6 апреля 2017 г. безвизовый режим стал на шаг ближе для украинцев — за проект соответствующей законодательной резолюции проголосовал 521 депутат Европарламента.
Поздравлять друг друга с окончательным завершением безвизовой эпопеи, которая продолжается с 2010 г., еще рано: впереди остается голосование на Комитете постоянных представителей стран — членов ЕС и в Совете ЕС. Если эти шаги осуществятся по графику, т.е. в апреле и мае соответственно, тогда украинцы смогут путешествовать в ЕС без виз уже этим летом.
Результаты голосования в Европарламенте были ожидаемыми, — в конце концов, ЕП традиционно самый дружественный к Украине институт ЕС. Но и на межправительственном уровне сюрпризов не предвидится: в ЕС существует консенсус по скорейшему принятию решения о безвизе для Украины.
Те, кто пристально следит за евросоюзовским дискурсом, могли заметить: в ЕС уже около полугода придерживаются неформального правила — хвалить Украину. Например, наблюдателей, осведомленных с обычно сдержанной лексикой официальных документов ЕС, могла удивить возвышенная риторика отчета относительно выполнения Украиной Повестки дня Ассоциации, опубликованного Европейской комиссией и Офисом Верховного представителя по иностранным делам и политике безопасности в декабре 2016 г. А некоторые представители Европейского Союза в своих высоких оценках украинских реформ иногда казались большими адвокатами Украины, чем сами украинцы.
Цель этого подхода, как объяснили мне собеседники в Брюсселе, — опровержение «негативного нарратива» об Украине, признание положительных преобразований, которые действительно произошли, и попытки убедить скептиков среди государств-членов, что Украину надо поддерживать. По крайней мере долгожданным принятием безвизового режима. Дебаты в Европейском парламенте накануне голосования за решение о безвизе показали, что евродепутаты вполне осознают ценностное значение безвиза для украинцев, называя его и поддержкой реформ, и символом принадлежности Украины к европейской семье, и жестом поддержки Украины в борьбе с российской агрессией.
Это, однако, не означает, что в ЕС будут закрывать глаза на откат в реформах в Украине. Во время дебатов в Европейском парламенте даже сторонники безвиза для Украины неоднократно критиковали изменения в закон об электронном декларировании. В ЕС подчеркивают, что принцип conditionality, т.е. награда в обмен на реформы, в вопросе безвиза будет оставаться в силе даже после его введения. Именно с этой целью в феврале с.г. Евросоюз одобрил механизм приостановления безвиза, который может запускаться в случае нарушений со стороны страны-партнера.
При этом либерализация безвизового режима для Украины может стать и положительным шоком для Европейского Союза: в то время как откат в реформах — объективная угроза в Украине, большинство других страхов, к которым апеллировали противники предоставления Украине безвиза, вполне очевидно окажутся необоснованными. Например, эксперты не ожидают массовой нелегальной трудовой миграции из Украины в ЕС после введения безвиза: в 2015 г. исследование компании GfK показало, что динамика неофициального трудоустройства граждан Украины за границей отрицательная и уменьшилась с 328 тыс. в 2006-м до 209 тыс. в 2015-м. Не следует ожидать и массового наплыва искателей убежища из Украины: по количеству искателей убежища в ЕС, Украина, по данным 2016 г., находится аж на 18-м месте. Кроме того, количество искателей уменьшилось почти вдвое по сравнению с 2015 г. (с 20,8 тыс. до 11,1 тыс.).
Среди большинства граждан Украины тоже бытуют страхи и стереотипы относительно правил и процедур безвизового режима. Тем не менее, важно то, что разобраться с новыми визовыми правилами значительно проще, чем с правилами предоставления документов на Шенгенскую визу.
В целом все последствия введения безвизового режима, а также применение механизма приостановления — реально или как постоянный гипотетический «кнут», — сейчас предвидеть сложно: Украина с Грузией являются первыми странами, которым безвиз предоставляется после введения механизма приостановления. Нетрудно, однако, предвидеть то микроизменение, которое будет происходить на уровне каждого гражданина Украины, путешествующего в Шенгенскую зону: чувство собственного достоинства при пересечении границы с Евросоюзом.