Власти, которая заинтересована протащить как можно больше своих кандидатов, дабы «подшить» реально не существующее коалиционное большинство. Политическим партиям, которым выпал шанс проверить запас популярности на конкретных территориях. Похоже, меньше всего эти политсоревнования нужны местным избирателям...

Напомним, что на Прикарпатье в 85-м округе с центром в городе Калуше промежуточные выборы в Верховную Раду проходят потому, что депутат-мажоритарщик Игорь Насалик стал министром энергетики и угольной промышленности и сложил депутатский мандат.

Участвуют в гонках 37 кандидатов, что, если учесть опыт всех предыдущих парламентских выборов, слишком уж высокий для Западной Украины показатель. Все влиятельные политические силы (кроме Оппозиционного блока) выдвинули своих кандидатов. Но выборы на Ивано-Франковщине показывают еще и прочность братских отношений, способность больших денег и родственных возможностей обеспечить поддержку-крышу наиболее рейтинговым политическим силам. Небезразличные избиратели и политологи увидели, как накапливаемый годами финансовый капитал при поддержке близких людей можно трансформировать в капитал политический. От Блока Петра Порошенко за мандат соревнуется родной брат Игоря Насалика, в прошлом владелец завода минеральной воды, а ныне мэр Рогатина Сергей Насалик. От УКРОПа баллотируется родной брат директора ТК «Буковель» Александра Шевченко — бизнесмен Виктор Шевченко.

ВО «Батьківщина» в который раз сделало ставку на калушского предпринимателя Ольгу Сикору, которая в 2012 г. выиграла выборы в этом округе и была нардепом, а через два года с большим отставанием проиграла внеочередные выборы в Верховную Раду Игорю Насалику, получив лишь немногим более 11% голосов. Осознавая риск уступить раскрученным в этой местности политдеятелям, «Свобода» не выставляла своих политиков-тяжеловесов — О.Тягнибока, Р.Кошулинского и А.Кайду. Эта политсила отправила на округ заслуженную учительницу, волонтера и общественного деятеля Оксану Тебешевскую и таким образом избежала ловушки.

Палитра кандидатов в округе довольно широка, однако агитационную кампанию проводят не более десятка из них. Подавляющее большинство участников борьбы — «парашютисты». 13 живут в Киеве и Киевской области, пятеро — во Львове и на Львовщине, еще столько же — в Ивано-Франковске. В кандидаты записались даже по одному жителю Закарпатья и Донецкой области. Риторический вопрос: захотят ли они защищать интересы жителей чуждого им округа?

Технология использования на выборах технических кандидатов, совсем или почти за себя не агитирующих, со времен Януковича никуда не подевалась: настало время — и ее реанимировали и полностью задействовали. Любопытно, как 18 кандидатов в нардепы вносили представление относительно назначения членов УИК. Наблюдатели ГС «Опора» обнаружили, что представления от 11 кандидатов изготовлены на компьютере одной организации, файлы созданы с интервалом в 20–40 минут. А количество членов от технических кандидатов достигло 50% от общего состава участковых комиссий. Многие из них — выходцы из других округов, особенно из Львовской области, и ни сном ни духом не ведали, что будут работать в участковых комиссиях. Не удивительно, что их подписи на заявлениях, вероятнее всего, подделаны. По этому поводу окружком обратился в полицию, но проверка содержимого папок с представлениями продолжается по сей день. Таким образом, «левых» людей в УИК нужно было массово заменять, что крайне осложнило работу окружкома. На момент написания статьи ОИК заменила более 1000 из 5000 представленных в члены УИК кандидатур. А многих обновить не удалось. И потому ряд участковых комиссий за несколько дней до проведения выборов работали в неполном составе. Разве это не картина выборов эпохи Януковича? Ощущение — будто на дворе парламентские выборы 2012 г.

Но цель выдвижения технических кандидатов, как показывает практика, — застолбить за собой как можно больше членов участковых комиссий. А уже через них основные кандидаты усиливают влияние на работу этих комиссий и принятие теми важных решений.

Сложно утверждать, какое неформальное количество своих членов в 166 УИК округа имеют основные кандидаты. Проще подсчитать, сколько их свояков в окружной комиссии. Принимая во внимание нынешние официальные представления от политических сил и факты представительства от партий и кандидатов в президенты на предыдущих выборах, больше всего своих людей имеет кандидат от БПП Сергей Насалик — по меньшей мере 4 из 18. Включительно с председателем и секретарем. Другие основные кандидаты «представлены» меньшим количеством членов окружкома — по трое-двое, и потому защищать результат выборов или, наоборот, добиваться его пересмотра им будет труднее.

С учетом промежуточных выборов эта избирательная кампания в Верховную Раду на этой территории со времени провозглашения независимости уже восьмая. Однако соревнование идей и программ кандидатов и партий до сих пор не стало нормой. Согласно выводам ГС «Опора», у 21 кандидата из 37 программы либо полностью списаны с программ других кандидатов, либо являются перепевом партийной программы, без привязки к проблемам округа.

Массовый подкуп избирателей поражает своим цинизмом — будто не было Революции Достоинства и войны в Донбассе. Будто жители Прикарпатья не погибали на Майдане и на востоке Украины, не получали ранений, увечий и психических травм на всю жизнь. Голосовать «за» склоняют нехитрыми, но действенными методами.

Познавательные горизонты жителей округа значительно расширил кандидат от УКРОПа Виктор Шевченко, организовав бесплатные поездки в Буковель. Он руководствовался простой логикой: если люди погрузятся в атмосферу горнолыжного курорта, то поймут, как нужно проголосовать. Но вопреки задуманной тактике, с отбором кандидатов на такие поездки случаются забавные истории.

«Могу ли я поехать бесплатно в Буковель?» — спрашиваю в Рогатине агитатора от УКРОПа. «А откуда вы будете?» — интересуется она. Называю первое пригородное село. «А у вас разве не висит объявление?» — удивляется она. «Извините, почему-то не заметил». — «Так идите в районный штаб и запишитесь на поездку. Еще успеете». — «А можно взять друга из Львова?» — «Берите, — шепчет агитатор. — Но вы должны пристроить его на заднее сиденье и закрыть ему рот, чтобы не проговорился, откуда взялся. А то будет беда».

Буковельские приманки совсем недавно, на выборах в Верховную Раду в 2012 и 2014 гг., использовал в Ивано-Франковске штаб брата Виктора Шевченко — Александра, директора ТК «Буковель». И массовые поездки людей на горнолыжный курорт в некоторой степени обеспечили ему победу в 2014 г.

Методы деятельности мэра Калуша Игоря Насалика позаимствовал его брат Сергей, став в прошлом году градоначальником Рогатина. Благоустройство города, живые цветы возле фонарей и на электрических столбах — все это начиналось с Калуша и дошло до соседнего райцентра. Но если Игорь Насалик с городским советом практиковали разные программы бесплатной медпомощи для жителей Калуша, то в Рогатине, где намного меньше населения и финансовых возможностей, пока что действует бесплатное медицинское обслуживание для рожениц из Рогатина в районном роддоме — затраты на себя взял городской бюджет. Сергей Насалик понял: если такие новации сработали раньше и брат получил в этом округе на выборах в 2014 г. 52% голосов, то почему же законным способом самому не воспользоваться ими? Но не думайте, что этот кандидат совсем без греха. На днях в коммунальном учреждении Калуша — дворце культуры «Минерал» — были обнаружены пачки агиток за Сергея Насалика. Но следственно-оперативная группа Калушского отдела полиции, прибывшая на место события по вызову очевидцев, агитации уже не обнаружила. Работники учреждения объяснили, что агитматериалы забыл случайный посетитель, который к моменту приезда полицейских их уже забрал. Ищи-свищи! И не удивительно, что нарушение избирательного законодательства случаются еще и потому, что правоохранители очень часто их «не замечают».

Самовыдвиженец, экс-консул Украины в Мюнхене Владимир Цвиль, которого во время избирательной кампании поддержал КУН, на днях оставил калушанам детскую площадку. Но если бы она была оплачена из избирательного фонда кандидата, как велит закон! Оказывается, это — подарок немецкого предпринимателя Матиоса Гепфнера, имеющего бизнес в Украине. Подсластил же подарок местный священник, благословив кандидата в поход за депутатским мандатом. Конечно, показательно беспокоясь о детях, можно влиять на политический выбор их родителей. А кандидат от партии «Патриот», бывший прокурор Ивано-Франковской области Николай Гошовский, понял, что нужно эффективно работать со священниками разных конфессий. Что он и делает во время предвыборных поездок, а духовенство уже потом наставляет паству, как «правильно» проголосовать.

Прикарпатский избиратель дезориентирован. Потому и явка на этих выборах будет низкой. Неожиданности могут случаться разные. И чем ближе ко дню голосования, тем очевиднее: кто из фаворитов гонки максимально мобилизовал свой электорат, тот и победит.