За три месяца Майдана новые власти дали революционным массам бескомпромиссные обещания, которые предполагают слом старой системы и построение на ее останках принципиально нового, справедливого буржуазного строя.

С другой стороны, слишком сильны связи новой власти с прежней коррумпированной верхушкой, которая правила настолько долго, что практически не осталось в стране профессионалов, не замазанных в связях с кровавым режимом. Поэтому любое нынешнее назначение предполагает определенный компромисс с совестью и тех, кого назначают, и тех, кто назначает.

Уже сам статус временного правительства накладывает слишком много ограничений на его членов. Очевидно, что они не просто антикризисные менеджеры – большинству из них просто не суждено насладиться плодами своих художеств. Их карьера с высокой долей вероятности может оборваться уже в конце июня, примерно через месяц после окончания досрочных выборов Президента. Безусловно, кто-то из членов нынешнего «Кабмина народного доверия» выживет в этом катаклизме, но, скорее всего, будет пребывать в пессимизме, окончательно потеряв веру в человечество благодаря очередному валу подковерных интриг и вброса компромата.

Однако, по неизвестной причине члены Кабмина прячут эту тяжелую правду жизни от себя и окружающих. При изучении проектов деятельности нового правительства складывается впечатление, что эти люди пришли в него на века, не до конца осознавая контекст, в котором им необходимо жить и работать ближайшие три месяца. Ведь они пришли, к сожалению, не «делать реформы», а тушить пожар, что, увы, не одно и тоже.

Пустая казна, разбалансированная система госуправления, вялотекущий вооруженный конфликт с Россией, ультиматумы Запада относительно конкретных мер экономической политики приводят к тому, что практически любое решение власти провоцирует волну общественного остракизма. И это уже превратило существующий состав Кабмина в правительство народного недоверия, в чем-то уже способное померяться по данному параметру с «папередниками».

Сам характер формирования и функционирования временного правительства предполагает набор мероприятий:

- внедрение которых может быть от начала до конца проконтролировано членами нынешнего правительства в течение их гарантированно недолгого срока пребывания на посту,

- которые направлены на решение самых горячих вызовов современности и способны дать весомый положительный эффект,

- и, что немаловажно, которые могут вернуть власти доверие со стороны большинства населения.

Сегодня любое предложение, выдвинутое временным правительством, априори должно носить мобилизационный характер, очевидный для широких кругов населения, которое более чем разочаровано позором, происходящим уже почти месяц в Крыму.

Вместо этого, как демонстрирует презентованная на прошлой неделе Министерством экономики программа «100 дней – 100 шагов правительства», члены временного правительства настроились на решение извечных проблем украинской действительности. Инициатива похвальная в другой ситуации, но сегодня выглядящая как минимум неадекватно

Подавляющее большинство прописанных в этом документе мер не могут быть осуществлены ни за 100 дней, ни даже за год. Например, отказ от дотирования угледобычи. Вопрос суперактуальнейший и более чем перезревший. Но надо же понимать текущую политическую конъюнктуру. Вряд ли стоит о нем заикаться, пока так «колбасит» Донбасс. К тому же очевидно, что демонтаж этой системы дотирования растянется минимум на пятилетку.

Конечно, можно начать все намеченные реформы и радостно оставить 90% из них завершать потомкам (например, в виде уже подготовленных нормативных актов), но стоит ли тратить на это время силы и внимание, когда есть множество проблем требующих решения «здесь и сейчас»? Наверно, необходимо констатировать, что горизонт планирования в «100 дней – 100 шагов правительства» безнадежно сбит.

Похожая проблема и с пакетом фискальных инициатив, предложенных Минфином, которые должны помочь наполнить украинскую казну. Фактически все они сводятся к повышению существующих налогов и введению новых. Многие из этих «новаций» являются полной калькой предложений недоброй памяти Кабмина Азарова-Арбузова. В частности, нормы по введению налогообложения депозитов либо увеличение акцизных ставок на алкогольные и табачные изделия.

Помимо этого правительство Яценюка собирается повысить плату за аренду земли, рентные платежи, плату за пользование радиочастотным ресурсом. Будет отменено запланированное на этот год снижение налога на прибыль и НДС. Возвращается сбор на обязательное государственное пенсионное страхование при покупке валюты. Отменяется ряд льгот по НДС. Уменьшается потолок не облагаемого налогом импорта товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях и многое, многое другое.

Очевидно, что это совсем не то, что ожидали получить от новой власти представители среднего класса, ставшие главной движущей силой событий последних 4 месяцев. Они ожидали приятных вещей типа снижения фискального давления и дерегулирования, а получили очередное затягивание поясов под свежим лозунгом «Родина в опасности!» И это разочарование новой властью в среде ее «ядерного электората» необходимо обязательно учитывать, как минимум, его не усугубляя.

Сегодня главным ресурсом исполнения бюджета должны стать не те меры, которые (в случае их принятия парламентом) на годы сделают Украину еще менее привлекательным местом для ведения бизнеса - за счет увеличения фискальной нагрузки одновременно по всем направлениям сразу, а точечные акции типа уже инициированных Кабмином распродажи излишков госсобственности или закрытия финансирования наиболее одиозных госпрограмм и проектов (как-то создание за средства казны частной монополии в сфере цифрового вещания в лице компании «Зеонбуд»с совершенно невнятной структурой собственности или спортивные «мегараспилы» в стиле Евробаскет-2015/Олимпиада-2022). Безусловно, к ним можно добавить фискальные инициативы, касающиеся отдельных отраслей (например, увеличение рентных платежей на добычу полезных ископаемых или ликвидация возможности использовать «упрощенку» в ювелирном бизнесе), но не всей же отечественной экономики - как это предлагает Минфин в случае с НДС и налогом на прибыль.

Ведь в ситуации нынешней анархии ни к чему, кроме массового бегства малого и среднего бизнеса «в тень», это не приведет. Соответственно, собрать запланированные г-ном Шлапаком сотоварищи за счет повышения налогового пресса дополнительные 29 млрд гривень (до конца текущего года) не только не удастся – можно потерять даже то, на что правительство твердо рассчитывает на сегодняшний день. К тому же это полностью противоречит второму разделу «100 дней – 100 шагов правительства», который посвящен формированию в стране благоприятного бизнес-климата.

Очевидно, что не прошло и месяца с момента его «формирования» как новое правительство окончательно запуталось в своих целях, задачах и горизонтах. И если прямо сейчас оно не поймет, что его полномочия ограничены конкретными 100 днями (а уже по факту и меньше), то своим сменщикам оно оставит государство в еще более разобранном состоянии, чем получило в наследство от кровавого режима. А там уже и до «Великого Октября» рукой подать.

Вот только не надо кивать на агрессию России и питать надежды на то, что война, как водится, все спишет. Хотя бы потому, что войны-то пока и не было, а была лишь неудачная военная операция (назвать которую «оборонительной» нельзя), бездарно осуществленная под руководством «временного командования»…