В ВР готовится законопроект №7399 «О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно надзора на консолидированной основе)». Документ предлагает внедрить надзор на консолидированной основе за банковскими и небанковскими группами и вносит изменения в законодательные акты, регулирующие деятельность банков, НБУ и Госфинуслуг.

В связи с этим ассоциация «Украинский кредитно-банковский союз» обратилась с замечаниями и предложениями к законопроекту в парламентский комитет по вопросам финансов и банковской деятельности. В своем обращении УКБС предлагает исключить из законопроекта нормы, предусматривающие обязательство аудитора, осуществляющего аудит отчетности участника банковской группы, предоставлять регулятору информацию и рабочие документы по вопросам аудита. «Это требование полностью нивелирует принцип независимости аудитора вопреки закону Украины «Об аудиторской деятельности»,— подчеркивают в УКБС.

Ассоциация напомнила, что запрет разглашать аудиторскую тайну закреплен также в международных нормативных документах — Международных стандартах аудита, Директиве Европейского парламента и совета 2006/43/ЕС об обязательном аудите ежегодной и консолидированной отчетности.

«УКБС в целом соглашается с необходимостью внедрения консолидированного надзора за группами, участниками которых являются банковские учреждения,— отмечает генеральный директор ассоциации Галина Олифер. — Но в то же время представители банковского сообщества отмечают необходимость согласования законопроекта №7399 с действующим законодательством, в частности, законом Украины «Об аудиторской деятельности» и международными документами в сфере аудита, которыми гарантирована независимость аудитора и сохранения аудиторской тайны».

Согласны с мнением коллег и в другом банковском объединении — Ассоциации украинских банков. Так, отмечают участники АУБ, частью 19 законопроекта предусматривается, что участники банковской группы обязаны обеспечить проведение ежегодной проверки финансовой отчетности, консолидированной финансовой отчетности и другой информации по финансово-хозяйственной деятельности аудиторам (аудиторской фирмой). Кроме того, частями 20, 21 законопроекта предусматриваются дополнительные требования к предоставлению Национальному банку Украины информации внешними аудиторами, осуществляющими проверку финансовой отчетности участников группы. В частности, на внешних аудиторов возлагается обязанность сообщать НБУ о выявленных искажениях финансовой отчетности, которые могут привести к потере платежеспособности, в том числе значительным потерям капитала участника группы, а также представить по требованию НБУ рабочие документы по вопросам аудита финансовой отчетности.

В АУБ подчеркивают, что эти вопросы выходят за пределы предмета регулирования данного законопроекта, поскольку регулируют вопросы взаимодействия НБУ и внешних аудиторов, которое предполагается другим законопроектом №0884. В связи с этим АУБ предлагает исключить части 19-21 из законопроекта №7399.

Не в восторге от анализируемого законопроекта и сами банкиры. «Проведение аудита — право любой компании, цель этого процесса: обеспечение прозрачности бизнеса, повышение доверия в отношениях с существующими и потенциальными клиентами и партнерами. В законопроекте же, который сейчас рассматривается, происходит подмена этих задач и функций аудита»,— утверждает председатель правления банка «Форум» Ярослав Колесник. По его словам, аудит не призван быть инструментом для получения информации третьими сторонами, в том числе регулятором. Более того, раскрытие результатов аудита — исключительное право собственника компании.

«Это неправильный вектор, особенно учитывая, что в нашей стране до сих пор не урегулирована ответственность за несанкционированное разглашение конфиденциальной информации, нет юридического прецедента привлечения лиц к ответственности за подобные действия»,— добавляет Ярослав Колесник. Таким образом, уверен банкир, упомянутая норма создает реальную угрозу конкурентной среде рынка.