В ближайший четверг Верховная Рада намерена рассмотреть ряд законопроектов о внесении изменений в Конституцию Украины. В частности, на суд парламентариев будут вынесены изменения, которые предполагают расширение полномочий Счетной палаты. Контролирующий орган парламента наделят полномочиями следить не только за расходами госбюджета, но и за его наполнением.
Соответствующий проект закона еще в начале года был внесен президентом Виктором Януковичем и определен им как «безотлагательный». Согласно проекту, предусматривается внести изменения в статью 98 Конституции Украины, которая и определяет полномочия Счетной палаты как контролирующего органа Верховной Рады.
При этом проблем с обеспечением 300 голосов народных депутатов, необходимых для внесения этих изменений в Конституцию, возникнуть не должно. Как стало известно «Комментариям», президентский законопроект намерены поддержать и парламентарии из оппозиционной фракции «Батькивщина». Ведь решение этого вопроса в контексте реформирования национальной системы государственных финансов является одним из условий Европейского Союза в рамках подготовки к подписании Договора об Ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС, и блокировать его принятие оппозиционеры не будут.
Кроме того, за решение этого вопроса полагается и приятный бонус – предполагалось, что его урегулирование станет предпосылкой для разблокирования средств секторальной бюджетной поддержки ЕС Украине в размере 167 млн. евро, а также заключения новых соответствующих соглашений.
Война за полномочия
Попытки парламентариев предоставить созданной в 1996 году Счетной палате право контролировать не только использование средств Госбюджета, но и его наполнение, неоднократно предпринимались еще с 1999 года. В конце концов, в 2002 году депутатам удалось преодолеть вето президента и проголосовать за внесение соответствующих изменений в Конституцию. Окончательно они были закреплены конституционной реформой 2004 года и вступили в силу с 1 января 2006 года.
Как показывают результаты работы Счетной палаты, контролировать в государственных доходах есть что. Так, аудиторами Счетной палаты в 2009-2010 годах выявлены разного рода нарушения и недочеты в процессе администрирования и взимания доходов государственного бюджета на общую сумму в 14,7 млрд. грн. (2009 год) и 21,5 млрд. грн. (2010 год).
Впрочем, отмена конституционной реформы 2004 года решением Конституционного суда в 2010 году лишила Счетную палату этих полномочий.
Старый знакомый Арбузова
Отметим, что возглавивший Счетную палату еще в 1996 году Валентин Симоненко руководил ею максимально предусмотренный законодательством срок – 14 лет, и даже с некоторым опозданием подал в отставку в 2011 году (глава Счетной палаты избирается тайным голосованием в парламенте сроком на 7 лет с возможностью продления полномочий на еще один срок).
Почти год контролирующий орган Верховной Рады оставался без высшего руководства, пока в апреле 2012 года парламентарии проголосовали за назначение ее теперешнего руководителя Романа Магуты. Новый глава сразу после своего назначения заявил о намерении добиваться расширения полномочий Счетной палаты, а именно вернуть ей функцию контроля над доходами госбюджета.
Примечательно, что именно с приходом нового руководителя Счетная палата развила довольно бурную деятельность. В частности, в своих выводах довольно резко раскритиковала в первом чтении проект госбюджета на 2013 год, подчеркнув, что документ не является бюджетом развития, не учитывает заданий, которые определены основными направлениями бюджетной политики и, более того, не отвечает ни ранее определенным принципам, ни бюджетному кодексу.
А выводы Счетной палаты относительно неэффективного и с нарушением законодательства использования 3,7 млрд. грн. при строительстве и реконструкции аэропорта «Борисполь» в рамках подготовки к проведению ЕВРО-2012 заставили оправдываться бывшего вице-премьера - министра инфраструктуры Бориса Колесникова, который объявил руководство Счетной палаты в некомпетентности.
При этом на защиту ведомства Романа Магуты встал первый вице-премьер Сергей Арбузов, который заявление Бориса Колесникова опроверг, отметив, что давно знает руководителя Счетной палаты как своего бывшего коллегу-банкира и высказал уверенность в его компетентности.
Впрочем, сомнений в хороших отношениях Сергея Арбузова и главы Счетной палаты Романа Магуты возникнуть и не может, ведь знакомы они давно. Роман Магута почти 12 лет – с 1995 по 2007 год – проработал в Донецком филиале «Приватбанка», где прошел карьерный путь до первого заместителя директора. Возглавляла же филиал в эти годы мать первого вице-премьера Валентина Арбузова. Там же, кстати, на зоре своей карьеры трудился и первый вице-премьер.
При этом действующий глава Счетной палаты переехал на работу в Киев еще раньше Сергея Арбузова. В марте 2007 года, в период второго премьерства Виктора Януковича, Роман Магута был назначен и.о. главы правления ЗАТ «Украинский банк реконструкции и развития». В том же месяце он пересел в кресло первого заместителя главы правления «Ощадбанка», который Магута и возглавил в марте 2011 года, уже в бытность Сергея Арбузова главой Нацбанка Украины.
Хорошая площадка для громких заявлений
Выводы Счетной палаты, согласно действующему с изменениями еще с 1996 года закону «О Счетной палате», могут быть переданы в соответствующие органы. Таким образом, притянуть виновных по итогам работы парламентских контролеров к реальной ответственности можно только через правоохранительные органы. Но, как показывают заявления подконтрольного Роману Магуте органа, Счетная палата является отличной площадкой для громких заявлений. К тому же, согласно законодательству, в рамках контроля доходов и расходов госбюджета Счетная палата имеет доступ к огромным массивам данных. Ее представители имеют право получать всю необходимую информацию о финансовой деятельности и отчетности органов власти и предприятий, связанную с бюджетным финансированием.
Кроме того, не следует забывать, что вслед за изменениями в Конституцию нужно будет внести изменения и в сам закон «О Счетной палате», но пока неизвестно какими они будут. Правда, для этих изменений достаточно будет уже простого парламентского большинства.