В прошлом году эксперты подсчитали, что более 50% бензина на украинском рынке не соответствовало установленным государством нормам. Виной всему не плохое качество производства, а мошенники, которые подделывают топливо. Практика показывает, что чем больше стоимость горючего, тем больше вероятность того, что появятся ловкачи, готовые пойти на риск и продать потребителю бензин-фальсификат. Ведь, как правило, себестоимость подделки очень низкая благодаря ворованному сырью и отсутствию какого-либо налогообложения. А в результате возле станций технического обслуживания выстраиваются целые очереди «захворавших» машин, откушавших поддельного топлива.

«Убийца» машины

Водитель Олег рассказывает, что практически всю свою сознательную водительскую жизнь заправлялся на одной и той же заправочной станции. Даже канистры с собой возил, чтобы тот бензин, который, по его мнению, лучше всего подходит мотору машины, был при нем. Но в один «прекрасный» день после заправки на привычной АЗС авто стало вести себя по-другому.

«Появился какой-то стук в моторе. Но поскольку машина у меня новая, я отправился на официальную СТО, — говорит Олег. — Мастера провели диагностику и сказали, что нужно разбирать мотор и проводить капитальный ремонт. Хотя поначалу они даже не могли сказать, из-за чего у моей новой машины случились такие проблемы. Позже выяснилось, что «убийцей» агрегата был бензин. Как мне потом рассказали, во время воспламенения горючего в моторе происходил неконтролируемый процесс детонации. Однако поршень не рассчитан на такие неожиданные взрывы, поэтому он быстро вышел из строя. Бывает и такое, что присадки, которые мошенники добавляют в фальсификат, создают гарь. Она забивает клапаны в моторе, и они перестают нормально закрываться. В итоге ремонт мне обошелся в 3000 гривен».

Бывалые водители рекомендуют покупать бензин на АЗС известных компаний. Ведь если собственники вложили в свой бизнес миллионы гривен, то вряд ли захотят рисковать репутацией по мелочам.

Однако ситуация на отечественных заправках настолько сложная, что правоохранители объявили настоящую охоту на нефтяных мошенников. Недавно сотрудники запорожского УБОП накрыли подпольный цех, где производили бензиновый фальсификат. Для изготовления псевдобензина ловкачи использовали газовый конденсат и бензол. В итоге на заправочные станции отправляли «бензин» марок А-95, А-92 и А-76.

«Этим промыслом занимался местный бизнесмен. Свою продукцию он реализовал по цене на 30% дешевле рыночной, — рассказали «Новой» в пресс-службе УБОП в Запорожской области. — Цех работал практически круглосуточно. В месяц на незаконном предприятии изготовляли до 30 тысяч тонн бензина. Правда, сколько его попадало на АЗС, сказать трудно. Как правило, основными клиентами дельцов были местные предприятия. Большая доля левого бензина шла на станции скорой помощи, пожарным, милиции и так далее».

Но это только капля в море. На самом деле масштабы этого прибыльного бизнеса четко определить просто невозможно. Вот пример: две недели назад одесские правоохранители на одной из автомобильных магистралей задержали 11 цистерн, в которых находилось 650 тонн фальсификата. В дорожных документах было указано, что горючая смесь, находящаяся в грузовиках, — не что иное, как… печное топливо. Однако эксперты, проведя исследования, доказали, что на самом деле в цистернах перевозили фальшивый бензин.

Ядовитый бензол

Подделать бензин, увы, несложно. Как правило, мошенники используют присадки, которые повышают октановое число горючего и соответственно его стоимость. Причем на ингредиенты для изготовления «левого» бензина дельцы тратят сущие гроши.

«Дело в том, что для производства фальсификата используют самую популярную добавку — бензол, — поделились с «Новой» в Ивано-Франковском национальном техническом университете нефти и газа. — Хотя это вещество входит в состав нормального бензина, по правилам его добавляют в топливо в очень ограниченном количестве. Дело в том, что бензол в больших дозах вызывает тошноту и головокружение, а в некоторых тяжелых случаях отравление может повлечь смертельный исход. Пары опасной добавки могут проникать через неповрежденную кожу. Если организм человека подвергается длительному воздействию бензола даже в малых количествах, последствия также могут быть очень серьезными».

В конце прошлого года эксперты провели независимые исследования столичных АЗС. Взятые пробы показали, что на трех из десяти заправок продавали бензин с добавками бензола и серы, которые превышали допустимые нормы в десять(!) раз. Если залить такую смесь в бак, мотор машины прослужит не больше одного-двух месяцев.

Но дешевизна и доступность различных добавок не единственная проблема. Еще одна причина распространенности поддельного бензина — плохое государственное регулирование в этой сфере.

«У нас действует Закон «Об основных принципах государственного надзора и контроля в сфере хозяйственной деятельности», согласно которому исследования проб бензина, отбор и транспортирование проводятся за бюджетные средства, — рассказала сотрудница одной из известных нефтяных компаний Ирина Савчик. — Именно из-за этого Госпотребстандарт не проводит регулярных исследований и не показывает реальную картину, которая сложилась на рынке нефтепродуктов. Раньше все эти исследования проводились исключительно за счет предприятий, на которых и брали пробы. Но, насколько мне известно, в ближайшее время государство не планирует выделять деньги на эти цели».

Счет идет на миллионы

Еще одна беда: если раньше фальшивый бензин «бодяжили» мелкие мошенники, то с недавних пор этим начали заниматься и крупные нефтеперерабатывающие предприятия. Делали они все это абсолютно открыто.

В 2009 г. один украинский завод, специализировавшийся на производстве топлива, выпустил на рынок так называемый компонент автомобильных бензинов (КБ).

На АЗС они презентовали его под названием КБ-92 и КБ-95. В целом эта смесь по своим показателям очень напоминает популярные марки бензина, которые продают большинство автозаправочных станций. Однако основным отличием этого псевдобензина является высокое содержание серы. В документах на горючее было указано, что ее количество по современным европейским стандартам превышает норму в 80 раз!

Понятное дело, что согласно действующему законодательству продавать подобную адскую смесь запрещено. Но она все же попадала в баки автомобилей. Дело в том, что очистить бензин от серы можно только на специализированных заводах. Поэтому во всех подделках содержание серы всегда превышает допустимые нормы.

Но даже на крупных предприятиях, чтобы провести все процедуры по очистке топлива, потребуется множество усилий и средств. Именно в целях экономии некоторые недобросовестные заводы и решили выпускать «бензиновые компоненты» вместо бензина.

На сегодняшний день компоненты бензина облагаются налогом в размере 20 евро за тонну, в то время как добросовестные «бензинщики» должны уплатить 110 евро. Эксперты говорят, что государство само создало такие условия, в которых даже известным предприятиям выгодно подделывать бензин. Даже несмотря на то, что разница в цене между фальсификатом и настоящим топливом составляет несколько десятков копеек, выгода из-за недоплаченных налогов достаточно весомая. А если принять во внимание, что в Украине бензиновые компоненты можно выпускать, не боясь наказания, то счет уже идет на миллионы.

P. S. Множество водителей и не подозревает, из-за чего у них полетел мотор. Но в большинстве случаев виной всему плохой бензин, в который мошенники добавляют большое количество бензола и не отфильтровывают серу. Чиновники знают, что множество АЗС продает именно такой продукт. Но из-за пассивности законодателей и дырах в бюджете не могут провести комплексные исследования и избавить водителей от головной боли, сэкономив им несколько тысяч гривен. К сожалению, надежного и универсального средства, позволяющего уберечься от покупки бензиновой бодяги, нет. Однако специалисты рекомендуют всегда заправляться на той АЗС, который вы доверяете. А маршрут планировать так, чтобы топлива хватило до следующей заправки на любимой АЗС.

Ликбез.

Проверяем бензин... марганцовкой

Как отличить подделку от качественного продукта. На первый взгляд и звук определить, не залили ли вам в бак подделку, практически невозможно. Автомобиль в любом случае будет ездить. Правда, недалеко и недолго. Но некоторые хитрости, помогающие определить фальсификат, все же есть.

Вычислить бодягу можно по цвету. Если есть такая возможность, наберите в прозрачную баночку некоторое количество горючего. В жидкости не должно быть никаких осадков и примесей. Проще говоря, бензин должен быть идеально чистым. А его цвет — бледно-желтым. Также можно проверить топливо на качество простым добавлением в баночку с бензином марганцовки. Если после этой процедуры цвет станет розовым — в топливо добавлена вода.

Вычисляют подделку и по запаху. Если у вас острый нюх, возможно, вам удастся вынюхать самые популярные бензиновые примеси, такие как нафталин, сероводород и серу. Постарайтесь воздержаться от заправки своего железного друга на АЗС, где витают странные запахи, не характерные для нефтепродуктов.

Существует еще один способ: определить некачественный бензин можно на ощупь. Нормальное топливо, если капнуть его на руку, обычно сушит кожу, а подделка размывается. Это может свидетельствовать о том, что к бензину подмешали дизельное топливо.

Практически те же правила действуют и при проверке дизтоплива. Эксперты рекомендуют перелить его в стеклянную баночку и посмотреть, не осел ли на дне песочек. Особое внимание этому горючему нужно уделять зимой. Даже при самой низкой температуре дизель должен быть жидким. Любое сгущение — признак добавок.

А вот на ощупь дизтопливо должно быть маслянистым. В противном случае это свидетельствует о том, что кто-то умудрился добавить туда бензин, смешанный с водой. Залив такую жидкость в бак, собирайте деньги на капитальный ремонт мотора.

Что делать, если мотор полетел из-за плохого бензина?

  • На заправке всегда берите чек. Это единственный документ, подтверждающий, что именно на этой АЗС вы заправлялись. Без него доказать что-либо будет просто невозможно.
  • При поломке вызовите эвакуатор, который перевезет ваш автомобиль на профессиональную станцию технического обслуживания. Там попросите опечатать горловину бензобака в присутствии свидетелей. Закажите независимую экспертизу топлива. К вам на место выедет специалист, который возьмет пробы и проведет анализы.
  • Попросите эксперта проехать на предполагаемую недобросовестную АЗС, чтобы взять пробы и там. Возможно, вам повезет, и для лабораторных исследований попадется фальсификат. Это самое неопровержимое доказательство вины собственников заправочной станции.
  • Оцените нанесенный вам ущерб и обратитесь в суд. Если соблюдать этот несложный алгоритм, у вас будут все шансы выиграть дело и получить компенсацию за поломанный автомобиль.