В мае Одессу захлестнула волна ложных минирований. Анонимы обещали подорвать два отделения разных банков, суд, госпиталь, школу, здание Госпогранслужбы и даже отделение милиции. И все это в течение одного месяца. К счастью, ни одно предупреждение о заложенной взрывчатке не подтвердилось. В одном случае милицию и спасателей потревожил ребенок, в другом – 83-летний пенсионер, который не смог объяснить правоохранителям мотивы своих действий.
Если взглянуть на статистику, становится понятно, что так называемый телефонный терроризм с каждым годом становится в Украине все популярнее. И это несмотря на то, что летом прошлого года нардепы ужесточили наказание по 259-й статье Уголовного кодекса – заведомо ложное сообщение об угрозе безопасности граждан. Так, если раньше за ложную тревогу о подготовке взрыва шутника могли наказать штрафом, арестом или ограничением свободы, то сегодня за такую шалость предусмотрена лишь тюрьма. От двух до шести лет – срок немалый. Если же шутнику покажется мало и он после возвращения из мест не столь отдаленных снова примется за старое, ему светит от четырех до восьми лет лишения свободы. Соответственно, исходя из вида наказания, шутки в стиле «скоро будет большой бум» – это тяжкое преступление, сродни грабежу с применением насилия.
По данным МВД, в 2011 году в милицию поступило 170 обращений о минировании. Всего правоохранителям удалось раскрыть 99 уголовных дел и разыскать 96 человек, которые их совершили. В 2012 году было зарегистрировано уже 205 ложных сообщений о минировании. Милиции удалось раскрыть 132 уголовных дела и найти 118 человек, которые были причастны к телефонным розыгрышам.
В пресс-службе Генпрокуратуры, которая в конце 2012 года взяла на себя функции МВД по регистрации правонарушений, нам сообщили: в течение последнего полугода было зафиксировано уже 190 уголовных преступлений, связанных с заведомо ложными сообщениями о подготовке взрывов, поджогов, убийствах людей…
Им смешно, а нам обидно
«Несколько лет назад мы с мужем на киевском вокзале ждали ночной поезд. Приехали намного раньше, так как не хотели тратить деньги на такси. Спать хотелось очень сильно, мы расположилась в зале ожидания и я даже уснула. Вдруг меня разбудил человек в форме: «Спокойно направляйтесь к выходу». Все вышли. На улице хоть и лето, но ветер был сильный. Потом еще дождик начал моросить. Позже нам объяснили, что какой-то шутник сообщил о минировании Центрального вокзала. Конечно, тревога была ложная», – рассказала ForUm’у киевлянка Женя.
А вот как описала ложное минирование своей гимназии черкасчанка Зоя: «Я была в 9-м классе. Помню, мы как раз писали тесты по физике. Вдруг дверь открывается и нам объявляют: всем нужно покинуть школу, в здании бомба. А учитель нас не пускает! Говорит, вранье все это, и вообще, пока тесты не допишете, никуда не пойдете. Потом, конечно, мы все-таки покинули класс, учителя построили всех учеников школы в шеренги. Наверное, чтобы мы могли в случае чего полюбоваться красивым заревом... Хотя их тоже можно понять, они волновались и не знали, что делать: для них это было впервые». Согласно статистике, вокзал – одно из наиболее привлекательных мест для для лжеминеров. В этом году анонимы грозились подорвать восемь вокзалов Украины, из-за чего общая задержка поездов составила 40 часов, сообщили в пресс-службе «Укразализныци». Тогда как за весь 2012 год таких случаев было всего десять. Наряду с вокзалами минеры-анонимы проявляют большой интерес к метро, магазинам, кафе, торговым центрам. Кроме того, лжетеррористы «минируют» учебные заведения и административные здания. Чуть реже объектами розыгрышей становятся поезда и самолеты.
Все это – классика жанра. Но шутники нередко выходят за рамки стандартного перечня и «минируют», например, роддома. Такой случай произошел в прошлом году в Луганске. Объектом для «бомбовых» розыгрышей в Украине становились детсады, дискотеки, театры, больницы, отели. Пару лет назад анонимы сообщили о взрывчатке в белоцерковском ЗАГСе, которую в итоге так и не нашли.Объектом злой шутки стал даже одесский мужской монастырь, причем «минером» оказался один из его послушников. Таким образом монах хотел отомстить руководству за конфликт. Искать бомбу в прошлом году саперам и кинологам пришлось на тернопольском кладбище. Порой телефонные террористы обещают взрывы на мостах.
Злые вы, напугаю я вас
Чаще всего «шутниками» выступают люди подшофе. На втором месте – ученики и студенты, которые пытаются сорвать занятия. Многие из них не до конца осознают те неприятности и неудобства, которые они причиняют другим людям.
Но если с первыми и вторыми все понятно – одни неадекватные, другие слишком юные, то что можно сказать о взрослых людях, звонящих на горячую линию забавы ради? «Это, прежде всего, опять жажда контроля. Одна из ее форм. «Опять» – потому что большинство преступлений и глупостей совершаются людьми в стремлении контролировать других. Это из-за недобора контроля (удовлетворенности самим собой) в одной из сфер собственной жизни. А так – позвонил в милицию или пожарным, и радуешься – они все бегают и делают то, на что их подвиг звонящий, т.е. в те минуты их контролирует он. Вторая причина – это комплекс героя. В данном случае – мнимого, псевдогероя. Комплексующему до такой степени необходимо почувствовать себя нужным, важным, что он выдумывает причину для этого – ложный вызов.
Себя при этом оправдывает чем-то вроде: «держу в тонусе милицию», «помогаю не расслабляться». Т.е. у таких правонарушителей присутствует желание быть хорошим в глазах окружающих. Помогать им. Но недостает смекалки, как это делать конструктивным путем. Поэтому они и мстят посредством ложных вызовов – проекция обиды на собственную несообразительность, как именно можно действительно помогать», – говорит психолог, кандидат психологических наук, писатель Нелли Верховская.
Впрочем, иногда мотивами для злой шутки становится и личная выгода. Например, в Запорожье мужчина «заминировал» магазин, чтобы найти потерянные 50 долларов. Некоторые додумываются позвонить на горячую линию, когда опаздывают на самолет. А вот во время Евро-2012 расстроенный украинский болельщик обещал взорвать НСК «Олимпийский», так как был недоволен результатами матча Украина-Англия.
Справедливости ради стоит отметить, что тревога не всегда бывает ложной. Иногда люди действительно пугаются бесхозных сумок, чемоданов и прочих подозрительных предметов. Например, прошлой осенью уборщица метро на станции «Печерская» обнаружила в урне устройство, похожее на взрывоопасное. Женщина побоялась самостоятельно его проверить и вызвала спасателей. Станцию временно перекрыли, в итоге оказалось, что это трубочки от фейерверков. Но такие случаи в Украине – скорее, исключение из правил, и конечно, никакого наказания к бдительным людям правоохранители не применяют.
Это заразно
В темпах «минирования» не отстает от нас Россия. Хотя там наказание за ложную тревогу гораздо мягче – шутников чаще всего штрафуют или отправляют на исправительные работы. Самая страшная санкция, которую может назначить российский суд – до трех лет тюрьмы. В Беларуси телефонных террористов могут бросить за решетку на срок до пяти лет. Но практика показывает, что чаще всего заключение не превышает двух.Впрочем, такие телефонные розыгрыши распространены не только на просторах СНГ. Злоумышленники уже несколько раз «минировали» и Эйфелеву башню в Париже, и китайские самолеты. Вот только в Поднебесной ситуация обстоит гораздо серьезнее. Согласно закону, такое преступление в этой стране карается лишением свободы на срок до 15 лет.
Между тем лжетеррористы появились уже и в социальных сетях. В частности, в Мексике преподаватель частной школы и радиоведущая распространили в Twitter ложные сообщения о том, что боевики атаковали ряд школ в городке Веракус. Перепуганные родители бросились спасать своих детей. В итоге линии спасения оказались перегружены, а из-за паники на улицах произошло 26 ДТП. По информации The Guardian, мексиканским шутникам грозит до тридцати лет тюрьмы за подстрекательство к насилию и провоцирование хаоса. Срок за твит, состоящий из 140 символов, бесспорно, огромный, поэтому вполне возможно, что наказание смягчат. Но ведь и последствия ложных сообщений также оказались серьезны.
Как видим из мировой практики, Украина – не самая суровая страна в отношении лжетеррористов. Законодатели многих государств идут по пути ужесточения наказания для телефонных шутников. Очевидно, исходя из логики защиты нацбезопасности. Ведь чувство юмора – замечательное качество, но лишь до тех пор, пока шутки не угрожают жизни и здоровью других людей.