Черная полоса в жизни ДТЭК началась в прошлом году, когда Национальная комиссия по регулированию электроэнергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) ввела негласный мораторий на повышение тарифов для тепловой генерации. Влияние этого решения на донецкую группу сложно переоценить, ведь основу ее энергогенерирующего бизнеса составляли как раз ТЭС, чьи производственные затраты выросли в 3–4 раза вследствие переориентации с закупок отечественного угля на импортное черное золото. Таким образом, тепловики начали производить параллельно с энергией убытки, перекрывать которые за счет повышения тарифов на ток нацкомиссия попросту отказалась.
Не тот ток
Это решение вызвало на рынке бурю протеста, но сосредоточиться на решении проблемы подчиненным Рината Ахметова не довелось: в середине февраля НКРЭКУ издала постановление №203, которым был откорректирован список отечественных производителей электроэнергии. Основная суть изменений свелась к тому, что из этого реестра были исключены установки, расположенные в зоне АТО. В том числе одна из трех станций подконтрольного Ахметову «Востокэнерго» — Зуевская ТЭС. Логику Киева понять просто: в зоне боевых действий органы государственной власти не осуществляют своих полномочий, а значит администрированием потребленной энергии на этой территории никто не занимается.
Принимая решение, НКРЭКУ руководствовалась распоряжением Кабмина №1085р от 7 ноября 2014 года, которым город Зугрэс — площадка ТЭС — был официально отнесен к списку населенных пунктов, на территории которых органы государственной власти не осуществляют свои полномочия. К тому же никто не отменял приказ Минэнерго №100 от 18 февраля 2015 года, которым был утвержден список компаний, чьи мощности находятся на временно оккупированной территории (включая Зуевскую ТЭС).
Дату выхода в свет министерского документа можно считать началом финансового кризиса в энергетической жизни Ахметова, ведь именно с этого дня ГП «Энергорынок» прекратило оплату тока, производимого Зуевской электростанцией.
Суд против блокады
Сегодня эта блокада оказалась под большим вопросом. Основной вклад в восстановление статус-кво был сделан юристами ДТЭК 16 марта, когда Донецкий окружной административный суд отменил постановление НКРЭКУ №203. Свое решение он мотивировал тем, что «Востокэнерго» является полноправным членом Оптового рынка электрической энергии, в соответствии с правилами которого оплата стоимости тока в каждом расчетном периоде обеспечивается «в равных долях каждой энергогенерирующей компании».
За нацкомиссией сохраняется возможность оспорить это решение в апелляционной инстанции. Но, судя по всему, этот шаг будет бесполезным. Постановление донецкого суда вступает в силу буквально на днях. И благодаря нерасторопности НКРЭКУ, не сумевшей вовремя подать апелляцию на упомянутое решение первой инстанции, мораторий на оплату электроэнергии в ближайшее время будет снят.
Возврат к расчетам за электроэнергию с энергогенерацией, находящейся на неподконтрольных территориях, будет обходиться стране в 700–800 млн. грн. ежемесячно. Но все не так просто. Ведь с помощью финансовой блокады Киев рассчитывал подтолкнуть неконтролируемые территории к началу поиска компромисса, которым могла бы стать бартерная схема «электричество в обмен на уголь». Но в нынешних условиях это уже трудноисполнимо.
Тем не менее из этой ситуации Ринат Леонидович может извлечь недюжинные дивиденды, ведь, добившись выгодных ему судебных вердиктов, он сыграл на стороне непризнанных республик. А значит, они могут согласиться, чтобы олигарх стал посредником во взаимоотношениях Киева и предприятий из зоны АТО.