Недавно состоялись публичные дебаты на тему "Экономические реформы помогут побороть коррупцию в Украине", которые организовывал Фонд "Эффективное управление" вместе с британской компанией Intelligence Squared.
Мероприятие началось с выступления Бориса Краснянского, управляющего партнера PricewaterhouseCoopers Ukraine, который вместе Мартином Райзером, директором регионального офиса Мирового Банка в Украине, Беларуси и Молдове, представлял панель «за». То есть они считают, что экономические реформы обязательно должны помочь побороть коррупцию. В команде «против» участвовали народный депутат от БЮТ Наталья Королевская и президент Центра экономического развития Александр Пасхавер. Их главный аргумент: проводить экономические реформы без жесткой антикоррупционной политики – полная профанация.
Команда «За»
Главный месседж Бориса Краснянского – экономические реформы направлены на снижение роли государства в управлении экономикой, а следовательно, снижается роль и возможности чиновника брать взятки.
«Из этого определения вытекает, что если экономическая реформа проводится правильно и последовательно, то чиновник, по сути, изолируется от вмешательства в экономику. Он не может решать вопросы и у него из рук уходит возможность требовать взятки», - отметил Краснянский.
Эксперт также считает утопией замену коррупционных чиновников на честных. «Где взять честных чиновников? Где гарантия, что они не начнут брать взятки?» - задавал он риторический вопрос залу.
По словам Краснянского, возможности брать взятки у чиновников появляются и благодаря противоречиям действующего в Украине законодательства.
«Когда налоговый инспектор может решать, какую нужно принять точку зрения, у него появляется возможность требовать взятку», - уверен эксперт.
Анализируя коррупцию в Украине, управляющий партнер PricewaterhouseCoopers пришел к выводу, что корни ее - в теневой экономике. Кроме того, фундаментом для коррупции являются противоречия в законодательстве, нищета населения и толерантность населения к взяточникам.
«Если с первым можно бороться методами подавления, то искоренить толерантность можно только экономическими методами», - сделал вывод Краснянский.
Уже в конце своего выступления эксперт признал: победить коррупцию исключительно проведением экономических реформ невозможно – нужен комплекс мер, включая наличие политической воли. Но и победить коррупцию только репрессивными мерами, не осуществляя экономических реформ, тоже нельзя.
Директор регионального офиса Мирового Банка в Украине Мартин Райзер дополнил Краснянского. В своем выступлении он пытался донести мысль, что делить чиновников на честных и нечестных – контрпродуктивно. Главное, нужно изменить систему, а это возможно сделать лишь с помощью проведения экономических реформ.
«У вас гораздо чаще менялась власть, но уровень коррупции не снизился», - привел убийственный аргумент Мартин Райзер.
Команда «Против»
По мнению народного депутата Натальи Королевской, в условиях тотальной коррупции проводить экономические реформы невозможно. «Это, скорее всего, симуляция», - уточнила она и процитировала комментарий со своей странички в "Фейсбуке": "Борьба с коррупцией сейчас достигла таких высот, что уже никаких взяток не хватает".
Коррупцию в стране Королевская поделила на три разных составляющих – бытовую, с которой сталкивается абсолютное большинство граждан, элитную, когда для извлечения личной выгоды отдаются в управление предприятия и даже целые отрасли, и системная – когда продаются и покупаются должности.
«Именно здесь нужны шоковые антикоррупционные реформы», - добавила она.
Королевская согласилась с тезисом, что теневая экономика является фундаментом коррупции, но добавила: у страны, в которой исповедуются двойные стандарты в управлении государством, в уплате налогов и ведении бизнеса, нет будущего.
«Коррумпированный бюрократ не может провести эффективную реформу. Потому что самую лучшую идею он исказит», - сделала вывод народный депутат.
В качестве примера она привела осуществленную властью налоговую реформу.
"Стало ли легче жить бизнесу от принятия Налогового кодекса, а именно такая цель была задекларирована? Отнюдь. Более того, с принятием Налогового кодекса в стране открыт сезон охоты на бизнес: теперь предприниматель должен договориться, какой размер налога он должен заплатить, либо его принуждают платить определенный размер налога", - сказала Королевская.
Экономист Александр Пасхавер в своем выступлении во многом поддержал коллегу. Он также высказал уверенность, что в Украине в результате системной коррупции произошло деформирование функции государственных органов. В такой среде проводить экономические реформы априори невозможно.
«Либеральные реформы в наших условиях не являются реформами, - сказал Пасхавер. - Если пытается в этой среде проводить реформы, то они либо стопорятся, либо извращается или уничтожается их действие».
В связи с этим известный экономист считает, что экономические реформы будут иметь успех, если создать некий антикоррупционный навес. «Именно это является основополагающим фактором проведения экономических реформ», - сказал он.
Пессимизм против оптимизма
Ответы докладчиков на вопросы собравшихся на дебаты экспертов и журналистов очень скоро показали, что между командами много общего. Оказалось, что никто из них и не оспаривает системность и комплексность борьбы с коррупцией. Согласны все и с тезисом, что система ломает честных чиновников, заставляя их быть коррупционерами.
Участники дебатов указывали и на важность гражданского контроля за властью, и что полностью победить коррупцию вряд ли удастся.
Увидев, что дискуссия порой теряет остроту и размываются отличия между командами, слово взяла директор Фонда «Эффективное управление» Наталья Изосимова.
По ее мнению, у команды «за» больше теоретических размышлений, у команды «против» - практической направленности. «Я заметила и другие отличия. У панели «за» больше оптимизма, у панели «против» - больше пессимизма, мол, что бы ни делали, все извратят. Анализируя ваши аргументы, не могу понять, что нужно делать: или мы убираем коррупционных чиновников, а потом начинаем экономические реформы, или это должно быть два параллельных процесса?» - спросила Изосимова.
«Однозначно, нам нужно проводить реформы. Но проводить их без жесткой антикоррупцинной борьбы бесполезно», - сразу же ответила Королевская.
«Антикоррупционный навес – это тоже реформа. Но это проявление воли, это сигналы всему обществу. Но этот шаг нужно сделать вначале. Все идет параллельно. Но нужно проявить волю. Особенно к своему окружению», - четко ответил Пасхавер.
Видимо, эти аргументы для аудитории оказались более близкими. Состоявшееся после дебатов голосование показало — 49% не считают, что экономические реформы помогут побороть коррупцию, 46% считают иначе. Но есть и те (к счастью, их оказалось не так много), кто вообще не верит в успешность борьбы с коррупцией.