Через десять дней страна отметит третью годовщину пребывания Президента на своем посту. К этой дате «Комментарии» решили проанализировать выполнение Программы экономических реформ на 2010–2014 годы, утвержденной Комитетом по экономическим реформам, председателем которого является Виктор Янукович.. В этом документе описано 11 реформ, «направленных на построение современной, стабильной и конкурентоспособной в мировом масштабе экономики, формирование профессиональной и эффективной системы госуправления, и наконец – на повышение благосостояния украинских граждан». О них, а также о не вошедшей в программу административной реформе читайте в обзоре «Комментариев».

Перестановка кресел вместо сокращения чиновников

Одна из реальных целей административной реформы в том и заключалась, чтобы придать имевшимся на тот момент правительственным органам статус ЦОИВ и таким способом вывести эти органы из-под контроля главы правительства. Другая реальная цель: провести в исполнительной власти кадровую чистку.

 

Сейчас же у административной реформы появилась новая реальная цель: обеспечение сосуществования премьер-министра и первого вице-премьера в период, когда бразды правления в Кабмине постепенно передаются от Николая Азарова к Сергею Арбузову.

Регионы отучают от денег

Реформа межбюджетных отношений задекларировала курс на построение бюджетного федерализма, суть которого заключалась в увеличении источников собственных доходов местных бюджетов и расширении полномочий местных властей на расходование имеющихся в их распоряжении средств.

Но уже летом 2010 года парламент принял новую редакцию Бюджетного кодекса, после чего местные общины оказались еще более финансово беспомощными, чем ранее. Зато Банковой удалось выполнить другую задачу, которую не найдешь в тексте программы, – максимально усилить централизацию бюджетной системы страны.

Электроэнергетика ждет окончания передела рынка

По расчетам авторов документа, подтолкнуть бизнес к вливаниям в энергопредприятия были призваны две инициативы: утверждение экономически обоснованных тарифов на энергию и переход к прямым продажам электричества потребителю (в обход посреднических услуг госпредприятия «Энергорынок»).

Однако за тарифы никто так и не взялся. Дело в том, что при экономически обоснованных ценах на киловатт-час привлекательность предприятий этого сектора стала бы намного выше, а значит – их стартовая цена в случае продажи должна была бы возрасти.

Что же касается отказа от услуг ГП «Энергорынок» и перехода к модели прямых договоров между производителем и потребителем энергии, то этот процесс будет запущен последним из намеченных реформ в энергетике.

Фасад и изнанка налоговой реформы

Заявленные планы грядущих налоговых преобразований выглядели поистине революционно: утвердить Налоговый кодекс, оговаривающий не только снижение ставок основных налогов, но и ликвидацию неэффективных обязательных платежей, избавиться от задолженности по возмещению НДС и уже начиная с 1 августа 2010 года возвращать этот налог предприятиям своевременно, ввести единый социальный налог, который снизил бы нагрузку на фонд оплаты труда, а также осовременить систему функционирования упрощенной системы налогообложения.

Тем не менее, уже прописанные законодательно новые налоговые нормы привели к тому, что бизнес в добровольно-принудительном порядке заставляют платить налоги наперед. И за последние годы уровень теневой экономики не изменился и по разным оценкам он составляет от 40 до 60% ВВП. Что является прямым доказательством провала налоговой реформы.

Заброшенный промысел

Изначально, поднимать внутреннюю добычу предлагалось путем создания условий для привлечения частных инвестиций. В первую очередь методом планомерного повышения тарифов на газ для всех категорий потребителей. Но решить тарифный вопрос Кабмин так и не смог: в течение двух лет цены на голубое топливо для населения не менялись, а для промышленников они росли только с индексацией на удорожание импортного газа.

 

Со временем выяснилось, что нововведения имеют ряд особенностей. К примеру, у отечественных предприятий появилось преимущество перед зарубежными. В результате почти все перспективные нефтегазоносные площадки в считанные месяцы были розданы украинским компаниям.

Успеть за десять минут

Вместо того, чтобы разрушить на корню устоявшуюся систему в системе здравоохранения, власть предпочла ломать и скрещивать ветки этой системы, не затрагивая корень. В ход идут самые примитивные регуляторные рычаги: правительство не изыскивает средства на строительство новых спортивно-оздоровительных центров, пропаганду физкультуры, а повышает акцизы на табак и алкоголь. А законодатели еще и подыгрывают ему, разрешая курить либо под вытяжкой на кухне, либо на улице.

Озабоченная своим рейтингом, власть по-прежнему боится официально объявить населению, что следует узаконить плату за медицинские услуги, которая давно и повсеместно практикуется в виде взяток и «благотворительной помощи».

Наконец, скорая помощь пока никак не может стать по-настоящему скорой. Торжественно объявленные нормативы прибытия карет скорой помощи к пациентам (10 мин. в городах и 20 мин. в сельской местности) далеки от стопроцентного выполнения.

Уголь – в топку

Программой экономических реформ предусматривалось решение ключевых проблем угольной отрасли – убыточности государственных шахт и отсутствия инвестиций в их развитие. Однако, судьбу украинского угля предрешили последние изменения правил игры на рынке, направленные не на развитие отрасли, а на выкачку из нее последних финансовых резервов. В итоге крупный бизнес скупает только наиболее привлекательные шахты, а убыточные придется ликвидировать. Процесс уже стартовал: сейчас в стране более 120 угольных предприятий находятся на стадии ликвидации и еще несколько десятков готовятся к ней. Что же касается занятости шахтеров, то пока проблемы увольняемых горняков – это их личные проблемы.

 

Заход не с того конца

По заключению авторов реформы, в 2010 году менее 23% от общей суммы государственных социальных трансфертов попадало к бедным. Бороться за справедливое распределение соцпомощи было решено путем «внедрения непрямых методов оценивания доходов граждан». Однако 2012-й был годом выборов, поэтому эксперимент свернули. А количество реципиентов основных видов помощи в 2011 году только выросло по сравнению с 2010 годом. Власть стремится представить это как достижение, хотя, увязывать увеличение количества социально незащищенных сограждан с очередным «покращенням» занятие неблагодарное. Идея перераспределить некоторое количество денег между бедными и очень бедными и выдать это за реформу, была обречена на неуспех.

Коммунальный воз увяз в тарифах

Цель реформирования ЖКХ была сформулирована банально: повысить качество услуг и обеспечить бездотационность этого сектора экономики. Методы не отличались сложностью подхода – переложить проблемы ЖХК на плечи потребителей услуг, а коммунальные предприятия продать или передать в концессию, предварительно повысив тарифы.

 

Значительного роста числа ОСМД не произошло. К примеру, в столице в 2012-м вместо тысячи объединений появилось только 17. Доводить тарифы до «экономически обоснованного уровня» мешает постоянная подготовка к выборам. В итоге, модернизировать инфраструктуру за счет механизмов государственно-частного партнерства некому, а решать эту проблему рано или поздно, но таки придется решать за счет населения.

Пенсии остались без второго уровня

Из всех реформ Виктора Януковича самая провальная — несомненно, пенсионная. Закон о пенсионной реформе, принятый в июле 2011 года, пообещал введение второго уровня пенсионной системы (обязательной накопительная системы, которая должна была дополнить существующий первый уровень – обязательную солидарную систему) «начиная с года, в котором будет обеспечена бездефицитность бюджета ПФУ». В октябре 2011 года Сергей Тигипко заявил, что «в 2013 году у нас будет бездефицитный Пенсионный фонд Украины». Он ошибся как минимум на 21,8 млрд. грн. Так или иначе, но за последние три года само выражение «пенсионная реформа» обрело в обществе устойчивый негативный смысл.

 

Образование укрепляли компьютерами и автобусами

Реформа образования поставила две магистральные цели: улучшить систему управления сетью учебных заведений страны и повысить качество предоставляемых ими услуг, а также интегрировать ее в единое европейское образовательное пространство. Но вместо создания крупных районных учебных заведений-центров с сильным педагогическим составом на месте нескольких слабых, ведомство дало указание избавляться от всех малокомплектных школ. Схожая судьба постигла и вузовскую оптимизацию. Реализацию госпрограмм «Школьный автобус» и «Сто процентов» частично спонсировали автопроизводители, с которыми государство еще не до конца расплатилось, а выполнить план по компьютеризации школ на 60% помогла своевременная гуманитарная помощь из Китая.

Неприкасаемые черноземы

Земельную реформу можно смело назвать самым провальным проектом Банковой. Решить проблемы отрасли, по мнению авторов реформы, должны были масштабные инвестиции, которые не возможны без запуска полноценного рынка сельскохозяйственных угодий. Но основополагающий Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» безнадежно застрял в парламенте. Власть и аграрные лоббисты не могут договориться по ключевому вопросу: какой объем земли можно будет продавать «в одни руки». Тем временем, в русле земельной реформы плоть и кровь постепенно обретает созданный летом прошлого года Земельный банк, которому будут переданы госземли сельхозназначения. Назначенных в него членов наблюдательного совета связывают с человеком из ближайшего окружения Президента – вице-премьером Сергеем Арбузовым.