Ситуация, сложившаяся сегодня в сфере государственного регулирования выпуска и проведения государственных лотерей, действительно заслуживает внимания. Нет, не только специалистов, которых позиция органа лицензирования лотерейной отрасли — Министерства финансов — давно уже перестала удивлять, а скорее писателей и сценаристов, алчущих замысловатых интриг, парадоксальных поворотов и захватывающих хитросплетений сюжетов для своих будущих литературных шедевров.
Ведь интрига, закрученная правительством вокруг регулирования лотерейной отрасли, напоминает собой напряженный триллер, завораживающий детектив, где-то даже шпионский роман, в общем, все что угодно, кроме последовательной, понятной и взвешенной, или, проще говоря, нормальной реализации государственной политики в сфере, приносящей этому самому государству более трети миллиарда чистого дохода ежегодно.
А ведь начиналось все так многообещающе. После ярких, но непродолжительных дискуссий законопроект "О государственных лотереях в Украине" был принят в целом, подписан президентом и вступил в силу в ноябре прошлого года. Лотерейный рынок зажил по новым правилам, хоть и не полностью соответствовавшим интересам операторов лотерей, однако, по общему мнению, подтягивавшим отрасль к высоким европейским стандартам. Отметим, что законопроект был согласован в процессе его обсуждения Кабинетом министров и не вызвал каких-либо принципиальных возражений со стороны Минфина как органа непосредственно регулирующего отрасль.
Однако самое интересное началось потом. Минфин во исполнение норм закона должен был на протяжении трех месяцев со дня вступления его в силу (до 06.01.2013 г.) привести лицензионные условия по выпуску и проведению лотерей, а также разработать проект постановления КМУ о перечне документов для получения лицензии по выпуску и проведению лотерей. Т.е. осуществить действия, на которые при самом неблагоприятном стечении обстоятельств (отпуска и болезни заинтересованных лиц, отставки министров и т.д.) даже в нашем государстве уходит не более месяца. Однако на сегодня такие нормативные документы не только не приняты Кабмином, но даже не поданы на его рассмотрение.
Вместо этого в феврале 2013 г. Минфин разражается инициативой, поддержанной, в непонятном по своим истокам порыве, Кабинетом министров об отмене закона о государственных лотереях как такового. При этом без какой-либо разумной альтернативы. Одновременно в законе о государственном бюджете правительство предусматривает на 2013 г. отчисления в бюджет от проведения лотерей в размере 864,4 тыс. грн, что более чем в 30 (!) раз меньше отчислений, полученных бюджетом в 2012 г. Все это можно было бы списать на нерадивость конкретного чиновника, отвечающего за отрасль, либо злой рок, ставший на пути цивилизованной модели азартного бизнеса в нашем государстве, если бы не еще одно обстоятельство. Дело в том, что в феврале-марте у всех трех действующих операторов лотерей закончились сроки действия лицензий, а из-за отсутствия необходимых нормативных документов действующим операторам государственных лотерей лицензии Минфином не выдаются.
Таким образом, вследствие, мягко говоря, непоследовательных действий исполнительной власти операторы лотерей осуществляют сегодня свою деятельность без лицензий — просто на основании заключительных положений вышеуказанного лотерейного закона. И хотя деятельность операторов лотерей осуществляется в рамках закона и на его основании, они не имеют статуса лицензиатов лотерейной деятельности, вследствие чего ни Минфин Украины, ни Госкомпредпринимательства не имеют права осуществлять контроль (проводить проверки) соблюдения операторами лицензионных условий и норм действующего законодательства. Т.е. сегодня лотерейный рынок фактически является бесконтрольным относительно специфических (специальных) вопросов по проведению лотерей и предоставлен сам себе, что может привести к злоупотреблениям как со стороны операторов, так и третьих лиц. Вопросы полноты, правильности и прозрачности разыгрывания и формирования призовых фондов, своевременности выплаты выигрышей, информирования игроков, распространения лотерейных билетов вот уже как два месяца отданы Министерством финансов на откуп самих операторов. Последних от соблазна злоупотреблений может удержать лишь забота о собственной, сформированной годами репутации, что, согласитесь, во многих случаях может стать весомым, но не решающим аргументом. Более того, за допущенные в период такого искусственного "безвременья" нарушения государство уже никогда впредь не сможет привлечь оператора к ответственности!
Следствием такой "политики" государства является также отсутствие у Минфина каких-либо рычагов влияния на операторов лотерей, и никаких санкций к операторам—нарушителям Минфин, даже при всем желании, применить сегодня не может, в том числе, не может и аннулировать лицензию, которой нет.
Государство своими действиями фактически создало вокруг операторов, работающих на рынке (годовой оборот которого по самым скромным расчетам в 2013 г. должен превысить 4 млрд грн, а объем отчислений в госбюджет 400 млн грн), правовой вакуум, лишив себя неотъемлемого полномочия по контролю за рынком.
На самом деле, мы крайне далеки от предположений о сознательном вредительстве со стороны отдельных должностных лиц Минфина, чьи действия и создали правовой коллапс на лотерейном рынке. Однако чем же еще можно объяснить то обстоятельство, что Министерство финансов в здравом уме и трезвой памяти сначала согласовывает закон, а через три месяца борется за его полную отмену? Или в целях лучшего законодательного регулирования лотерейной отрасли просто саботирует принятие нормативных актов, разработка которых прямо предписана ему нормами закона, создавая вокруг операторов правовой вакуум, не позволяющий даже осуществить элементарную проверку по жалобе игрока, защитив его права?
Франц Кафка, Эжен Ионеско, Даниил Хармс — не этот ли список пытается пополнить своим именем действующий министр финансов, воплощая в жизнь постановку, явно претендующую на лучший образчик произведений в стиле абсурда? Возможно, это новый экспериментальный метод государственного управления "от обратного" — усиливаем государственное регулирование путем лишения государства полномочий? Вероятно, мы откроем что-то новое для чиновников, ответственных за государственное регулирование лотерейного рынка, сообщив, что рынок лотерей — не место для экспериментов. Это тонкая и крайне сложная система отношений, являющаяся плодом работы сотен людей на протяжении не годов — десятилетий, разрушить которую можно в одночасье, а воссоздать — нет. Тому в мире было сотни примеров.
Возможно также, что мы просто оцениваем действия Минфина не под тем углом?
Ведь бессистемными, хаотичными и где-то даже истеричными последние действия государства в сфере управления лотерейной отраслью можно расценивать, если предположить, что его целью является все-таки регулирование рынка. Если же государственные чиновники преследуют иную цель — разрушить с таким трудом создаваемое десятилетиями правовое поле лотерейного рынка, его структуру, подорвать доверие население к операторам — все сразу становится на свои места. Здесь логичным становится и отмена закона и 864,4 тыс. грн отчислений от лотерей в 2013 г. и фактическое подталкивание операторов лотерей к нарушениям закона в условиях полного отсутствия контроля со стороны Минфина. Конечно, для общества остается нерешенным вопрос — зачем? Зачем делать плохо в том не многом, где пока все хорошо? Но в этом-то и кроется интрига, такая привлекательная для искателей закрученного литературного сюжета, с которых мы и начали этот материал…