«Раньше люди гибли за металл, теперь — за песок». Первый замначальника Евпаторийского порта Олег Нижник, философствуя, многое не договаривает, но в этой метафоре — все правда. Люди, слава богу гибнут, не в прямом смысле. Но государственный порт — буквально. Хотя, в свете вступившего в силу закона о торговых морпортах, его финансовая хворь вполне вписывается в понимание нынешней властью государственно-частного партнерства — избирательно, надкусывая в особо питательных местах. Остальное — за борт. Вместе с другими законами.
Озеро Донузлав, несмотря на то что окружено археологическими памятниками, к сакральным местам Крыма не относится. Но оно имеет сильнейший магнит другого рода — оно полно соблазнов, на которые чиновный люд особо падок, а потому стало ловушкой для коррупционеров всех уровней.
В 2004—2006 годах «ЗН» неоднократно писало о попытках построить на озере Донузлав, где ранее находилась крупная база КЧФ, частный порт для сыпучих грузов и нефтеперевалки. Порт был бы замечательный — в этом месте круглогодичная навигация, но курорта Большой Евпатории, которую с советских времен называют детской здравницей, больше не существовало бы — таков был однозначным вывод ученых и местных властей. Инициатором строительства порта, среди прочих, была и офшорная компания Atlantik Caspian Resources pls, афиллированная с лицами и структурами, которые затем стали называть «группой „РосУкрЭнерго". То, что не удалось Д.Фирташу при президенте Кучме, сделал было президент Ющенко — издал указ о строительстве порта с участием частного капитала. Но под давлением общественности, объединившейся без оглядки на партийность и этническую принадлежность, был вынужден указ отменить.
Но озеро оказалось с золотым дном и без строительства частного порта. Пока мэрия Евпатории занималась разработкой программы развития всего Западного Крыма, а ученые-экологи — проектом бальнеологического курорта и национального парка «Крымские золотые пески», резко рос спрос на песок строительный, который на дне Донузлава есть в большом количестве. Его там добывали еще с 60-х годов — военные строители для своих нужд (в том числе для строительства военных городков, а ныне поселков Мирный и Новоозерный на берегу озера), Евпаторийский морской порт — для нужд гражданских. А с уходом военных и наступлением капитализма спецразрешения на его добычу стали получать и частные структуры.
Уже в начале 2000-х экологи забили тревогу: увеличение добычи песка в Донузлаве — главная причина того, что море «съедает» уникальные лечебные пляжи с «золотыми» песками органического происхождения, а вместе с песком из дна откачивается и все живое. Убедиться в последнем может любой, посмотрев на горы отсева рядом с добытым песком — рапаны, мидии, крабики и даже рыбешки… Но, похоже, «в отсев» может угодить и живность покрупнее — Евпаторийский морской торговый порт. Конкуренция за право монопольной добычи песка в течение этого года вышла к рубежу, за которым уже проглядывается банкротство государственного порта.
Дабы было понятно, за что идет невиданная ранее война, озвучим цифры выгодности песчаного бизнеса. Себестоимость добычи песка в Донузлаве — от шести до 11 гривен за тонну (у частных структур теплоходы помощнее и себестоимость почти в разы ниже, чем у морпорта). Продается же тонна песка по 140—160 гривен. Такую рентабельность даже сравнить не с чем — разве что с наркотиками, говорят предприниматели. Деньги из песка — основной доход и для государственного порта. В годовом бюджете Евпаторийского МТП доходы от добычи и грузопереработки песка составляют 80 процентов. Вернее, составляли. Если в первом полугодии 2011-го у порта была прибыль в 1,2 млн. грн., то в этот же период нынешнего — почти 2,2 млн. убытков. И это при том, что только в июле в Евпаторийский порт удалось «завести» 19 паромов! Что же происходит?
В прошлом году спрос на донузлавский песок резко возрос, причем за счет потребностей России — для строительства олимпийских объектов в Сочи. Цены на песок и гравий там спекулятивно взлетели почти в два раза, и опустить их до среднероссийских удалось только после личного распоряжения президента Медведева, который, услышав доклад кремлевских ревизоров, вознегодовал: «Откуда такой песчаник, из Китая его, что ли, возят?!».
Собственно, той весной и началась большая конкурентная война за донузлавский песок, в которой участвовали государственный морпорт и три частные кампании — две из Севастополя и одна из Скадовска, хотя «портом приписки» называлась Макеевка. В пользу этой версии служили: прелюбопытный договор, по которому фирме мог легко отойти причал на Южной косе озера; и наглость, с которой без оглядки на протесты порта, обращения местного поссовета (земля — громады) к правоохранителям и огласку в СМИ была вырыта огромная пескояма для перевалки песка, который затем везли в Сочи. Но самые крупные поставки, по данным СМИ, оказались у севастопольских структур, входящих в условную группу компаний «Суэста» — сегодня это название на слуху благодаря скандалу с добычей песка у берега Гурзуфа и в заповедном районе мыса Фиолент (Севастополь).
В прошлом году севастопольское издание «Гражданская оборона» опубликовало документы, по которым ООО «Киевгидроинвест» (учредитель фирмы «Суэста») должно было поставить в Сочи 600 тысяч тонн песка. Покупатель серьезный: на сайте ООО «ПортТрейдИмпекс» сообщается, что оно входит в группу компаний «Базовый элемент» Олега Дерипаски. Тогда Алексей Мазюк, известный предприниматель, который считается основным совладельцем группы компаний «Суэста» (доли в фирмах зарегистрированы на супругу и других родственников), подтверждал изданию поставки песка в Россию, конкретно — на олимпийские объекты. А на сегодняшний день фирмы группы ЗАО «Южная инвестиционная компания», владеющая карьером на Донузлаве, и родственное ей ООО «Югэкоресурс», которому принадлежат теплоходы «Печора» и «Трофа», оказались монополистами по добыче песка на озере. Евпаторийский МТП и еще одно севастопольское ООО «СендИнтерМарин» известного бизнесмена Юлия Скуратовского, также имеющие карьеры в озере, добычу не ведут: прокуратура Крыма, в рамках фактового уголовного дела о незаконной добыче песка, наложила арест на суда — как на вещественные доказательства.
Но самое главное — всем трем предприятиям, владеющим карьерами в Донузлаве, в 2007 году Азово-Черноморской экологической инспекцией было временно приостановлено разрешение на ведение добычи — ввиду обнаруженных нарушений законодательства. И до их устранения.
Однако, как не раз сообщали контролирующие органы и заявляли экологи, песок добывался, получается, пиратским способом. И не только здесь. Поэтому «песочные дела» — весьма удачный повод для смены начальника любого крымского порта. После захода макеевской команды в Крым был арестован начальник Евпаторийского морпорта А.Котельников, который также был доверенным лицом в этом регионе на президентских выборах Юлии Тимошенко. Отстегнуть наручники, которыми ветерана спецслужб приковали к больничной койке в СИЗО, удалось только с помощью омбудсмена. Судебное следствие по эпизоду с кражей песка еще продолжается, а на этой неделе уголовное дело заведено на начальника Севастопольского порта — его подозревают в занижении тарифов на перегруз песка.
После смещения Котельникова в Евпаторийском морпорту сменилась целая плеяда начальников. И каждого «приписывали» к какой-нибудь фирме, добывающей песок, получавшей фавору в своей работе. А каждую фирму — к высокопоставленным товарищам в Киеве и Москве. Потому как песчаный бизнес, по свидетельствам многих собеседников, тесно связан с военным делом. Поэтому покровителями одной конкурирующей структуры называли адмирала Ежеля, а другой — адмирала Комоедова.
Хотя жизненный путь Алесея Мазюка разообразен: тут и службв на ЧФ, и работа в госуправделами президента времен И.Бакая и связь с А.Кинахом (информация местных СМИ об этом, по крайней мере, не опровергалась), и общественная деятельность — есть целая плеяда ветеранских организаций. Так что бизнес получается военно-морской.
Но вернемся к проблемам порта. Его нынешнее руководство утверждает, что все годы запрета на добычу только оказывали услуги другим предприятиям. По словам первого замначальника порта Олега Нижника, до марта 2010 года добычей песка на карьере «Южной инвестиционной компании», по их заказу, занимался порт — теплоходом «Ока» и баржей. «В 2010 году компания, в лице своих учредителей, основала ООО „Югэкоресурс", на баланс которой были приобретены сначала теплоход „Трофа", а в дальнейшем теплоход „Печора". Это самые мощные теплоходы, которые на сегодня есть в Крыму для добычи песка: „Трофа" за один раз берет тысячу тонн, а „Печора"— около трех тысяч, — рассказывает О.Нижник. — В марте они перестали нуждаться в услугах порта. И коль они приобрели такие средства добычи, они решили стать монополистами. Это ярко начало выражаться именно перед тем, как был принят закон о портах».
В конце прошлого года Евпаторийский морпорт ускорил оформление документов, позволяющих возобновить действия разрешения на добычу песка. И параллельно — наверное, по чистой случайности — начинают разворачиваться события, эти разрешения блокирующие. Далее — в хронологическом порядке и с небольшими ремарками заместителя начальника морпорта — пояснения руководителя юридической службы Анатолия Туйсузова.
В январе этого года прокуратурой АРК было возбуждено уже упоминавшееся уголовное дело — по факту незаконной добычи песка в 2011 году, то есть предыдущим руководством порта. Это явилось основанием для ареста единственного судна «Ока», которое имелось на тот период в порту и зарабатывало на добыче песка. Судно — арендованное, владелец и экипаж из пяти человек — граждане Грузии, уже пять месяцев, по сути, сторожат судно и терпят убытки.
Два существенных момента: уголовное дело уже расследуется семь месяцев, обвинения никому не предъявлены, следственные действия, по словам А.Туйсузова, не проводятся. При этом арест судна как вещдока — за пределами всех кодексов. Потому как, согласно статье 41 Кодекса о торговом мореплавании, судна могут быть арестованы только по решению суда, а в данном случае было только постановление следователя. Кроме того, по словам капитана судна и руководства порта, никто «вещдок» не осматривал, не описывал и на ответственное хранение, в соответствии с УПК, не передавал.
«Уже в апреле 2012 года нам были выданы все согласующие документы, и порт имел право добывать песок на законных основаниях, разрабатывать свой карьер в Донузлаве. Однако „Южная инвестиционная компания" один за другим подала три иска в админсуд о признании решения Азово-Черноморской экоинспекции об отмене запрета 2007 года незаконными. Суд также раз за разом принимает решения в пользу компании, причем по формальным причинам. И 8 августа 2012 года административный суд, не ставя в известность ни нас — порт, ни непосредственно ответчика, в отношении которого подан иск — Азово-Черноморскую экологическую инспекцию, проводит судебное заседание, принимает определение: в счет обеспечения иска приостанавливает действие этого решения», — говорит Анатолий Туйсузов.
Но самым интересным может оказаться другой процесс — по иску ЗАО в Хозяйственный суд: по данным компании, порт с 2009 до 2010 года незаконно завладел песком в ее карьере, чем причинил ущерб на сумму 32 млн. гривен!
По сути, порт обвиняют в краже песка — ситуация, аналогичная истории уголовного дела А.Котельникова. «В данном случае суд не имел права принимать данный иск к рассмотрению, так как это не хозяйственный спор, — считает Анатолий Туйсузов. — На тот период между портом и «Южной инвестиционной компанией» никаких договорных отношений не существовало. Это вопрос чисто уголовно-процессуального производства. Необходимо его было разрешать в прокуратуре или других правоохранительных органах. Но, несмотря на это, суд принимает иск к исполнению».
Фактически порт остается в подвешенном состоянии, говорят его руководители, опасаясь наложения ареста на счета и имущество. Все это время «Южная инвестиционная компания» активно добывает песок в Донузлаве. Теплоходы ходят как трамвайчики — один вышел, другой зашел. Каждый день — документально подтверждает диспетчер порта. Даже когда ночью их буксир не мог работать с лоцманами, добытчикам песка помогали…военные моряки.
«Югэкоресурс договаривается с командованием воинской части 2506, и они выделяют БУК „Новоозерное". Он принадлежит военно-морской базе. Он сначала стал подходить к нашим причалам для того, чтобы забирать лоцманов. Я запретил им бесплатно подходить к нашим причалам, потому что в данном случае он выступает не в роли военного корабля, а в роли судна, обеспечивающего коммерческую деятельность, — рассказывает главный диспетчер Евпаторийского морпорта Дмитрий Дудчик. — Капитан БУКа отказался подписывать наряды и стал швартоваться не к нашим причалам, а куда сможет приткнуться. Там есть маленький причал Госгидрографии, на Северной косе есть маленький заброшенный причал на территории порта. Когда мы обратились к капитану, он сказал, что работает по плану боевой подготовки, а когда обратились к оперативному дежурному ВЧ-2506 с просьбой разъяснить ситуацию и предоставить нам информацию, чтобы мы могли свериться, он сказал, что данную информацию он дать нам не может. Получается немного странная ситуация».
Десятки писем, которые пишет во все инстанции руководство порта, медленно ходят по кругу. В них указывается, что ЗАО «Южная инвестиционная компания незаконно ведет добычу песка, поскольку запрет Азово-Черноморской инспекции от мая 2007 года действует. Подтверждение тому — и письмо нынешнего руководителя инспекции О.Медведева своему начальнику — председателю Госэкоинспекции Украины П.Жиле. Там четко говорится, что запрет действует и поныне и никем не оспаривался. А поскольку нарушения продолжаются (только за май-июнь этого года добыто незаконно 50 тысяч тонн песка), предлагается приостановить действие лицензии, провести расчет убытка и инициировать привлечение к уголовной ответственности. ZN.UA, располагая копией этого письма, датированного 13 июля, обратилось к начальнику ГАЧЭИ Олегу Медведеву с вопросом: почему компания продолжает добычу?
Ответ потряс: по словам Медведева, у компании есть законные основания для ведения добычи песка. Какие? — «После того как мы получили согласование на проверку, в ее ходе оказалось, что временный запрет был отменен еще в 2007 году», — сказал начальник ГАЧЭИ.
Получается, что месяц назад начальник инспекции об этом не знал?! И требовал по всей строгости…а затем нашлась бумага пятилетней давности? Очень хотелось бы взглянуть.
Олег Валерьевич любезно пообещал прислать по электронной почте. Мы еще несколько раз созванивались, чтобы убедиться — до сдачи статьи в номер документы будут отосланы. Увы…
Но такой же документ должен быть как минимум у двух фирм группы компаний «Суэста». С Алексеем Мазюком связаться не удалось, телефон, который он ранее оставлял автору, не отвечал. По данным партнеров, он сейчас в Москве. Уполномоченный на общение с прессой менеджер группы компаний поначалу согласился прислать копию документа, отменявшего еще в 2007 году запрет на добычу песка, затем — привезти его в Симферополь и передать лично, под запись. Но в последний момент прислал короткий текст и предложение приехать в Севастополь. Цитируем дословно.
«Менеджер Группы компаний „Суэста" Сергей Должиков сообщил „Зеркалу Недели", что все необходимые разрешительные документы для добычи морского строительного песка в озере Донузлав у Группы компаний имеются, и они неоднократно предъявлялись заинтересованным структурам в ходе многочисленных проверок контролирующих и правоохранительных органов. По словам Должикова, ни одна из них не нашла в деятельности „Суэсты" никаких нарушений».
Но мы не единственные, кто не увидел заветный документ. Он был истребован также определением Хозяйственного суда, который рассматривает иск на 32 миллиона. Однако вместо соответствующего решения инспекции было предоставлено письмо от 05.06.2007 о согласовании возобновления работ.
Конечно, учитывая отсутствие в данный момент первых лиц группы компаний «Суэста», которые могли бы дать ответы на многие поднятые в материале вопросы, ZN.UA оставляет за собственниками или руководителями компании право на ответ. Считайте, что мы использовали свое право на вопрос. И задали его не только им!
Но и Министерству инфраструктуры Украины, в чьем ведении находятся государственные порты и чья позиция в данной ситуации до сих пор не заявлена. Ведь если молчание и бездействие будут продолжаться, нужно будет делать вывод, что госпредприятие искусственно вгоняется в долги и банкротится с ведома руководства министерства! И Кабмина в целом, потому что ему, получается, все равно, что в бюджеты всех уровней недопоступают налоги, а у порта, могущего приносить прибыль, денег хватает только на зарплату — на топливе уже экономят. Профком порта на этой неделе направил обращение к президенту. Не изменится ситуация — будут бастовать, потому что уверены в подготовке рейдерского захвата предприятия.
Вполне может быть, что члены Высшего совета юстиции и Высшей квалифкомиссии судей, ознакомившись с творчеством крымских судей, тоже придут к подобному мнению и назначат проверки по направленным им жалобам. И прокуроры — от ГПУ до межрайонной природоохранной — все как один встанут на защиту интересов государства….
Главное, время для решительных действий власти самое ответственное наступило — выборы. То есть время отчета.