Законы де-факто пишутся и одобряются в Администрации президента, а за их принятие и последствия ответственности вообще никто не несет. В 2010 году именно эти две ключевые тенденции определяли законодательную деятельность Верховной Рады в судебной сфере. Как следствие, сегодня работа судов несоизмеримо больше выгоды приносит узкой группе людей у власти, нежели всему украинскому обществу.
Завершение 7-й сессии Верховной Рады VI созыва дает повод проанализировать главные законодательные шаги народных избранников, которые в 2010 г. определяли основополагающие правила игры в судах. Главный вывод неутешителен: за счет нескольких новых законов действующая власть взяла под свой абсолютный контроль главные рычаги влияния на судебную систему.
Все это стало возможным только по двум причинам — из-за безмерной жажды власти и из-за отсутствия какой-либо реальной ответственности за деяния на ниве законодательной деятельности. Ведь и за нарушения процедуры при принятии законов, и за широкомасштабные негативные последствия этих законов никого не получится даже пожурить. Не говоря уже о более серьезных наказаниях, соразмерных масштабам содеянного. Такое положение дел открывает безграничный простор для маневра тем лицам, которые контролируют большинство в Верховной Раде. В таких условиях вряд ли кто-то начал бы принимать законы в интересах общества, а не в интересах своей собственной жадности и выгоды. Вот только остается открытым вопрос: чем же в действительности являются такие законы, если они по своей сути закрепляют только выгодные для власти правила игры.
Хорошей иллюстрацией этого стало прохождение через парламент законопроекта №6109 весной 2010 г. Благодаря этому документу полномочия Высшего совета юстиции (ВСЮ) были расширены настолько, что судьба практически всех украинских судей стала зависеть именно от этого органа. Показательно уже то, что при подготовке ко второму чтению объем законопроекта вырос с одной страницы до шестнадцати, а его общий смысл вышел далеко за рамки принятого в первом чтении текста. Тем не менее 13 мая данный закон был принят Верховной Радой в целом, 14 мая его подписал президент Виктор Янукович, а в понедельник 17 мая члены ВСЮ начали принимать первые рекомендации по увольнению судей за нарушение присяги. И именно благодаря этому закону украинские служители Фемиды в кратчайшие сроки осознали, кто в доме хозяин, и чего именно этот новый хозяин хочет от судебной системы.
Весной-летом 2010 г. новая власть протащила через парламент масштабный законопроект №6450, который принято ныне именовать судебной реформой. На деле же этот закон позволил взять под контроль влиятельных юристов-регионалов все без исключения ключевые процедуры в судах: назначение, избрание и увольнение судей; назначение и увольнение руководителей судов; финансирование судебной системы. Однако у многих еще свежи воспоминания о том, что законопроект №6450 был написан узкой группой людей из Администрации президента (АП). В дальнейшем создавалось впечатление, что парламент занимается только формальным одобрением текста, написанного под эгидой главы государства: провластные депутаты, вероятно, просто не отваживались корректировать данный законопроект, а оппозиционным депутатам были заблокированы все возможности для этого. В этот же период ведущие юристы Партии регионов заявили, что и в дальнейшем законодательные наработки по усовершенствованию работы судов будут вестись в рамках соответствующей рабочей группы в АП.
В первой половине 2010 г. началась эквилибристика с делами по социальным выплатам. Количество граждан, пытающихся через суды добиться от государства положенные им социальные деньги, перевалило за миллион. Все это свидетельствовало о злостном невыполнении действующей властью взятых на себя социальных обязательств. Однако ведущие юристы-регионалы занялись не налаживанием выполнения социальных законов, а отдельным законом передали все эти дела из админсудов в общие суды — социалка слишком мешала админсудам работать на благо государства. Через несколько месяцев Конституционный суд признал действия провластных правоведов неконституционными, после чего вообще стало непонятно, какие именно суды должны рассматривать споры по социальным выплатам. Однако власть не торопилась урегулировать ситуацию — соответствующий закон был принят парламентом только в самом конце 2010 г. Но с началом 2011 г. утратил силу госбюджет-2010, и социальные претензии сотен тысяч граждан сразу отправились в мусорку.
На этом «забота о социальной поддержке граждан» не закончилась. В Раде уже зарегистрирован правительственный законопроект №7562, позволяющий широко манипулировать размером социальных гарантий и льгот. Все это, правда, делается под совершенно безобидным предлогом, как выполнение требований Европейского суда по правам человека, констатировавшего хроническое невыполнение украинским государством решений своих же судов.
Таким образом, вряд ли стоит ожидать, что в 2011 г. аппетиты и амбиции поутихнут, а законодательная работа будет осуществляться исключительно в интересах украинского общества. Да и глупо сильным мира сего отказываться от личных благ, если сами украинские граждане не задумываются о серьезности существующего положения дел.