В Нацагентстве по вопросам предупреждения коррупции (НАПК) углубляется внутренний конфликт. Против председателя агентства Наталии Корчак выступили все остальные его члены.
По закону НАПК — коллегиальный орган, решения принимаются на заседании большинством голосов от общего состава. В составе НАПК должно быть пять членов, однако одно место до сих пор остается вакантным (конкурсная комиссия так и не смогла избрать пятого члена). Большинство и от пяти, и от четырех — это три члена.
Внутри агентства давно сложились напряженные отношения и не раз вспыхивали конфликты. Однако сейчас работа НАПК фактически парализована.
29 марта самый заядлый оппонент Корчак среди членов агентства Руслан Рябошапка заявил о необходимости отставки главы НАПК. По его мнению, она «исчерпала свой потенциал на этом посту». «Неспособность сформировать коллектив единомышленников внутри агентства, отсутствие надлежащих коммуникаций с коллегами из других государственных органов, с гражданским обществом, с иностранными партнерами, потеря контроля над внутренними процессами в агентстве привели к полуразвалу ведомства. Поэтому я считаю, что при отсутствии реальных и быстрых механизмов перезагрузки Национального агентства единственным шансом для того, чтобы спасти антикоррупционное ведомство, является отставка Наталии Корчак с должности председателя агентства», — заявил он.
30 марта на заседании НАПК Рябошапка предложил свой вариант перезагрузки агентства. Но Корчак отказалась подать в отставку. 31 марта она созвала внеочередное заседание НАПК. Туда не пришли (и тем самым сорвали кворум) Рябошапка и замглавы Нацагентства Руслан Радецкий.
Начало новой недели показало, что конфликт зашел еще глубже. 3 апреля Радецкий и Рябошапка обратились к коллегам, то есть к Корчак и члену НАПК Александру Скопичу, с предложением безотлагательно обсудить план действий по выводу агентства из кризиса. «Наше предложение — вместе с отставкой председателя НАПК ввести принцип ежеквартальной ротации членов агентства при исполнении обязанностей руководителей ведомства. Параллельно с этим — инициирование независимого аудита агентства и внешнего мониторинга работы Реестра деклараций. Сбалансировать работу ведомства должно также срочное доизбрание пятого члена НАПК», — заявили Радецкий и Рябошапка. С необходимостью обсудить этот план согласился Скопич, после чего Корчак направила Радецкому, Рябошапке и Скопичу письменный отказ.
Для полноты картины стоит напомнить, что 29 марта премьер Владимир Гройсман на заседании правительства после выступления Корчак заявил: «Я вам советую всем собраться сегодня, написать заявления и уйти в отставку». В тот же день четыре влиятельные организации — «Трансперенси Интернешнл Украина», АвтоМайдан, Центр противодействия коррупции и антикоррупционная группа «Реанимационного пакета реформ» — выступили с призывом к правительству «безотлагательно рассмотреть вопрос смены некомпетентного руководства НАПК» и внести на рассмотрение парламента предложения об изменениях в Законе «О предотвращении коррупции», которыми предусмотреть установление единоличного руководства НАПК, изменение конкурсной процедуры избрания руководителя Нацагентства и максимально быстрый запуск конкурса по избранию нового руководителя ведомства.
Таким образом, отставки Корчак хотят не только остальные члены НАПК, но и правительство и параллельно с ним ведущие антикоррупционные организации, которых трудно заподозрить в том, что они выполняют заказы власти.
Однако закон выписан так, что три члена НАПК, хоть они и составляют большинство, не могут сами собраться и лишить поста главу агентства. По закону председатель НАПК избирается сроком на два года, а Корчак была избрана на этот пост 28 марта прошлого года, и впереди у нее почти целый год.
Правительство теоретически могло бы лишить ее полномочий члена НАПК, но для этого необходимо, чтобы появилось и вступило в законную силу решение суда, которым было бы установлено систематическое нарушение требований Закона «О борьбе с коррупцией». Подавать на Корчак в суд за бездеятельность и провалы в работе, конечно, можно, но судебный процесс вряд ли будет быстрым. А решать проблему нужно срочно, поскольку НАПК фактически утратило дееспособность.
Сейчас наиболее реальным выглядит путь внесения изменений в законодательство. 30 марта Министерство юстиции сообщило, что оно по поручению премьер-министра уже занялось разработкой законопроекта, который обеспечит полную перезагрузку НАПК и скорейшее проведение конкурсов на руководящие должности этого органа. Минюст пообещал, что предлагаемые законодательные изменения будут представлены в ближайшее время и обсуждены с гражданским обществом.
В заседаниях рабочей группы, готовящей законопроект, с 1 апреля участвуют общественные активисты. Поэтому можно надеяться, что проект не вызовет новых скандалов и будет одобрен западными партнерами. Тем более что у них тоже есть причины быть недовольными работой НАПК, и не только из-за недельного зависания сайта агентства в конце марта, в разгар подачи е-деклараций.
Действительно, агентство функционирует уже больше года, но пока не продемонстрировало успехов в изобличении чиновников, живущих не по средствам.
Первая волна е-декларирования прошла еще в октябре прошлого года, на 1 апреля в Реестр электронных деклараций подано 1 млн 188 тыс. ежегодных деклараций (в т. ч. 102 тыс. деклараций лиц, занимающих ответственные и особо ответственные положения). Еще около 400 тыс. документов ожидается до 1 мая. Однако НАПК до сих пор не запустило так называемый второй программный модуль, который должен автоматически проверять декларации. Сейчас агентство вручную проводит полные проверки 72 деклараций. А подавляющее большинство, свыше 99,9%, поданных деклараций остаются непроверенными. При этом штат НАПК составляет 216 человек, по результатам конкурсного отбора до 7 апреля будут назначены еще 22 человека.
Чтобы агентство начало показывать реальные результаты, нужно менять не только его руководство, но и принципы работы. Общество вправе потребовать, чтобы оплата труда членов и штатных работников НАПК была поставлена в зависимость от количества проверенных деклараций, а также от числа выигранных в суде дел против чиновников, нарушивших антикоррупционное законодательство. Тогда наверняка и второй программный модуль быстро заработает, и чиновники-нарушители будут выявляться пачками. Напомним, февральская зарплата Корчак превысила 100 тыс. грн.