Когда я слышу мантры о борьбе с коррупцией в Украине, на ум приходят сразу три аналогии: коммунизм в СССР; нанотехнологии и импортозамещение в России; вечная борьба с терроризмом на Западе. Священная корова и путеводный маяк, к которому можно плыть хоть пару поколений, – в этом деле главное участие, а не результат. Как известно, коммунизм в наших краях полностью победил в 80-х, где каждому выдали по потребностям и талоны на талоны. Борьба с терроризмом привела к распиливанию четырёх не самых бедных в регионе стран в е**ное Сомали с артистами в оранжевых робах и взрывами в Бельгии. Импортозамещение и Крым обошлись уже во сколько, что можно было бы построить золотую статую Шевченко в Киеве двумя ногами по оба берега Днепра, под которой Кличко каждое утро пел бы «Славься русский царь» и передавал символические ключи от Крыма. А набирающий обороты антикоррупционный джихад – это как догонять Францию и Швейцарию по ВВП с 90 года – национальный спорт для альтернативно одарённых и набора бонусов для избирательной кампании.
На самом деле, у нас нет никакой коррупции в экономике. У нас просто сплошная коррупция, серые схемы и ВВП ниже Египта. Серьёзно. И нет ни одного человека, который бы не сталкивался с этими до боли знакомыми каждому украинцу процессами. Только вот не надо петь в комментариях про «пять лет назад решил не давать взятки и с тех пор ни капли в рот, ни сантиметра мимо бюджета». Не верю. «На окна», «на учебники», в роддоме, за выделение земли под МАФ, санитарной станции, на поляну на выпускном и за место на кладбище (бабушка очень хотела лежать рядом с дедушкой) никогда? И пресвятой откат, перевод с платного на бесплатный, за тендер, за нужное решение суда и за то, чтобы представитель ответчика не намекнул судье о неправильно составленном иске, за ремонт крыши ЖЭК для ОСББ Бог миловал? Никогда не видел, как высеивается в мазке синегнойная палочка и пожарный инспектор подписывает на журналы за год вперёд, как подключается магазин к источникам электропитания и решается вопрос с автономным отоплением? А может, ты военный и в глаза не видел, как переводятся в оперативное, ездят в командировку в АТО, чтобы потом пойти на повышение с УБД, и не платил деньги до войны за ротацию в Ирак или Косово? Тогда у меня для тебя плохие новости: наверное, ты слепоглухонемой капитан дальнего плаванья. Потому что все остальные с этим сталкиваются и регулярно.
Начинается всё ещё на этапе учёбы – начальник отделения (завуч, клерк средней руки) в Академии имени героев Чернобыля, вымогавший с одного курса около 100 тысяч гривен, это не исключение. Это правило. Знаете расценки на то, чтобы попасть в хороший отряд пограничнику? Хороший – это значит хлебный, тот, который позволит отбить вложения. А в пограничный ВУЗ? Сумма в 10-15 тысяч долларов никого не испугает? Тогда ладно. Кто-то, правда, думает, что люди идут в судьи для того, чтобы судить насильников и носить красивую мантию? Или все врачи обожают копаться в прямой кишке, нащупывая простату. Да, блин, медсестра, самая обычная медсестра на государственном заказе в 2000 году стоила в районе 5 тыс. долларов. Просто поступить в медицинский колледж, который не так давно был училищем, без «на учебники», «на окна», «а давайте угостим комиссию шампанским» не выходит. Достать и заплатить. Потому что в сёлах, откуда большинство соискательниц, осталось всего две работы – гладить соски коровам в 4 утра или стоять раком в поле в жару. Не без фанатов, конечно, как и везде, или людей, пересмотревших сериалов про доктора Хауса, но большинство там относятся к образованию как к бизнес-проекту – вложились, вышли на точку окупаемости, зарабатываем, возможно, понравимся доктору и получим ещё половинку ставки. Даже не буду развивать тему Зварича и коррупции в сфере образования – вы запросто сможете найти сайты, которые решают вопросы с дипломами и стажем. Их десятки. Цены рыночные – диплом от 500 долларов, например. Запись в трудовой – от 350 гривен. Рекомендательные письма – по запросу.
Такие вот дела – ценник есть на всё. В военных ВУЗах курсанты старались как можно раньше сбежать с казармы, чтобы подрабатывать ночью, потому что не у всех семьи могли тянуть конские поборы. И опять же тянуть что? Вы вообще представляете, сколько зарабатывали военные до АТО? Обнять и плакать. В структуре оставались либо ничтожества, либо фанаты военного дела, либо люди, которые откровенно шли воровать. Просто на откровенный криминал – топливо налево, маргарин вместо масла, ОЗК рыбакам, запчасти на рынок, рабочая сила для частников за тарелку борща, уже не говоря о том, что сейчас творится в АТО. Мы знали, что мы идём туда получить вышку и уйти; ишачить на полигонах за себя и за того парня; воровать от заката до рассвета. В коммерции все эти вещи выливаются в православные откаты в 20-30%, тендеры для своих, конвертационные центры и взятки за то, чтобы должностные лица просто делали свою работу. Нет никакой экономики, есть коррупция с попытками придумать, как уклонить зад от ответственности. Люди этим занимаются неглупые, потому что две недели придумывать вполне законные отписки, а потом решить вопрос за пять часов, после занесения денег, нужно серое вещество и крепкие яйца. Просто народ привык работать именно так – где за шоколадку, где за кулон учительнице от благодарного класса, а где и за 20% от суммы ремонта самолётов. Кто на что учился, на вершине пищевой пирамиды это офшоры, контрабанда нефтепродуктов и трафик металлолома, песка, гранита, янтаря, леса, наркотиков и «Кольчуг» с кораблями странам под санкциями.
Именно поэтому, кстати, у нас открыто 50+ тысяч вакансий только в пяти крупных городах в кризис и жуткая нехватка специалистов. Пусть сын Порошенко работает в Киеве торговым представителем за зарплату в откат ремонта всего одного жалкого кабинета в государственной поликлинике. Так выглядит один из украинских парадоксов – нехватка квалифицированных кадров во всех сферах с миллионами безработных, которым трудно доверить чистить ботинки, потому что или украдёт, или поломает. Всех, кто хоть чуточку дружит с головой и в состоянии понять, куда всё катится, всасывает в большие города, как пылесосом, где их быстро учат делать дела и получать конверты. Для оставшихся есть Шустер, «Квартал», вечные рассказы о тарифах и злой коррупции. По-хорошему у наших политиков есть только один путь – честно признаться, что, максимально урезав бюджетный дефицит и социалку, мы лет через десять упорной работы достигнем уровня условной Румынии, а о Польше пока остаётся только мечтать. А коррупцию Третья республика просто физически не может контролировать, и наша задача – минимально снизить её в трёх-четырёх критично важных для существования государства точках, например, в сегменте реформы МВД или МО. Плюс у нас образовалась своя Палестина на Востоке, куда ресурсы будут проваливаться, как вода в песок, ещё ближайшие десять лет – хоть на войну, хоть на восстановление с соответствующей эффективностью и погрешностью на липкие руки. Что мы скоро не сможем решать банальные социальные вопросы и нагрузку на пенсионный фонд неактивного населения, но сделали из него очередного идола, вокруг которого скачем за голоса, обещая несбыточные вещи. И что самое обидное, эти сказки будут только нарастать под давлением демографии. Но тем, кто будет рассказывать подобное, толпа с улицы вставит вилы Ляшко в зад и занесёт в Раду рассказчиков про тарифы и борьбу с коррупцией.
Поэтому остаётся театр теней кабуки. Хотя реально – покажите мне среди политических сил заказчиков тех самых реформ?
Кто те святые люди, кто скажет: хватит этих откатов, будем существовать на одну зарплату, вносим в декларацию все доходы и подарки, так дальше жить нельзя. Да Бог с ними, с нынешними властями, их доноры сейчас ставят на шпагат, они вам пообещают что угодно и увешают все каналы кадрами, как берут клерков средней руки и учителей в ВУЗ. Просто потому, что без траншей, захода инвестиций и помощи в оборонной сфере нам просто край. И сейчас все увидят шоу из пяти сезонов, которое будет называться борьба с коррупцией. Но покажите мне обычных украинцев, которые живут на зарплату, вносят свои доходы с гонораров, подработок и халтуры в декларацию, светят сдачу квартир и курсы английского, звонят в полицию, когда видят пьяного за рулём или машину с перегрузом, работают работу на работе, а не ищут, как прикурить, откатить или добить «косынку»? Реформаторов у нас много, а блаженных что-то не видно. Давно знаю одного хорошего человека, он у нас служил заместителем начальника по физо – естественно, образование физкультурный факультет. Так вот, дядя официально на тренерской ставке, учит детей, кто-то ему там ведёт журналы и методички, ставит часы. В реале он видит директора спортивной школы два раза в год – разделить зарплату и хорошенько выпить водки. Вот в этой точке кроется весь хрупкий механизм нашего молодого народовластия – всем нужны реформаторы, а страна рожает хитрожопых решал на всех уровнях.
Что со всем этим делать? Я помню, что люди часто недоумевают, где мораль и зачем они это вообще прочитали. И я же как сторонник того, что осознание болезни – первый шаг к выздоровлению, не всегда нахожу эти слова. Но не в этом случае. Вообще, чем хороша жизнь – что она всё расставляет по своим местам. Как не кричи «Слава Украине» и что наши мальчики придут и порядок наведут, а мальчики пока приходят в ЧОП и группировки физического прикрытия рейдеров и янтарных баронов, где с криками «Героям Слава» ломают полицию и косят бабки. Как не говори, что всех неверных ментов нужно отправить в АТО, а они и там находят лазейки, возят контрабас и возвращаются с УБД, так что их как фронтовиков оттуда не уволишь. Как не надейся на очередного «шоколада», «батоно» или борца с «бриллиантовыми прокурорами», а они решают свои вопросы и обустраивают жизнь, строят свои структуры и достигают личных целей. И большинству ровно, за что кто-то там стоял на Майдане – их было уже 6 штук с налоговым и Украиной без Кучмы. В жизни важны только две вещи: ресурсы и что можешь лично ты. Всё. Если скорая приедет на 20 минут позже, ты умрёшь, а врачу ничего не будет. Если подразделение будет состоять из аватаров и разп**дяев, ты умрёшь, а командиру ничего не будет. Если твой бизнес захотят разорить или отжать, ты останешься без него, а никому ничего не будет. В стране, где Мосейчук под следствием жмёт кнопки в Раде и Кучма мирит нас с РФ, возможно всё. И не потому, что есть какие-то «они» или заговор властей, просто почти любой с момента генерации себя как специалиста варится в коррупционных схемах. Всю жизнь – от роддома до кладбища. И рулят всем этим люди, которым просто повезло покопаться в руинах, когда рухнула Империя, с низким процентом нимбов и крыльев.
Выхода нет, спросите вы? Канада, очередная волна эмиграции и датские коровники, польские туалеты? И вот основной момент, где порылась собака. Потому что надежда есть. Крохотные звоночки то там, то здесь, которые не дают опустить руки и начать готовиться к эмиграции. Победы нашей армии – это одно, хотя у противника не только утрата инициативы и неудачи в Авдеевке, но и подтверждены потери сразу нескольких офицеров ротного и батальонного звена и гибель командира третьей бригады «ДНР». Мы освобождаем нашу землю, обкладывая раковое образование на Востоке под Докучаевском, в районе промышленного центра Авдеевки, на приморском направлении и по фасу Донецка. На сегодня новая техника в ВСУ, включая ББМ и танки, десятки единиц, сотни автомобилей, принято решение о дальнейшем финансировании перспективного корвета, в этом году снимут с консервации более 20+ самолётов, у Антонова два глобальных контракта на ВТА с Саудовской Аравией и Индией на десятки бортов. У нас отмечен рост промышленного производства на 2% и сразу на треть производства металла – пусть это слабый толчок от дна, но это и сигнал, что мы проскочили над пропастью. Приходят многочисленные сообщения о договоре на строительство медицинского оборудования из Германии в Черкассах, входящих на рынок Украины автомобильных концернах, крупнейший зерновой терминал в Черноморском регионе сдан в эксплуатацию, стартовало строительство Каневской ГАЭС. Писал об этом неоднократно: более миллиарда долларов от банка Германии, МБРР и ЕБРР на реконструкцию дорог, энергосберегающие технологии и инфраструктуру – первая ласточка, никто не будет заводить сюда фундаментальные инвестиции без планов на обозримое будущее. И никакая коррупция западным структурам традиционно не мешает, потому что здесь можно выдавать кредит под 21%, а не под 4%, как в Германии. Вопрос в другом: почему, чтобы соскочить с российской иглы, за 2 года сделано больше, чем за 20?
Почему это стало возможным? Потому что элиты оперировали простой и понятной единой идеей: или договаривайся, или будь сожран Россией. Нет, конечно, Юля сволочь с косой, а «Самопомощь» сливает Кривой Рог, тут сомнения нет. Но фундаментальные конфликты, которые могут привести к турбулентности: Мукачево, автоматчики под «Укрнафтой», попытки шатать Киев шахтёрами и очередным хамелеоном под кличкой Майдан 4.0 – купированы и разведены, хоть и достаточно жёстко, но всё ещё в рамках. Несмотря на кажущийся ад, мы ещё не опустились ни до подвалов, ни до внесудебных пыток, ни до подрывов фугасами, ни до вывоза полевых командиров к кураторам, как в «русском мире». А всё почему? Потому, что элита понимает перспективы – Империя никуда не делась. Чтобы там не рассказывала российская пропаганда, повестка дня у них простая – какие-то укропские ребята, сидя верхом на российской трубе, по недосмотру отпавшей вместе с земелькой и заводами, решили показать всем кукиш. На выбор неразумным хохлам предложили потерять инфраструктуру «ПриватБанка», как в Крыму, стратегические заводы, как в Луганске, получить пакет РСЗО по городу или оказаться прямо посреди тёплой ламповой военной диктатуры. Именно поэтому сбылся самый лучший эротический сон Виктора Андреевича Ющенко – Украина 130 дней без российского газа. И никакая ботоксная тварь не может пригрозить вентилем, потому что Европа вывернет матку через суды. Нам приходится договариваться, учиться лавировать, качать армию, проводить болезненные реформы, зачищать правовое поле под инвестиции в наш дикий Восток, потому что нам в спину дышат санитары леса.
И где-то тут кроются все наши ответы на вопросы и все изгибы менталитета. Если честно, я не уверен, что украинцы вообще хотят побороть коррупцию. Вот не вижу я страны, жители которой, увидев автомобиль под зерно с перегрузом, бегут звонить в полицию, а все вопросы решают в суде. Мы даже армии помогаем так, чтобы кинуть таможню и не попасть в поле внимания налоговой инспекции. Ведь нет никаких секретных способов победить коррупцию и разбогатеть – про это написаны тонны книг и сняты сотни фильмов, но нет никаких тайн. Если ты хочешь больше зарабатывать, следуй за рынком, переквалифицируйся, учи английский, будь специалистом в своём деле, чтобы терпели любые бзики только за то, что ты тянешь половину работы или службы. Хочешь чувствовать себя увереннее, начни откладывать, хотя бы 10% дохода, даже от самого минимального можно отложить пару тройку месячных заработков. Хочешь воевать и идти на Ростов – вперёд, зарплата втрое выше, чем в среднем по рынку, и вакансии от НГУ до аэромобильных войск ждут тебя. Не хочешь воевать, тебе же не надо рассказывать, как сделать ожирение первой степени и воспаление почек, его же в ремиссии почти не видно. Не хочешь никому давать денег, выучи, как должен висеть огнетушитель, и правильно подключи свой ларёк к электропитанию (а не как у меня в городе кинулись, что официально запитаны 3 ЧП, а остальные – подключились через астрал); штудируй налоговый кодекс и давай взятки только в критических ситуациях. У нас по факту сейчас страна возможностей – миллион украинцев в Канаде, волонтёры во власти, фермеры, поставляющие ягоды в ЕС на сотни тысяч евро, и ветераны, открывающие пиццерию в столице, не дадут соврать. Хочешь работать вне страны, есть десятки тысяч вакансий, начиная от круизных судов и медицины в Европу, заканчивая рабочими специальностями. Есть желание работать внутри, бросай свой депрессивный регион, получай образование, стань сварщиком, посмотри сотни вакансий на оборонных заводах, учись в IT. Твой дед слушал сказки о коммунизме, твой отец догонял Францию, ты любуешься новым антикоррупционным шоу по телевизору – пока люди делают дела, а терять тебе квартиру в панельке и свои иллюзии.
В Украине в ближайшие несколько лет будет подъём ВВП, даже на банальном отскоке. Сюда пойдут деньги: в АПК, в локализацию производства, в порты и дороги, в ВПК, в энергетику. Они уже идут. Коррупция, конечно, никуда не денется, но придётся договариваться о правилах: в некоторых сферах откатывать станет опасно для здоровья и в целом аппетиты придётся урезать. Ибо Боливар может упасть, а РФ с прищуром смотрит через границу. Украина останется вполне самостоятельным оператором оружия на чёрном рынке, граждане будут гонять контрабас, принимать участие в трафике нелегалов, получать зарплату в конвертах и копать янтарь, как занимались этим десятки лет до того, как об этом стало модно говорить. Но Украина вынуждена будет расти или быть сожранной северным соседом, и нам понадобятся все ресурсы, которые можно мобилизовать. Людей начнёт втягивать в госструктуры или коммерцию, как ураганом, служить в армии и полиции станет престижным, хотя никуда не денутся миллионы бедных, застрявших в прошлом веке персонажей, ждущих мессии. И только от тебя зависит, кем ты станешь в ближайшие десять лет – ценным специалистом, крепко стоящим на ногах, или потребителем телевизионной жвачки. Песок шуршит. Клепсидра переворачивается. Антикоррупционный джихад продолжается.