «Луганск-24» (а также ряда российских ТРК из числа самых пропагандистских) и несколько месяцев получали из Киева зарплату (очевидно, как бонус к «премиальным» от «ЛНР»). Когда эти факты всплыли на поверхность, и поднялся скандал, финансирование перекрыли, — впрочем, большинство работников Луганского филиала РРТ так и остались на службе у сепаратистов.

Порядок финансирования оказавшихся под оккупацией бюджетных учреждений прописан в постановлении Кабмина Украины от 7 ноября прошлого года. Там четко указано — чтобы сохранить финансирование, учреждение должно было до 1 декабря 2014 г. переместиться из самозваных республик и зарегистрироваться на контролируемой Украиной территории (не обязательно в Луганской или Донецкой областях). Многие такие учреждения действительно переехали и перерегистрировались, среди них — институты и университеты, больницы и диспансеры, учреждения культуры и т.п. На новом месте им пришлось начинать работу с нуля, поскольку помещения и оборудование остались в «ЛНР» или «ДНР». В то же время заявки на перемещение подали и некоторые учреждения, которые в принципе не могли переехать из оккупации. Доходило до абсурда — зарегистрироваться на контролируемой Украиной территории захотели, например, сельские советы и районные госадминистрации. И некоторые из них действительно были зарегистрированы здесь! Приведем лишь несколько показательных примеров. В декабре прошлого года регистрационная служба Беловодского района Луганской области (контролируемая Украиной территория) зарегистрировала у себя Софиевский поселковый совет, расположенный вблизи г. Красный Луч (территория, оккупированная боевиками). После чего Госказначейство выделило поселковому совету на заработную плату, благоустройство поселка (!), содержание детсада и клуба 404 тыс. 956 грн! Разумеется, что на самом деле никто из поселкового совета Софиевки в Беловодский район не переезжал, все так и остались на оккупированной территории. Та же Беловодская регистрационная служба, по аналогичному примеру, зарегистрировала и управление госземагентства из Антрацитовского района (территория Луганщины, оккупированная боевиками). После чего Госказначейство выплатило «перемещенному» учреждению полугодичную задолженность по зарплатам на сумму 245 тыс. 371 грн. Что никто из госземагенства на самом деле не переезжал на контролируемую Украиной территорию (да и как можно переехать, если земля осталась в «ЛНР»!), объяснять не надо. И еще один пример из той же серии. В декабре прошлого года в Беловодске было зарегистрировано управление госземагентства из Красного Луча (город, оккупированный «ЛНР»), которому госказначейство сразу выплатило задолженность по зарплатам на сумму 346 тыс. 697 грн. Как и в предыдущих случаях, учреждение так и осталось на месте своей естественной дислокации — в Красном Луче, никто переезжать за линию размежевания не собирался. Таким образом, госказначейство, которое на контролируемой Украиной территории позволяет финансировать только защищенные статьи, выделило на зарплату, благоустройство, клуб и т.д. на оккупированной территории миллион гривен!

По аналогичной схеме была зарегистрирована также Славяносербская районная государственная администрация (напомним, что Славяносербск оккупирован т.н. казаками всевеликого войска донского, которые прямо из райцентра обстреливают села на контролируемой Украиной территории). Чиновники из РГА признали «новую власть»; несмотря на неоднократные обращения, они не сделали абсолютно ничего для восстановления систем жизнеобеспечения, которые ведут из оккупированной части в села Славяносербского района, оставшиеся за линией размежевания на украинской стороне, — однако потребовали от Украины погасить задолженность по зарплате! Выплаты им заблокировали только после вмешательства областной власти.

По первым трем фактам открыты уголовные производства, идет следствие, хотя понятно, что вернуть в бюджет выделенные средства уже не удастся...

Приведенные примеры — далеко не единичны. Их так много, что в первой половине марта Кабмин вынужден был внести несколько уточнений к постановлению о перемещении учреждений из оккупированных территорий. Согласно этим уточнениям, отныне на контролируемой Украиной территории будут регистрироваться, и финансироваться только те бюджетные учреждения, которые перемещаются вместе с работниками и смогут обеспечить на новом месте полноценное выполнение своих функциональных обязанностей. Остальные государственные структуры будут финансироваться из бюджета уже после освобождения оккупированных территорий.

Если новые правила будут соблюдены, это не только сэкономит бюджету массу средств, но и заблокирует поступление украинских денег на территории самозваных республик, которые Верховная Рада Украины признала террористическими организациями. По крайней мере, пока по ту сторону линии размежевания не придумают новые схемы…