В последние дни можно было наблюдать удивительную, как для «бело-голубой» власти, картину: в правительстве началось невиданное доселе непослушание. Это многих могло натолкнуть на мысль, что группы влияния начали толкотню возле премьерского кресла, ведь сейчас, когда Николай Азаров и целая группа товарищей стали депутатами, в связи с чем написали заявления об отставке со своих должностей в Кабмине, казалось бы, самое то быстренько перетасовать кадровую колоду. Но ротации в правительстве, похоже, так и не коснется главного по кухне.
Во-первых, Николай Янович и сам не прочь сидеть в премьерском кресле и дальше, ведь ПР на выборах получила 30% голосов, а он был первым в списке, за что же наказывать лишением должности. Что он и дает понять, жестко пресекая любую самостийность в высказываниях его подчиненных. Правда, на желание Николая Яновича уже давно особого внимания не обращают. Все его попытки играть в самостоятельность и единоначалие в Кабмине – это не более чем миф, который регионалы просто вынуждены поддерживать для приличия. Во-вторых, экономические проблемы в стране, усугубившиеся после выборов, никто не хочет взваливать на себя, понимая, что этим спалят свою карьеру. Особенно, если учесть, что для решения главного вопроса – где взять денег – на Западе или на Востоке надо определиться с главным вектором развития страны. В связи с этим многие прогнозируют скорую отставку Константина Грищенко, за чье еще не освобожденное кресло уже начали воевать посол Украины в России Ельченко (прославился тем, что на днях решил, что страна пойдет в Таможенный союз) и Руслан Демченко, который долгое время проработал в Нью-Йорке. Правда, вопрос в том, когда уйдет Грищенко, открыт. Ведь, по большому счету, от него вообще не зависит то, в каком направлении будет развиваться страна.
Но, не ответив на вопрос, где взять денег (хотя бы самим себе), просто глупо ставить нового премьера из числа так называемых «семейных». И для Сергея Арбузова, и для Юрия Колобова лучше уж переждать это смутное время в нынешних должностях. В принципе – это же касается и Валерия Хорошковского.
Есть еще один маленький нюанс – пока неясно куда пристроить Азарова в случае отставки. Поставить его главой фракции – создать множество проблем, которые Николай Янович просто не сможет решать так же тихо, как Ефремов. Быть просто нардепом или даже главой парламентского комитета для Азарова – капитальное понижение статуса. Хотя в парламенте по этому поводу шутили: надо премьера пересадить в спикерское кресло. Так сказать, контрольный в голову электората оппозиции. Но это, во- первых шутка, а, во-вторых, это место пока закреплено за Александром Лавриновичем (если его не переведут на должность главы АП), а на министра пока сватают Андрея Портнова, который всячески отбивается от этой должности
В-третьих, Президенту сегодня невыгодно укреплять премьерской должностью какую-то из групп влияния. Поменяв премьера или главу Администрации, Янукович будет вынужден тасовать всю колода, включая губернаторов. Но опять-таки, пока не будет найден ответ на вопрос, где взять деньги на следующий год, затевать всю эту кадровую чехарду просто глупо. Особенно если учесть, что Николай Азаров много лет лелеял миф о себе, как о единственном специалисте в бюджетной сфере страны. Этот миф может послужить ему еще раз.
Сегодняшнюю ситуацию вообще можно охарактеризовать как некое безвременье – парламент избран, в правительстве будут перетасовки, явно серьезные ротации ожидаются и на местах, и из-за этого все как бы застыло. С одной стороны создается впечатление, что машина госапарата работает без сбоев: Азаров поставил на место Хорошковского и прошелся по Анатолию Близнюку, Клюев «муштрует» новоизбранный парламент, пытаясь без шума и пыли сколотить правильно голосующее большинство, Азаров руководит правительством, хотя оно уже все сидит на чемоданах, и так далее. Но на самом деле сейчас, как никогда чувствуется, что нет единого центра принятия решений. Нет не то, что стратегии, нет даже тактики (если таковой не считать создание большинства любой ценой). И в этой ситуации вполне реально, что экономикой страны будет управлять человек, главным комплексом которого является то, что его никто не любит.