Описывая последние события на востоке страны, украинские СМИ львиную долю внимания уделяют Дебальцево, хотя есть еще один населенный пункт, в котором ситуация не лучше, а, может, даже хуже. Речь о Чернухино Луганской области, что в 12 километрах от Дебальцево. Происходящее в этом поселке сейчас можно охарактеризовать двумя словами — гуманитарная катастрофа.
«Если бы не Майдан, не было бы этой войны»
Чернухино (ранее Перевальский район) — один из крупных населенных пунктов Луганщины. В мирное время здесь жили более 6 тыс. человек, есть две школы, детсад, больница. А еще — колония строгого режима на тысячу заключенных. После установления так называемой линии размежевания (а проще говоря — фронта) прямые дороги в поселок оказались заблокированными, поэтому доехать сюда из административного центра Луганщины — Северодонецка — можно только через Дебальцево Донецкой области.
Мне представилась возможность побывать в поселке во время первого (с начала боевых действий) визита сюда представителей областной власти — в начале октября прошлого года. Первые впечатления, как известно, самые яркие. К ним можно причислить полуразрушенные от времени, а не вследствие боевых действий, покинутые дома на окраине, два ухоженных памятника вождю мирового пролетариата, огромный, построенный в духе соцреализма дом культуры и, конечно же, местных жителей. Большинство селян не скрывали, что участвовали в «референдуме» о независимости «ЛНР», и проявили удивительную избирательность в оценках происходящего сейчас на Донбассе. Чернухино фактически находится между двух огней — с северной стороны поселка стоят украинские силовики, а на юге, со стороны Алчевска — боевики «ЛНР», большинство которых — так называемые казаки всевеликого войска донского. Во время артиллерийских перестрелок снаряды летят над поселком в обоих направлениях (некоторые взрывались на окраинах, хотя значительных разрушений тогда не было), однако селяне видели только одного участника боевых действий. «Скажите Порошенко, чтобы нас не обстреливал», — говорили они. Или еще: «Если бы не Майдан, не было бы этой войны».
Поскольку Перевальск находится в руках «ЛНР», государственное финансирование района заблокировано. Чтобы разблокировать его для Чернухино, которое юридически принадлежало к оккупированному району, а фактически оставалось под контролем Украины, поселок решением Верховной Рады передали в Попаснянский район. Пятимесячную задолженность по пенсиям (около 30 миллионов гривен наличными, запакованных в несколько мешков) сюда привезли 17 октября в сопровождении БТР и автоматчиков. Чтобы получить ее, перед домом культуры собралась огромная очередь, которая не разошлась даже когда на окраинах, где-то в километре-полутора, начали взрываться снаряды.
Из-за постоянных обстрелов Чернухино периодически оставалось то без света, то без воды, то без газа. Восстанавливать поврежденные системы жизнеобеспечения приходилось с огромными усилиями и риском для ремонтников, которые часто работали под пулями, в прямом смысле слова. Благодаря аварийным бригадам большую часть времени, вплоть до прошлого месяца, поселок оставался со всеми основными благами цивилизации. В январе сюда в сопровождении автоматчиков еще завезли пенсию и закрыли все социальные выплаты. Уже тогда селян предупреждали — ситуация обостряется, поэтому лучше уехать из поселка на безопасные территории. Однако большинство людей (особенно пожилых) уезжать категорически отказались. А когда начались активные боевые действия, сделать это стало невозможно.
В наступление полноценного мира не верит почти никто
Во время попыток взять Дебальцево под огнем боевиков оказалось и соседнее Чернухино, занимающее стратегическое положение в нынешнем театре боевых действий. Сначала на окраинах, а позже и на улицах поселка вспыхнули кровопролитные бои, унесшие много человеческих жизней (к примеру, именно в Чернухино погиб командир батальона имени Джохара Дудаева Иса Мунаев). После неоднократных попаданий артиллерийских снарядов колония строгого режима, в которой оставалось меньше 400 заключенных, фактически прекратила существование. Ограда колонии повреждена во многих местах, корпуса разбиты, заключенные разбежались кто куда. Голова поселка бежал в оккупированный Алчевск, местные депутаты исчезли еще раньше, селяне, не успевшие уехать, брошены в эпицентре боевого противостояния на произвол судьбы.
Целенаправленные попытки вывезти людей из Чернухино предпринимались неоднократно. В прошлое воскресенье руководство пенитенциарной службы области, заручившись гарантиями представителей ОБСЕ о временном боевом затишье, пыталось эвакуировать охранников колонии и их семьи. Однако бронированный пассажирский КрАЗ боевики подорвали еще на подступах к Чернухино, поэтому миссия завершилась ничем. В прошлый вторник руководство облгосадминистрации попробовало вывезти в безопасное место селян сразу после воскресных переговоров с участием руководства АТО, представителей российского Генштаба и «ЛНР» и «ДНР» (Чернухино находится на административной границе Луганской и Донецкой областей, поэтому к переговорному процессу пришлось привлекать обе так называемых республики). В результате переговоров приняли решение об открытии гуманитарного коридора наподобие того, что существовал для жителей Дебальцево. Однако когда транспорт для эвакуации выехал в Чернухино, в 15 километрах от Дебальцево автодорога оказалась заблокированной из-за боевых действий. У Логвиново российские танки перекрыли трассу, заблокировав доступ и к Дебальцево, и к Чернухино. Переговоры об открытии гуманитарного коридора продолжаются до сих пор, однако, пока что без ощутимых результатов.
О происходящем в Чернухино сейчас известно из отрывочных рассказов местных жителей, с которыми периодически появляется мобильная связь. По их словам, часть поселка заняли боевики, на улицах ведутся бои, а оставшиеся пожилые люди (таких приблизительно несколько сотен) практически безвылазно сидят в подвалах, ожидая обещанного коридора. На окраинах села много погибших (в том числе военных), которых никто не забирает. В среду, во время коротких перерывов между перестрелками и боями, несколько десятков человек, способных ходить, пешком вышли из поселка в сторону оккупированных территорий (Перевальска, Алчевска). Идти пришлось три-четыре часа через поля, часть которых заминирована, однако на сегодня это единственная возможность вырваться из чернухинского ада и попасть туда, где не стреляют. Выехать из поселка на транспорте невозможно — автомобили расстреливают без колебания и предупреждения.
Остальные селяне все еще продолжают ждать эвакуации. Продукты у них заканчиваются, силы — тоже. В четверг, когда главы четырех государств договаривались в Минске об общем прекращении огня, в Чернухино шли такие же горячие боевые действия, как и в среду, вторник или за неделю до того. Те, кто сидит сейчас в подвалах, надеются, что минские переговоры дадут хотя бы временное затишье и возможность выехать в безопасное место. В наступление полноценного мира не верит почти никто.
P.S. За последние четыре месяца мне пришлось побывать в Чернухино пять раз. И видеть собственными глазами, как постепенно меняется отношение селян к представителям украинской власти: от категорического неприятия и абсурдных обвинений — до нормального, хотя иногда и горячего диалога. Своевременная выплата пенсий, которую привозили БТРами (и о которой в «ЛНР» могут только мечтать), постоянное восстановление поврежденных обстрелами систем жизнеобеспечения все-таки давали определенный эффект. Казалось, еще немного, и сознание селян изменится кардинально. Теперь это уже не имеет никакого значения. Для тех, кто остался в Чернухино, все равно, кто будет здесь дальше — Украина, «ЛНР», Россия или кто-то еще. Главное — чтобы, наконец, перестали стрелять.