Граждан устраивает политическая коррупция: несмотря на массовые случаи раздачи подачек, в правоохранительные органы никто не обращался.
«Комментарии» попытались при помощи экспертов выяснить несколько вещей: а) какую примерно сумму кандидаты-мажоритарщики тратят на подкуп избирателей при помощи продпайков; б) сколько маркетинговых сетей кандидаты-гречкосеи используют на своих округах и на какое количество благодарных избирателей в итоге они рассчитывают; в) почему украинцы, получив от кандидата пищу, лекарства или денежное вознаграждение не идут со всем этим в милицию. В результате мы получили печальную картину: практически ни один из кандидатов по округам не сможет получить мандат без подкупа избирателей. При этом случаи обращения к правоохранительным органам по поводу попыток подкупа будут единичными. Главная причина – украинцы бояться, что после обращения в милицию их же и сделают крайними, поскольку у нас граждане совершенно не защищены законом.
Итак, в среднем округе насчитывается около 160 тысяч избирателей. Приблизительная явка составит где-то 60 процентов. Соответственно голосующих на округе будет около 90-95 тысяч. А поскольку у нас в бюллетене отсутствует графа «Против всех», то все голоса являются результативными. Таким образом, учитывая предыдущие примеры выборов, кандидату хватит мобилизовать от 15 до 20 процентов от общего количества избирателей в округе. То есть, для победы надо немногим меньше 20 тысяч голосов, и у кандидата вожделенный депутатский мандат в кармане. Именно на этих 20000 и рассчитывают кандидаты-«благодетели». Поэтому обрабатывают электорат, который в простонародье принято называть «малообеспеченным».
Как рассказала «Комментариям» глава правления общественной сети «ОПОРА» Ольга Айвазовская, существуют факты использования «опыта» предыдущих избирательный кампаний, когда покупаются базы данных людей, готовых продать свой голос. По ее словам, такие базы данных есть у штабистов, работавших на предыдущих выборах. «Эти люди в восьмидесяти процентах случаев никуда не делись. Такие базы продаются, хотя и стоят очень дорого. Иногда этим базам уже по 10 лет. После покупки по этим людям проводится обход. А те, кто не собирается идти на выборы, но являются малообеспеченными, очень удобная и дешевая категория для подкупа. Это инструмент для победы», - подчеркнула Айвазовская.
Если же говорить о прямом денежном подкупе, то, по ее словам, такого пока не наблюдается. В тоже время, как показал опыт местных выборов 2010 года, такие случаи были и, к большому сожалению, дальше фиксации наблюдателями подобных фактов дело не пошло. Однако, считает Айвазовская, для подкупа нужно сначала определить «персональную целевую аудиторию». «Для этого перед выборами выставляются палатки, проводится обход квартир. Вся эта мишура и является целью найти своего «покупателя» и клиента», - сказала она.
Что же касается сумм, фигурирующих на округах, то здесь довольно большой разброс. «Свой» кандидат, то есть, человек, которого знают в лицо, человек, «кормивший» округ многие годы, потратится меньше. Значит – сэкономит деньги для плотной работы с избирательными комиссиями (сколько стоит купить члена комиссии, «Комментарии» узнают чуть позже, когда эти комиссии уже начнут работать). А вот «варяга» на округе будут «динамить» по полной: он потратит и на гречку, и на комиссии, и на билл-борды, чтобы в итоге не оказалось, что кандидата-победителя в лицо никто не видел. Для таких кандидатов, считает Айвазовская, в плане прямого влияния один избиратель обойдется в 500 гривен. «Более 500 гривен никто давать не будет. Есть примеры парламентских выборов 2002 года, когда «варяг» закупал 20 тысяч голосов и обеспечивал себе победу», - отметила она. Умножаем: 20000*500 = 10 миллионов гривен или примерно 1,2 миллиона долларов. В эти 500 гривен укладывается минимум три продпайка и работа десятников. Понятно, что сотники тоже из этой суммы имеют неплохой процент. Поскольку же в среднем на округ кандидат, желающий стать депутатом стопроцентно, потратит около $ 5 миллионов, то остальная сумма пойдет на работу с членами комиссии, местными «генералами», заезжими лабухами, и с рекламистами, предоставляющими площади для внешней рекламы.
Теперь следующее: на каждом округе сеют «гречку» минимум два кандидата. А, если избирателям «попрет», то и человека четыре. Однако, общее число людей, которых попытаются подкупить, составляет приблизительно 60-70% от теоретических избирателей (так сказать, с запасом) – 55-60 тысяч человек в зависимости от округа. Из этого числа у одного кандидата ориентировка идет тысяч на 25-30 голосов. То есть, тот кандидат, у кого сетевой маркетинг хуже, тот и проиграет. Таким образом: в Украине 225 округов и, если даже примерно представить, что кандидат ангажирует в округе 20 тысяч, то получается около 5 миллионов голосов.
Поэтому правы те, кто считает: эти выборы будут самыми продажными за всю историю страны. И не только за продпайки. Ведь дьявол прячется деталях: спортивные и детские площадки, конкурсы, концерты, массовый завоз столичных врачей в отдаленные села. К сожалению, все как в том анекдоте: «Масштаб нашей коррупции просто в голове не укладывается! Зато укладывается в чемодане». А у нас вполне укладывается в целлофановый пакет…